Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу ООО "Орион" (далее - Заявитель) на действия Министерства спорта российской федерации (далее - Заказчик), ФГУП "Дирекция программы по развитию физической культуры и спорта" (далее - Уполномоченный орган) при проведении ГУП "Агентство по государственному заказу, инвестиционной деятельности и межрегиональным связям республики Татарстан" (далее - Оператор электронной площадки), Заказчиком, Уполномоченным органом электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение строительно-монтажных работ на объекте: Федеральное государственное бюджетное учреждение "Южный федеральный центр спортивной подготовки", г. Сочи, Краснодарский край. Реконструкция объектов спортивной базы в г. Кисловодске. 2-й этап. Верхняя база. 2 очередь (номер извещения 0573100031516000026) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Оператором электронной площадки, Заказчиком, Уполномоченным органом Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика, Уполномоченного органа:
1. Заказчиком, Уполномоченным органом не размещена в полном объеме проектно-сметная документация в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС).
2. В составе документации об Аукционе не размещено положительное заключение государственной экспертизы проектной документации и проверки достоверности сметной документации.
3. В документации об Аукционе не установлены сроки оплаты работ.
4. В информационной карте документации об Аукционе установлена противоречивая информация в части обеспечения исполнения контракта.
Представители Уполномоченного органа не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик, Уполномоченный орган действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в ЕИС - 26.08.2016;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 631 883 130 рублей;
4) дата окончания подачи заявок - 23.09.2016.
1. По мнению Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом не размещена в полном объеме проектно-сметная документация в ЕИС.
Пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
В соответствии с частью 1 статьи 743 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ.
В соответствии с частью 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, в том числе в соответствии с проектной документацией. При этом согласно части 2 статьи 48 Градостроительного Кодекса Российской Федерации проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства.
Согласно части 12 статьи 48 Градостроительного Кодекса Российской Федерации в состав проектной документации объектов капитального строительства включается в том числе раздел: "Смета на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, финансируемых за счет средств соответствующих бюджетов".
На заседании Комиссии, представители Уполномоченного органа пояснили, что проектно-сметная документация опубликована в ЕИС в полном объеме.
Вместе с тем, Заявитель на заседании Комиссии не явился, в составе жалобы не представил документы и доказательства, подтверждающие обоснованность своего довода, в связи с чем указанный довод не нашел своего подтверждения.
2. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом в составе документации об Аукционе не размещено положительное заключение государственной экспертизы проектной документации и проверки достоверности сметной документации.
На заседании Комиссии, представитель Уполномоченного органа пояснили, что Закон о контрактной системе не содержит положений, согласно которым Заказчик, обязан размещать в составе документации об Аукционе заключение государственной экспертизы проектной документации и проверки достоверности сметной документации, при этом представитель Уполномоченного органа пояснил, что Заказчиком, Уполномоченным органом получено соответствующее заключение от 04.04.2014 N 241-14/РГЭ-3001/05.
Вместе с тем, Заявитель на заседании Комиссии не явился, в составе жалобы не представил документы и доказательства, подтверждающие обоснованность своего довода, в связи с чем указанный довод не нашел своего подтверждения.
3. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом в документации об Аукционе не установлены сроки оплаты работ.
Согласно части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки. В случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.
На заседании Комиссии, представители Уполномоченного органа пояснили, что в пункте 2.7 проекта государственного контракта документации об Аукционе установлено: "Оплата будет производиться ежемесячно, за выполненные объемы работ, подтвержденные актами выполненных работ и иными необходимыми отчетными документами, подтверждающими целевое использование выделенных средств, по мере поступления их из федерального бюджета, в пределах утвержденных лимитов бюджетных обязательств и твердой цены контракта. Оплата осуществляется поэтапно согласно графику оплаты выполненных работ (Приложение N2 к Контракту) с учетом графика выполнения строительно-монтажных работ (Приложение N3 к Контракту)".
Также представители Уполномоченного органа пояснили, что в Приложении N 2 "График оплаты работ по объекту" содержатся все сведения о порядке оплаты работ.
Вместе с тем, Заявитель на заседание Комиссии не явился, в составе жалобы не представил доказательства, подтверждающих обоснованность своего довода, в связи с чем указанный довод не нашел своего подтверждения.
4. Согласно доводу жалобы Заявителя, в информационной карте документации об Аукционе установлена противоречивая информация в части обеспечения исполнения контракта, поскольку в пункте 13 информационной карты документации об Аукционе установлено, что обеспечение исполнения контракта не требуется, вместе с тем, в пункте 14 информационной карты документации об Аукционе установлено что участнику Аукциона необходимо представить обеспечение исполнения государственного контракта.
Согласно части 2.1 статьи 96 Закона о контактной системе наряду с предусмотренными частью 2 статьи 96 Закона о контактной системе случаями, при которых заказчик вправе установить требование обеспечения исполнения контракта в извещении об осуществлении закупки и (или) проекте контракта, Правительство Российской Федерации вправе определить случаи и условия, при которых в 2015 и 2016 годах заказчик вправе не устанавливать данное требование.
В статье 37 Закона о контрактной системе установлены антидемпинговые меры при проведении закупок.
В Постановлении Правительства Российской Федерации от 11.03.2016 N182 установлено, что если проект контракта содержит условие о перечислении поставщику (подрядчику, исполнителю) авансовых платежей на счет, открытый территориальному органу Федерального казначейства либо финансовому органу субъекта Российской Федерации, муниципального образования в учреждениях Центрального банка Российской Федерации заказчик вправе не устанавливать требование обеспечения исполнения контракта на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд (далее - контракт) в извещении об осуществлении закупки и (или) проекте контракта.
В пункте 13 информационной карты документации об Аукционе установлено: "Обеспечение исполнения Контракта не требуется в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.03.2016 г. N182".
В пункте 2.6 проекта государственного контракта документации об Аукционе установлено: "Государственный заказчик перечисляет Исполнителю аванс на счет, открытый территориальному органу Федерального казначейства в учреждениях Центрального банка Российской Федерации, в размере 30% от цены контракта, но не более лимитов бюджетных обязательств, доведенных на соответствующий финансовый год по соответствующему коду бюджетной классификации Российской Федерации, в течение 30 (Тридцати) дней с даты заключения Контракта, с последующим авансированием выполняемых работ после подтверждения выполнения предусмотренных Контрактом работ в объеме произведенного авансового платежа (с ограничением общей суммы авансирования не более 70 процентов суммы Контракта)".
В пункте 14 информационной карты документации об Аукционе установлено: "Если при проведении Аукциона начальная (максимальная) цена Контракта составляет более чем пятнадцать миллионов рублей и Участником закупки, с которым заключается Контракт, предложена цена Контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены Контракта, Контракт заключается только после предоставления таким Участником обеспечения исполнения Контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения Контракта, указанный в настоящей Документации, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса)".
На заседании Комиссии, представители Уполномоченного органа пояснили, что установление антидемпинговых мер при проведении Аукциона в пункте 14 информационной карты документации об Аукционе является требованием Закона о контрактной системе, вместе с тем обеспечение исполнения контракта не требуется в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.03.2016 г. N182.
Вместе с тем, Заявитель на заседание Комиссии не явился, в составе жалобы не представил доказательства, подтверждающие обоснованность своего довода, в связи с чем указанный довод не нашел своего подтверждения.
5. В соответствии с частью 6 статьи 63 Закона о контрактной системе Заказчик по собственной инициативе или в соответствии с поступившим запросом о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе вправе принять решение о внесении изменений в документацию о таком аукционе не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. Изменение объекта закупки и увеличение размера обеспечения данных заявок не допускаются. В течение одного дня с даты принятия указанного решения изменения, внесенные в документацию о таком аукционе, размещаются заказчиком в единой информационной системе. При этом срок подачи заявок на участие в таком аукционе должен быть продлен так, чтобы с даты размещения изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе этот срок составлял не менее чем пятнадцать дней или, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает три миллиона рублей, не менее чем семь дней.
В соответствии со статьей 191 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.
Комиссией установлено, что Заказчиком, Уполномоченным органом 08.09.2016 в 18:48 размещены изменения в документацию об Аукционе в ЕИС, вместе с тем, срок подачи заявок на участие в Аукционе установлен 23.09.2016 в 06:00, что составляет менее чем пятнадцать дней.
Таким образом, действиями Заказчика, Уполномоченного органа, не продливших срок подачи заявок на участие в Аукционе со дня размещения в ЕИС изменений в документацию об Аукционе на пятнадцать дней, нарушают часть 6 статьи 63 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 8 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
6. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Заказчиком, Уполномоченным органом в Приложении N 1 к Техническому заданию документации об Аукционе установлены требования к товарам, используемым при выполнении работ, при этом участнику закупки необходимо предоставить сведения, в том числе конкретные показатели о химическом и компонентном составе таких товаров, а также необходимо предоставить сведения о результатах испытаний таких товаров, например:
"п. 7 Кирпич:
Отбитости углов глубиной, отбитости ребер и граней не более 4 шт.;
Отбитости углов глубиной, отбитости ребер и граней не более 2 шт;
Суммарная длина допускаемых отдельных посечек не более 40 мм;
Количество допускаемых трещин не более 4 шт.
Допускаются вспучивающиеся включения общей площадью
не более 1,0%;
Максимальный допустимый коэффициент теплопроводности кладки в сухом состоянии, Вт/(м·°С) до 0,36.;
п. 59. Семена газонных трав (смесь):
Общее содержание в составе смеси всех видов мятлика не более 45%;
Содержание мятлика лугового в составе смеси 5 - 16%;
Допустимая чистота семян мятлика лугового не менее 85%;
Общее содержание в составе смеси всех видов райграса не более 20%
и т.д.
П. 89. Краска БТ:
Краска должна приготовляться непосредственно перед нанесением путем смешения 80-85% лака БТ-577 и 15-20% алюминиевой пудры.
Комиссия приходит к выводу, что инструкция, содержащаяся в документации об Аукционе, устанавливает требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, непредусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе конкретные показатели химического и компонентного состава (например: содержание в составе смеси), а также результатов использования товаров (например: отбитости углов, отбитости ребер и граней). Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при выполнении работ для представления подробных сведений о компонентного состава, результатов испытаний, а также результатов использования таких товаров.
Кроме того, Комиссией установлено, что инструкция, содержащаяся в документации об Аукционе, не позволяет сопоставить какими именно требованиями технических регламентов, стандартов и иных документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, участникам закупки следует руководствоваться при указании в своих заявках соответствующих значений показателей товара.
Указанные действия Заказчика, Уполномоченного органа, не установивших в документации об Аукционе надлежащую инструкцию по заполнению первой части заявки на участие в Аукционе, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Орион" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушения пункта 2 части 1 статьи 64, части 6 статьи 63 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Уполномоченному органу, Оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы от 14.09.2016 по делу N К-1477/16 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 14 сентября 2016 г. N К-1477-16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.09.2016