Решение Федеральной антимонопольной службы от 14 сентября 2016 г. N П-164/16 РЕШЕНИЕ
по делу N П-164/16 о результатах внеплановой проверки
соблюдения законодательства Российской Федерации
о контрактной системе в сфере закупок
14.06.2016 |
Москва |
На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в соответствии с приказом ФАС России от 21.06.2016 N 1016 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок" Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия),
рассмотрев обращение, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Следственного комитета Российской Федерации (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком открытого конкурса на право заключения контракта: - на выполнение работ по модернизации и сопровождению программно-аппаратного комплекса автоматизации процессов финансово-хозяйственной деятельности Следственного комитета Российской Федерации (номер извещения 017310001471500046) (далее - Конкурс), а также при проведении электронных аукционов на право заключения контрактов:
- на поставку систем кондиционирования с выполнением работ по их монтажу для нужд Следственного комитета Российской Федерации (номер извещения 0173100014715000066) (далее - Аукцион N 1);
- на поставку гидравлического персонального подъемника с выполнением работ по его монтажу и пуско-наладке для оборудования административного здания Следственного комитета Российской Федерации (номер извещения 0173100014715000067) (далее - Аукцион N 2);
- на поставку системы кондиционирования воздуха для помещений пристройки административного здания Следственного комитета Российской Федерации, а также выполнение работ по ее монтажу и вводу в эксплуатацию (номер извещения 0173100014714000237) (далее - Аукцион N 3) (далее - Аукционы), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 21.07.2016 N 1016/16,
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Заказчика при проведении Заказчиком Конкурса, Аукционов.
Из обращения следует, что Заказчиком проведен Конкурс, Аукционы с нарушением законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
Представитель Заказчика не согласился с доводом и сообщил, что при проведении Конкурса, Аукционов действовал в соответствии с Законом о контрактной системе.
В результате осуществления в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Конкурса, Конкурсной документацией, протоколами, составленными при осуществлении закупки:
1) извещение об осуществлении закупки размещено в Единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 29.04.2015;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 29 164 900 рубля;
3) на участие в Конкурсе подано 3 заявки от участников закупки;
4) к участию в Конкурсе допущено 3 участника закупки;
5) дата вскрытия конвертов с заявками - 19.05.2015;
6) дата рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе - 08.06.2015;
7) минимальное предложение о цене контракта - 14 698 992 рубля;
8) победителем Конкурса признана ЗАО "Медианн-Решения" с предложением о цене контракта 28 873 251 рубля;
9) Заказчиком 03.06.2015 заключен контракт N 386-15 с ЗАО "Медианн-Решения" по цене 28 873 251 рубля.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона N 1, документацией об Аукционе N 1, протоколами, составленными при осуществлении закупки:
1) извещение о проведении Аукциона N 1 размещено в ЕИС - 29.05.2015;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 65 924 187 рублей;
3) на участие в Аукционе N 1 подано 3 заявки от участников закупки;
4) к участию в Аукционе N 1 допущено 2 участника закупки;
5) дата проведения Аукциона N 1 - 22.06.2015;
6) в период проведения Аукциона N 1 поданы предложения о цене контракта от 2 участников Аукциона N 1;
7) минимальное предложение о цене контракта - 65 264 945, 12 рублей;
8) победителем Аукциона N 1 признано ООО "Флагман" с предложением о цене контракта 65 264 945, 12 рублей;
9) Заказчиком 09.07.2015 заключен контракт N 0173100014715000066-0259419-01 с ООО "Флагман" по цене 65 264 945, 12 рублей.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона N 2, документацией об Аукционе N 2, протоколами, составленными при осуществлении закупки:
1) извещение о проведении Аукциона N 2 размещено в ЕИС - 29.05.2015;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 2 831 488,62 рублей;
3) на участие в Аукционе N 2 подано 2 заявки от участников закупки;
4) к участию в Аукционе N 2 допущено 2 участника закупки;
5) дата проведения Аукциона N 2 - 15.06.2015;
6) в период проведения Аукциона N 2 поданы предложения о цене контракта от 2 участников Аукциона N 2;
7) минимальное предложение о цене контракта - 2 803 173, 74 рубля;
8) победителем Аукциона N 2 признано ООО "ПетроСтройТрест" с предложением о цене контракта 2 803 173, 74 рубля;
9) Заказчиком 02.07.2015 заключен контракт N 0173100014715000067-0259419-02 с ООО "ПетроСтройТрест" по цене 2 803 173, 74 рубля.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона N 3, документацией об Аукционе N 3, протоколами, составленными при осуществлении закупки:
1) извещение о проведении Аукциона N 3 размещено в ЕИС - 13.11.2014;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 1 996 495,26 рублей;
3) на участие в Аукционе N 3 подано 5 заявок от участников закупки;
4) к участию в Аукционе N 2 допущено 2 участника закупки;
5) дата проведения Аукциона N 3 - 28.11.2014;
6) в период проведения Аукциона N 3 поданы предложения о цене контракта от 2 участников Аукциона N 3;
7) минимальное предложение о цене контракта - 1 976 530,30 рублей;
8) победителем Аукциона N 3 признано ООО "ПетроСтройТрест" с предложением о цене контракта 1 976 530,30 рублей;
9) Заказчиком 24.12.2014 заключен контракт N 0173100014714000237_253869 с ООО "ПетроСтройТрест" по цене 1 976 530,30 рублей.
1. Согласно пункту в части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе участник открытого конкурса подает в письменной форме заявку на участие в открытом конкурсе в запечатанном конверте, не позволяющем просматривать содержание заявки до вскрытия, или в форме электронного документа (если такая форма подачи заявки допускается конкурсной документацией). Примерная форма заявки на участие в открытом конкурсе может указываться в типовой конкурсной документации. Заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать всю указанную заказчиком в конкурсной документации информацию, в том числе: документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени участника открытого конкурса - юридического лица (копия решения о назначении или об избрании либо копия приказа о назначении физического лица на должность, в соответствии с которыми такое физическое лицо обладает правом действовать от имени участника открытого конкурса без доверенности (далее в настоящей статье - руководитель). В случае, если от имени участника открытого конкурса действует иное лицо, заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать также доверенность на осуществление действий от имени участника открытого конкурса, заверенную печатью участника открытого конкурса (при наличии печати) и подписанную руководителем (для юридического лица) или уполномоченным руководителем лицом, либо засвидетельствованную в нотариальном порядке копию указанной доверенности. В случае, если указанная доверенность подписана лицом, уполномоченным руководителем, заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать также документ, подтверждающий полномочия такого лица.
Так в подпункте "в" пункта 7.1 части 7 "Требования к составу, содержанию заявки на участие в Конкурсе, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса" установлено, что документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени участника открытого конкурса - юридического лица (копия решения о назначении или об избрании либо копия приказа о назначении физического лица на должность, в соответствии с которыми такое физическое лицо обладает правом действовать от имени участника открытого конкурса без доверенности (далее в настоящей статье - руководитель). В случае, если от имени участника открытого конкурса действует иное лицо, заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать также доверенность на осуществление действий от имени участника открытого конкурса, заверенную печатью участника открытого конкурса и подписанную руководителем (для юридического лица) или уполномоченным руководителем лицом, либо засвидетельствованную в нотариальном порядке копию указанной доверенности. В случае, если указанная доверенность подписана лицом, уполномоченным руководителем, заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать также документ, подтверждающий полномочия такого лица.
Согласно информации, размещенной в ЕИС извещение о проведении Конкурса размещено - 16.04.2015.
Вместе с тем, в соответствии с Федеральным законом от 06.04.2015 N 82-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части отменены обязательства печати хозяйственных обществ" в норму о необходимости заверения печатью доверенности на осуществления действий от имени участника открытого конкурса внесено изменение, а именно заверение необходимо при наличии печати.
Таким образом, действия Заказчика, установившего в Конкурсной документации неправомерные требования к документам, которые должны содержаться в составе заявок участников закупки на участие в Конкурсе, нарушают часть 2 статьи 51 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса об административных правонарушениях (далее - КоАП).
2. Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать критерии оценки заявок на участие в закупке, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки таких заявок.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила оценки заявок).
Согласно пункту 3 Правил оценки заявок "оценка" - процесс выявления по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Пунктом 10 Правил оценки заявок установлено, что в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки. Кроме того, пунктом 11 Правил оценки заявок установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
В соответствии с Конкурсной документацией установлен нестоимостной критерий оценки "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки".
Величина значимости критерия "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" принимается равной 40%.
В отношении нестоимостного критерия оценки "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" устанавливается показатель: "Качество работ".
Величина значимости показателя "Качество работ" принимается равной 100%.
При оценке заявки участника закупки на участие в Конкурсе установлен порядок определения количества баллов работ "Качество работ", согласно которому учитывается пояснительная записка с предложением о качестве работ, содержащая подробную информацию о процессе выполнения работ с привязкой к Объекту.
Так, согласно шкале "Качество работ" оценивается: Непредоставление - 0 баллов; Частичное предоставление - 30 баллов (включительно); Достаточное предоставление, соответствующее лучшим условиям исполнения контракта -100 баллов (включительно).
При этом оцениваются предложения по выполнению полного объема работ в соответствии с Техническим заданием, а именно: описание выполнения технических требований должно максимально соответствовать целям и задачам выполнения работ, глубина проработки должна позволить сделать заключение о возможности успешного выполнения Технического задания, предлагаемые решения должны обладать достаточной гибкостью и адаптивностью, быть ориентированы на современный путь развития в этой области, направлены на минимизацию временных и материальных затрат при обеспечении максимального качества.
Оценка осуществляется в сравнении с заявками, поданными всеми участниками открытого конкурса.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что по показателю "Качество работ" не позволяет определить предмет оценки, исчерпывающий перечень сведений, подлежащих оценке Конкурсной комиссией и соответственно, подлежащих представлению участниками закупки в своих заявках для получения оценки по указанному показателю.
Таким образом, действия Заказчика, не установившего в Конкурсной документации надлежащий порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе, нарушают пункт 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП.
3. В соответствии с частью 12 статьи 53 Закона о контрактной системе протоколы, указанные в частях 10 и 11 статьи 53 Закона о контрактной системе, составляются в двух экземплярах, которые подписываются всеми присутствующими членами конкурсной комиссии. К этим протоколам прилагается информация, предусмотренная пунктом 2 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе. Один экземпляр каждого из этих протоколов хранится у заказчика, другой экземпляр в течение трех рабочих дней с даты его подписания направляется победителю конкурса или участнику конкурса, подавшему единственную заявку на участие в конкурсе, с приложением проекта контракта, который составляется путем включения в данный проект условий контракта, предложенных победителем конкурса или участником конкурса, подавшим единственную заявку на участие в конкурсе. Протокол рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, протокол рассмотрения единственной заявки на участие в конкурсе с указанными приложениями размещаются заказчиком в единой информационной системе не позднее рабочего дня, следующего за датой подписания указанных протоколов.
Предметом закупки является выполнение работ по модернизации и сопровождению программно-аппаратного комплекса автоматизации процессов финансово-хозяйственной деятельности Следственного комитета Российской Федерации.
Вместе с тем, согласно информации, размещенной в ЕИС протокол рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе от 22.05.2015 NПРО1 не содержит информацию о предложении участников Конкурса в отношении объекта закупки.
Таким образом, действия Заказчика, разместившего протокол рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе от 22.05.2015 NПРО1 без включения информации о предложении участников Конкурса в отношении объекта закупки, нарушают часть 12 статьи 53 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 КоАП.
4. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на поставку товара должна содержать: согласие участника такого аукциона на поставку товара в случае, если этот участник предлагает для поставки товар, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, и (или) такой участник предлагает для поставки товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией.
В ряде пунктов Технических заданий документаций об Аукционах установлены требования к химическому составу материала.
Например, пунктами 16, 18, 29 Раздела 4 Технического задания документации об Аукционе N 1 установлены, в том числе, требования к: "Припои тип 1" - временное сопротивление разрыву припоя требуется до 4,3 кгс/мм2; "Труба тип 5" - минимальное предельное отклонение по диаметру должна быть не более -0,24 мм; "Кирпич тип 1" - наименьший предел прочности при сжатии одного образца должен быть более 5,0 МПа".
Кроме того, пунктами 1, 3 Раздела 4 Технического задания документации об Аукционе N 2 установлены, в том числе, требования к: "Лак" - диапазон значений массовой доли нелетучих веществ должен быть от 4 до 9 %; "Эмаль" - эмаль должна представлять собой суспензию двуокиси титана рутильной формы и других пигментов и наполнителей в пентафталевом лаке с добавлением сиккатива и растворителей. Диапазон значений устойчивости пленки эмали к изменению температуры должен быть от -50 °C до + 60 °C включительно. Диапазон значений массовой доли нелетучих веществ должна быть от 57 до 68 %".
Таким образом, в Технических заданиях документаций об Аукционах содержатся избыточные требования к описанию участниками закупки в своих заявках на участие в Аукционах характеристик товаров, а именно химического состава товара, используемого при поставке товара.
Комиссия приходит к выводу, что инструкция, содержащаяся в документациях об Аукционах, устанавливает требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционах помимо конкретных показателей товаров, используемых при поставке товара, непредусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе конкретные показатели технологических процессов изготовления указанных товаров, результаты испытаний, компонентного состава товаров. Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при оказании услуг, для представления подробных сведений о веществах, результатах испытаний, технологических процессов, материалах, применяемых при изготовлении такого товара.
Таким образом, неустановление в документации об Аукционе N 1, документации об Аукционе N 2 надлежащей инструкции по заполнению первой части заявки на участие в Аукционе N 1, Аукциона N 2 нарушает пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30
5. 10.11.2014 Комиссией рассмотрена жалоба ООО "Элида-Н" на действие Заказчика при проведении Аукциона N 3.
По результатам рассмотрения жалобы ООО "Элида-Н" и проведения внеплановой проверки действий Заказчика при проведении Аукциона N 3 жалоба ООО "Элида-Н" признана необоснованной.
6. В соответствии с частью 3 статьи 103 Закона о контрактной системе в течение трех рабочих дней с даты заключения контракта заказчик направляет указанную в пунктах 1 - 7, 9, 12 и 14 части 2 статьи 103 Закона о контрактной системе информацию в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Информация, указанная в пунктах 8, 10, 11 и 13 части 2 статьи 103 Закона о контрактной системе, направляется заказчиками в указанный орган в течение трех рабочих дней с даты соответственно изменения контракта, исполнения контракта, расторжения контракта, приемки поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги.
Согласно сведения, размещенных в ЕИС следует:
- дополнительное соглашение от 21.12.2015 N 1 к государственному контракту от 03.06.2016 N 386-15, по результатам проведения Конкурса - 06.09.2016;
- платежное поручение от 03.07.2015 N 225437 по Конкурсу - 06.09.2016;
- платежное поручение от 30.12.2015 N 59/362 по Аукциону N 1 - 14.03.2016;
- акт N 1 сдачи-приемки выполненный работ по государственному контракту от 02.07.2015 N 0173100014715000067-0259419-02, по результатам проведения Аукциона N 2 - 14.01.2016;
- платежное поручение от 30.12.2014 N 804385 по Аукциону N 3 - 29.01.2015.
Таким образом, действия Заказчика, разместившего информацию с нарушением регламентированного срока нарушает часть 3 статьи 103 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 7.31 КоАП.
На основании изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 21.07.2016 N1016/16, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях Заказчика нарушения пункта 9 части 1 статьи 50, части 2 статьи 51, части 12 статьи 53, пункта 2 части 1 статьи 64, части 3 статьи 103 Закона о контрактной системе.
2. В связи с тем, что Заказчиком по результатам проведения Конкурса, Аукционов, заключены контракты, предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок не выдавать.
3. Передать материалы дела от 14.09.2016 N П- 164/16 по выявленным нарушениям соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 14 сентября 2016 г. N П-164/16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.09.2016