Решение Федеральной антимонопольной службы от 21 сентября 2016 г. N П-168/16 РЕШЕНИЕ
по делу N П-168/16 о результатах внеплановой проверки
соблюдения законодательства Российской Федерации
о контрактной системе в сфере закупок
16.09.2016 |
Москва |
На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в соответствии с приказом ФАС России от 21.07.2016 N 1016/16 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок" Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия)
рассмотрев обращение ООО "РТС-тендер" (далее - Оператор электронной площадки), содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Министерства дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки электронных аукционов:
- на выполнение работ по ремонту автомобильной дороги Фершампенуаз - Париж - железнодорожная станция Джабык, участок км 12 - км 30 (номер извещения - 0169200003615000059) (далее - Аукцион N 1);
- на выполнение работ по планово-предупредительному ремонту мостового перехода через р. Гумбейка на км 4 автомобильной дороги Обход села Фершампенуаз номер извещения - 0169200003615000058) (далее - Аукцион N 2);
- на выполнение работ по строительству автомобильной дороги Шатрово - Кораблево (номер извещения - 0169200003615000057) (далее - Аукцион N 3) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 21.07.2016 N 1016/16,
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступило обращение Оператора электронной площадки по вопросу возврата денежных средств ЗАО "Южуралавтобан", внесенных в качестве обеспечения заявок на участие в Аукционах NN 1-3.
В результате осуществления в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона N 1, документацией об Аукционе N 1, протоколами, составленными при осуществлении закупки:
1) извещение о проведении Аукциона N 1 размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 19.05.2015 20:25:00;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 59 378 530 рублей;
3) на участие в Аукционе N 1 подано 3 заявки от участников закупки;
4) к участию в Аукционе N 1 допущено 1 участник закупки;
5) заявка единственного участника Аукциона N 1 признана соответствующей требованиям документации об Аукционе N 1;
6) 26.06.2015 Заказчиком с ЗАО "Южуралавтобан" заключен контракт N 77-д на сумму 59 378 530 рублей.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона N 2, документацией об Аукционе N 2, протоколами, составленными при осуществлении закупки:
1) извещение о проведении Аукциона N 2 размещено в ЕИС - 19.05.2015 20:10:00;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 49 621 995 рублей;
3) на участие в Аукционе N 2 подано 3 заявки от участников закупки;
4) к участию в Аукционе N 2 допущено 1 участник закупки;
5) заявка единственного участника Аукциона N 2 признана соответствующей требованиям документации об Аукционе N 2;
6) 26.06.2015 Заказчиком с ЗАО "Южуралавтобан" заключен контракт N 75-д на сумму 49 621 995 рублей.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона N 3, документацией об Аукционе N 3, протоколами, составленными при осуществлении закупки:
1) извещение о проведении Аукциона N 3 размещено в ЕИС - 19.05.2015 20:03:00;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 96 710 050 рублей;
3) на участие в Аукционе N 3 подано 5 заявок от участников закупки;
4) к участию в Аукционе N 3 допущено 3 участника закупки;
5) в период проведения Аукциона N 3 поданы предложения о цене контракта от 2 участников Аукциона N 3;
7) минимальное предложение о цене контракта - 79 785 791,25 рублей;
8) победителем Аукциона N 3 признано ЗАО "Южуралавтобан" с предложением о цене контракта 79 785 791,25 рублей;
9) 26.06.2015 Заказчиком с ЗАО "Южуралавтобан" заключен контракт N 76-д на сумму 79 785 791,25 рублей.
На заседании Комиссии ФАС России по контролю в сфере закупок установлено, что 16.06.2015 Комиссией Челябинского УФАС России по контролю в сфере закупок рассмотрены жалобы на действия Заказчика при проведении Аукционов NN 1-3.
Комиссией Челябинского УФАС России по контролю в сфере закупок по результатам рассмотрения указанных жалоб приняты решения от 16.06.2015 по делу N 355, 366-ж/2015, по делу N 354, 370-ж/2015, по делу N 350, 364-ж/2015 о признании в действиях Заказчика нарушений пункта 2 части 1 статьи 64, части 6 статьи 66, части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе. На основании принятых решений выданы обязательные для исполнения предписания от 16.06.2016 по делу N 355, 366-ж/2015, по делу N 354, 370-ж/2015, по делу N 350, 364-ж/2015, в соответствии с которыми предписано, в том числе:
"1. Министерству дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области:
1.1 со дня размещения на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (далее - официальный сайт) предписания не заключать контракт по итогам аукциона, оформленного протоколом подведения итогов от 08.06.2015.
2. Аукционной комиссии:
2.1 в срок до 25.06.2015 принять решение об отмене протоколов, составленных в ходе проведения аукциона.
2.2 в срок до 25.06.2015 рассмотреть первые части заявок участников закупок с учетом решения N354, 370-ж/2015 от 16.06.2015, ГОСТа 9128-2009 "Смеси асфальтобетонные дорожные, аэродромные и асфальтобетон" и возможности включения в наибольший размер минеральных зерен значений 20 и 40 мм, максимальной величины остаточной пористости, процентного содержания щебня, а также процентного содержания по массе зерен различной фракции;
2.3 в срок до 25.06.2015 передать протоколы (решение), оформленные по итогам исполнения пунктов 2.1, 2.2 настоящего предписания заказчику для размещения на официальном сайте;
2.4. в сроки, установленные действующим законодательством, рассмотреть вторые части заявки участников закупки".
В соответствии с частью 23 статьи 99 Закона о контрактной системе контракт не может быть заключен до даты исполнения такого предписания.
Представитель Оператора электронной площадки на заседании Комиссии представил документы и сведения, в соответствии с которыми 22.06.2015 на сайте Оператора электронной площадки Заказчику обеспечена возможность исполнения вышеуказанных предписаний.
На заседании Комиссии установлено, что Заказчиком предписания от 16.06.2016 по делу N 355, 366-ж/2015, по делу N 354, 370-ж/2015, по делу N 350, 364-ж/2015 не исполнены.
Указанные действия Заказчика нарушают пункт 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 7 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. В соответствии с частью 1 статьи 60 Закона о контрактной системе обмен информацией, связанной с получением аккредитации на электронных площадках и проведением электронного аукциона, между участником такого аукциона, заказчиком, оператором электронной площадки осуществляется на электронной площадке в форме электронных документов.
Согласно части 9 статьи 60 Закона о контрактной системе направление документов и информации заказчиком участнику электронного аукциона или участником заказчику, указанный документооборот осуществляется через электронную площадку, за исключением случая заключения контракта по результатам такого аукциона.
Согласно части 10 статьи 112 Закона о контрактной системе со дня вступления в силу Закона о контрактной системе до даты начала функционирования операторов электронных площадок, прошедших отбор в соответствии с частью 4 статьи 59 Закона о контрактной системе, закупки товаров, работ, услуг путем проведения электронных аукционов осуществляются на ранее прошедших отбор электронных площадках. При этом на такие площадки не распространяются положения части 8 статьи 44 Закона о контрактной системе и сохраняется порядок функционирования таких площадок, ранее установленный федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативное правовое регулирование в сфере размещения заказов, совместно с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере размещения заказов, до дня вступления в силу Закона о контрактной системе. Порядок проведения электронных аукционов на таких площадках должен соответствовать требованиям Закона о контрактной системе. Электронные аукционы, извещения о проведении которых размещены в единой информационной системе до даты начала функционирования операторов электронных площадок, прошедших отбор в соответствии с частью 4 статьи 59 Закона о контрактной системе, проводятся на таких ранее отобранных электронных площадках. Заключение контрактов по результатам указанных аукционов осуществляется на таких электронных площадках.
Частью 8 статьи 70 Закона о контрактной системе с момента размещения в единой информационной системе предусмотренного частью 7 статьи 70 Закона о контрактной системе и подписанного заказчиком контракта он считается заключенным.
По результатам проведения Аукциона NN 1-3 Заказчиком с ЗАО "Южуралавтобан" заключены контракты от 26.06.2016 N 77-д,N 75-д, N 76-д, соответственно, сведения о которых размещены в ЕИС.
На заседание Комиссии представителем Оператора электронной площадки представлены документы и сведения, согласно которым Заказчиком контракты от 26.06.2016 N 77-д, N 75-д, N 76-д на сайте Оператора электронной площадки не заключались.
Таким образом, Заказчиком, нарушена процедура заключения контрактов по результатам проведения Аукционов NN 1-3, установленная Законом о контрактной системе, что нарушает положения статьи 70 Закона о контрактной систем и содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. В соответствии с частью 2 статьи 44 Закона о контрактной системе обеспечение заявки на участие в электронных аукционах может предоставляться участником закупки только путем внесения денежных средств.
Согласно части 8 статьи 44 Закона о контрактной системе денежные средства, внесенные в качестве обеспечения заявок, при проведении электронных аукционов перечисляются на счет оператора электронной площадки в банке.
Частью 6 статьи 44 Закона о контрактной системе установлено, что денежные средства, внесенные в качестве обеспечения заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), возвращаются на счет участника закупки при проведении конкурса и закрытого аукциона в течение не более чем пяти рабочих дней, а при проведении электронного аукциона прекращается блокирование таких денежных средств в соответствии с частью 18 статьи 44 Закона о контрактной системе в течение не более чем одного рабочего дня с даты наступления одного из следующих случаев:
1) подписание протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, протокола подведения итогов электронного аукциона, протокола закрытого аукциона. При этом возврат или прекращение блокирования осуществляется в отношении денежных средств всех участников закупки, за исключением победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя), которому такие денежные средства возвращаются после заключения контракта;
2) отмена определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
3) отклонение заявки участника закупки;
4) отзыв заявки участником закупки до окончания срока подачи заявок;
5) получение заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) после окончания срока подачи заявок;
6) отстранение участника закупки от участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) или отказ от заключения контракта с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с частями 9 и 10 статьи 31 Закона о контрактной системе;
7) получение заказчиком решения контрольного органа в сфере закупок об отказе в согласовании заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), а в случае проведения электронного аукциона получение оператором электронной площадки от заказчика указанного решения, направляемого не позднее рабочего дня, следующего после даты получения заказчиком указанного решения.
В соответствии с частью 13 статьи 44 Закона о контрактной системе возврат денежных средств, внесенных в качестве обеспечения заявок, не осуществляется, а в случае проведения электронного аукциона денежные средства, внесенные в качестве обеспечения заявок, перечисляются на счет, который указан заказчиком и на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, или осуществляется уплата денежных сумм по банковской гарантии, в следующих случаях:
1) уклонение или отказ участника закупки заключить контракт;
2) непредоставление или предоставление с нарушением условий, установленных Законом о контрактной системе, до заключения контракта заказчику обеспечения исполнения контракта.
Согласно сведениям из ЕИС Заказчиком 26.06.2015 по результатам проведения Аукционов NN 1-3 с ЗАО "Южуралавтобан" заключены контракты от 26.06.2015 N 77-д, N 75-д, N 76-д.
Случаев для перечисления денежных средств, внесенных в качестве обеспечения заявок ЗАО "Южуралавтобан" на участие в Аукционах NN 1-3, на счет, который указан Заказчиком, предусмотренных частью 13 статьи 44 Закона о контрактной системе, при проведении Аукционов NN 1-3 не наступило.
При этом оснований, предусмотренных Законом о контрактной системе, для продолжения блокирования денежных средств, внесенных ЗАО "Южуралавтобан" (победителя Аукционов NN 1-3) в качестве обеспечения заявок на участие в Аукционе NN 1-3 не установлено.
4. В соответствии с частью 3 статьи 103 Закона о контрактной системе в течение трех рабочих дней с даты заключения контракта заказчик направляет указанную в пунктах 1 - 7, 9, 12 и 14 части 2 статьи 103 Закона о контрактной системе информацию в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. В случае, если в соответствии с Законом о контрактной системе были внесены изменения в условия контракта, заказчики направляют в указанный орган информацию, которая предусмотрена частью 2 статьи 103 Закона о контрактной системе и в отношении которой были внесены изменения в условия контракта, в течение трех рабочих дней с даты внесения таких изменений. Информация, указанная в пунктах 8, 10, 11 и 13 части 2 статьи 103 Закона о контрактной системе, направляется заказчиками в указанный орган в течение трех рабочих дней с даты соответственно изменения контракта, исполнения контракта, расторжения контракта, приемки поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги.
На заседании Комиссии установлено, что документы о приемке выполненных работ, оказанных услуг, предусмотренных контрактами от 26.06.2015 N 77-д, N 75-д, N 76-д направлены Заказчиком в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации с нарушением регламентированного срока.
Так например, согласно сведениям из ЕИС, акт о приемке выполненных работ от 21.10.2015 N 4, справка о стоимости выполненных работ и затрат от 21.10.2015 N 4, предусмотренных контрактом от 26.06.2015 N 77-д, размещены Заказчиком в ЕИС 28.10.2015, справка о стоимости выполненных работ и затрат от 27.07.2015 N 1, от 25.08.2015 N 2, от 25.09.2015 N 3, акт о приемке выполненных работ от 27.07.2015 N 1, от 25.08.2015 N 2, от 25.09.2015 N 3, предусмотренных контрактом от 26.06.2015 N 75-д, размещены Заказчиком в ЕИС 11.11.2015, акт о приемке выполненных работ от 25.11.2015 N 4, счет-фактуры от 25.08.2015 N 2125, от 25.09.2015 N 3144, от 26.10.2015 N 4246, от 25.11.2015 N 5259, справки о стоимости выполненных работ и затрат от 25.08.2015 N 1, от 25.09.2016 N 2, предусмотренных контрактом от 26.06.2015 N 76-д, размещены Заказчиком в ЕИС 11.12.2015, то есть позже трех рабочих дней с даты выполненной работы, оказанной услуги.
Вышеуказанные действия Заказчика нарушают часть 3 статьи 103 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения предусмотренного частью 2 статьи 7.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
5. Согласно части 9 статьи 94 Закона о контрактной системе результаты отдельного этапа исполнения контракта, информация о поставленном товаре, выполненной работе или об оказанной услуге (за исключением контракта, заключенного в соответствии с пунктом 4, 5, 23, 42, 44 или 46 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона) отражаются заказчиком в отчете, размещаемом в единой информационной системе и содержащем информацию:
1) об исполнении контракта (результаты отдельного этапа исполнения контракта, осуществленная поставка товара, выполненная работа или оказанная услуга, в том числе их соответствие плану-графику), о соблюдении промежуточных и окончательных сроков исполнения контракта;
2) о ненадлежащем исполнении контракта (с указанием допущенных нарушений) или о неисполнении контракта и о санкциях, которые применены в связи с нарушением условий контракта или его неисполнением;
3) об изменении или о расторжении контракта в ходе его исполнения.
Согласно части 11 статьи 94 Закона о контрактной системе порядок подготовки и размещения в единой информационной системе отчета, указанного в части 9 статьи 94 Закона о контрактной системе, форма указанного отчета определяются Правительством Российской Федерации.
На заседании Комиссии установлено, что отчеты об исполнении контракта, заключенного по результатам проведения Аукциона, не размещены Заказчиком в ЕИС.
Указанные действия Заказчика нарушают положения части 11 статьи 94 Закона о контрактной системе и содержат в себе признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15 статьи 99, пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 21.07.2016 N 1016/16, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях Заказчика нарушения статьи 70, пункта 2 части 22 статьи 99, части 11 статьи 94, части 3 статьи 103 Закона о контрактной системе.
2. Оператору электронной площадки выдать предписание об устранении нарушения Закона о контрактной системе.
3. Передать материалы дела от 16.09.2016 N П-168/16 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 21 сентября 2016 г. N П-168/16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.09.2016