Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) при участии представителей Генеральной прокуратуры Российской Федерации Федоровой О.Н., Сергеева С.А., представители ЗАО "Сбербанк-автоматизированная система торгов", Абалешев А.В. на заседание Комиссии не явились, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы уведомлены надлежащим образом,
рассмотрев жалобу Абалешева А.В. (далее - Заявитель) на действия Генеральной прокуратуры Российской Федерации Федоровой (далее - Заказчик) при проведении ЗАО "Сбербанк-автоматизированная система торгов" (далее - Оператор электронной площадки), Заказчиком электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по реконструкции объекта "Федеральное государственное бюджетное учреждение "Санаторий работников органов прокуратуры Российской Федерации "Истра" по адресу: Московская область, Истринский район, д. Аносино". Первый этап. (номер извещения 0173100014116000077) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Оператором электронной площадки, Заказчиком Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1. В проекте государственного контракта документации об Аукционе не установлено условие о поэтапной оплате выполняемых подрядчиком работ.
2. В проекте государственного контракта документации об Аукционе не установлено условие о том, что в случае если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.
3. Заказчиком в составе документации об Аукционе в полном объёме не размещена проектно-сметная документация, а именно отсутствуют локальные сметные расчеты, что не позволяет составить заявку на участие в Аукционе.
Представители Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 31.08.2016;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 69 685 195,93 рублей;
4) дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок участников - 23.09.2016.
1. Согласно части 5 статьи 110.2 Закона о контрактной системе контракт, предметом которого являются строительство и (или) реконструкция объектов капитального строительства, должен содержать условие о поэтапной оплате выполненных подрядчиком работ исходя из объема таких работ и цены контракта.
В пункте 2.7 проекта государственного контракта документации об Аукционе установлено: "Заказчик осуществляет платежи за отчетный период Подрядчику в течение 8 (восьми) рабочих дней со дня представления Подрядчиком подписанных Сторонами Актов о приемке выполненных работ (форма N КС-2), Справок о стоимости выполненных работ и затрат (форма N КС-3), счета(-ов) на оплату и счета(-ов)-фактуры, оформленных в соответствии с законодательством Российской Федерации".
В пункте 3.1.12 проекта государственного контракта документации об Аукционе установлено: "до начала выполнения Работ подготовить и согласовать с Заказчиком график производства работ".
В пункте 4.1 проекта государственного контракта документации об Аукционе установлено: "По завершении Работ в отчетном периоде, Подрядчик предъявляет выполненные Работы для приемки Заказчику и передает Заказчику подписанные со своей Стороны 2 экземпляра Справки о стоимости выполненных работ и затрат (форма N КС-3), 2 экземпляра Акта (ов) о приемке выполненных работ (форма N КС-2), 3 экземпляра исполнительной документации с письменным подтверждением соответствия переданной документации фактически выполненным Работам на бумажном носителе, 1 экземпляр - на электронном носителе в форматах согласованных с Заказчиком, один экземпляр счета на оплату и счета-фактуры".
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что Заказчик осуществляет платежи за отчетный период, следовательно, этапом выполнения работ является отчётный период. Таким образом, проект государственного контракта документации об Аукционе содержит условие о поэтапной оплате выполненных подрядчиком работ.
Вместе с тем, Заявитель на заседание Комиссии не явился, в составе жалобы не представил доказательства, подтверждающие обоснованность своего довода, в связи с чем указанный довод не нашел своего подтверждения.
2. В соответствии с частью 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.
На заседании Комиссии установлено, что в проекте контракта документации об Аукционе не установлено обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.
Таким образом, действия Заказчика нарушают часть 13 статьи 34 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения.
Вместе с тем, частью 1 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что лицами, которые имеют право выполнять работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, являются индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, имеющие свидетельство о допуске к таким работам, выданного саморегулируемой организацией.
В пункте 12 информационной карты документации об Аукционе установлено: "Наличие действующего на срок выполнения работ свидетельства саморегулирующей организации (СРО) о допуске к производству следующих видов работ:
33. Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком), 33.3. Жилищно-гражданское строительство".
Таким образом, указанными положениями документации об Аукционе исключается возможность участия в Аукционе физических лиц, в связи с чем, указанное нарушение не повлияло на результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
3. Пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
В соответствии с частью 1 статьи 743 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ.
В соответствии с частью 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, в том числе в соответствии с проектной документацией. При этом согласно части 2 статьи 48 Градостроительного Кодекса Российской Федерации проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства.
Согласно части 12 статьи 48 Градостроительного Кодекса Российской Федерации в состав проектной документации объектов капитального строительства включается в том числе раздел: "Смета на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, финансируемых за счет средств соответствующих бюджетов".
На заседании Комиссии, представители Заказчика пояснили, что локальные сметные расчеты на строительство не размещены, вместе с тем, в части IV "Обоснование начальной (максимальной) цены контракта" документации об Аукционе установлен сводной сметный расчет с индексом пересчета на 1 квартал 2016. Кроме того, представители Заказчика пояснили, что на участие в Аукционе подано 2 заявки от участников закупки, что подтверждает тот факт, что информации, имеющейся в документации об Аукционе, достаточно для формирования заявки на участие в Аукционе.
Таким образом, действия Заказчика, не разместившего в составе документации об Аукционе локальные сметные расчеты на строительство не соответствуют пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе и нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, Комиссии не представляется возможным прийти к выводу о том, что указанное нарушение повиляло на результаты определение поставщика (подрядчика, исполнителя), поскольку представители Заказчика пояснили, что на участие в Аукционе подано 2 заявки от участников закупки, а также Заявитель в силу пункта 2 настоящего решения не может быть участником данной закупки.
4. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В пункте 3.2.4. документации об Аукционе установлена инструкция по заполнению заявок на участие в Аукционе.
В части IV "Описание объекта закупки" в том числе установлено:
по позиции 46 "Краска поливинилацетатная водоэмульсионная" - Массовая доля нелетучих веществ в диапазоне 52-61%. PH краски не менее 6,8 единиц. Укрывистость высушенной пленки не должна превышать 210 г/м2.Условная вязкость краски по вискозиметру ВЗ-246 с диаметром сопла 4 мм при температуре (20,0_0,5) °С - не менее 30 с. Эластичность пленки при изгибе не более 1 мм. Условная светостойкость краски 5 % или не нормируется. Морозостойкость краски не менее 5 циклов. Степень перетира не более 70 мкм. Диапазон расхода краски на один слой 110-300 г/м2*. Время высыхания до степени 3 при температуре (20_2)°C не более 1 час.
по позиции 46 "Грунтовка" - Массовая доля нелетучих веществ, %: 53-60*. Степень перетира, мкм, не более: 40* Время высыхания до степени 3 при температуре (20 _ 2) °C, ч, не более: 24. Твердость пленки по маятниковому прибору М-3, условные единицы, не менее: 0,35. Прочность пленки при ударе на приборе типа У-1, см, не менее: 50. Адгезия пленки, баллы, не более: 1. Расслаивание, мл, не более: 5. Расход на один слой, г/м2: 60-100*. Условная вязкость по вискозиметру ВЗ-4 (или ВЗ-246) при температуре (20 _ 0,5) °C, с, не менее: 45*. Эластичность пленки при изгибе, мм, не более: 1".
Комиссия приходит к выводу, что Заказчик устанавил требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе, помимо конкретных показателей товаров, используемых при оказании услуг, не предусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе конкретные показатели технологических процессов изготовления указанных товаров, результатов испытаний, компонентного состава товаров. Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при оказании услуг, для представления подробных сведений о веществах, результатах испытаний, технологических процессов, материалах, применяемых при изготовлении такого товара.
Также в части IV "Описание объекта закупки" установлено: "Материалы (товары) должны соответствовать установленным техническим требованиям и стандартам, ТУ, ГОСТ, в частности: ГОСТ 6665-91, ГОСТ 8639-82, ГОСТ 8645-86, ГОСТ 8020-90, ГОСТ 3634-99, ГОСТ 1145-80, ГОСТ 4028-63, ГОСТ 11652-80, ГОСТ 8736-2014, ГОСТ 3262-75, ГОСТ 31996-2012, ГОСТ 28013-98, ГОСТ 14918-80, ГОСТ 10704-91, 11650-80, 1145-80".
Вместе с тем, инструкция по заполнению заявки на участие в Аукционе документации об Аукционе не содержит требований, позволяющих определить, какой именно ГОСТ соответствует товару, используемому при выполнении работ.
Таким образом, действия Заказчика, не установившего в документации об Аукционе надлежащих требований к составу заявки, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Абалешева А.В. обоснованной в части не установления в проекте контракта обязательного условия об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта, не размещения в полном объёме проектно-сметной документации.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 1, 2 части 1 статьи 64, части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 20 сентября 2016 г. N К-1507-16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.09.2016