На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в соответствии с приказом ФАС России "О создании комиссии по контролю в сфере закупок" от 21.07.2016 N 1016/16 Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев обращение ООО "Стройинвест" (далее - Заявитель), содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях ФГБУ "Приморская межобластная ветеринарная лаборатория" при проведении Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору (далее - Заказчик), ФГБУ "Иркутская межобластная ветеринарная лаборатория" (далее - Уполномоченный орган) запроса предложений на право заключения государственного контракта на строительство нового здания ФГБУ "Приморская МВЛ" в целях размещения лабораторного корпуса соответствующего уровня биологической защиты для работы с возбудителями АЧС и иными особо опасными болезнями животных по адресу г. Уссурийск, Ул. Белинского 3" (номер извещения 0320100014116000082) (далее - Запрос предложений), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 21.07.2016 N 1016/16,
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом Запроса предложений.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика, Уполномоченного органа:
1. В документации о Запросе предложений указаны товарные знаки без сопровождения словами "эквивалент".
2. В проекте контракта документации о Запросе предложений не указана возможность обеспечения исполнения контракта при применении антидемпинговых мер.
3. В проекте контракта документации о Запросе предложений неправомерно установлено условие о представлении подрядчиком нового обеспечения исполнения контракта в случае недействительности первоначального обеспечения исполнения контракта.
В целях всестороннего изучения обстоятельств дела, Комиссией перенесено проведение внеплановой проверки с 20.09.2016 на 21.09.2016.
Представитель Заказчика не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Запроса предложений Заказчик, Уполномоченный орган действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru - 31.08.2016;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Запрос предложений;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 119 015 390 рублей;
4) в соответствии с частью 19 статьи 83 Закона о контрактной системе Запрос предложений признан несостоявшимся.
1. Согласно пункту 2 части 6 статьи 83 Закона о контрактной системе документация о проведении запроса предложений, должна содержать, в том числе наименование и описание объекта закупки, условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться, в том числе том, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
На заседании Комиссии установлено, что согласно техническому заданию документации о Запросе предложений указаны товарные знаки без сопровождения словами "эквивалент", например:
- "узел учета количества тепловой энергии и теплоносителя предусмотрен на базе тепло счетчика "Энконт".
- Присоединение блока отопления к тепловым сетям - по "независимой" схеме с температурным графиком во внутреннем контуре систем 90-70°С, с использованием схемы насосного смешения (насосы фирмы "Grundfos" -рабочий, резервный) и установкой регулирующего клапана с электроприводом фирмы "Danfoss".
Также комиссией установлено, что положения документации о Запросе предложений не содержат требований об эквивалентности товаров.
На основании вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу о том, что действия Заказчика, Уполномоченного органа, установившего в документации о Запросе предложений товарные знаки без сопровождения словами "эквивалент", не соответствуют пункту 1 части 1 статьи 33, нарушают пункт 2 части 6 статьи 83 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.1 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Согласно пункту 1 части 4 статьи 83 Закона о контрактной системе извещение о проведении запроса предложений должно содержать следующую информацию: информация, предусмотренная пунктами 1 - 5, 7 (в случае заключения контракта в соответствии с пунктом 8 части 2 статьи 83 Закона о контрактной системе) и 8 (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено статьей 96 Закона о контрактной системе) статьи 42 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 6 части 2 статьи 83 Закона о контрактной системе заказчик вправе осуществлять закупку путем проведения запроса предложений в случае осуществления закупки товара, работы или услуги, являющихся предметом контракта, расторжение которого осуществлено заказчиком на основании части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе. При этом в случае, если до расторжения контракта поставщик (подрядчик, исполнитель) частично исполнил обязательства, предусмотренные контрактом, при заключении нового контракта на основании настоящего пункта количество поставляемого товара, объем выполняемой работы или оказываемой услуги должны быть уменьшены с учетом количества поставленного товара, объема выполненной работы или оказанной услуги по расторгаемому контракту, а цена контракта должна быть уменьшена пропорционально количеству поставленного товара, объему выполненной работы или оказанной услуги.
В соответствии с пунктом 8 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, в том числе информация о размере обеспечения исполнения контракта, порядке предоставления такого обеспечения, требованиях к такому обеспечению (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено статьей 96 Закона о контрактной системе), а также информация о банковском сопровождении контракта в соответствии со статьей 35 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 13 информационной карты документации о Запросе предложений размер обеспечения исполнения государственного контракта составляет 15 % начальной (максимальной) цены контракта 17 852 308 (семнадцать миллионов восемьсот пятьдесят две тысячи триста восемь) рублей 50 копеек.
В соответствии с частью 6 статьи 96 Закона о контрактной системе размер обеспечения исполнения контракта должен составлять от пяти до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки. В случае, если начальная (максимальная) цена контракта превышает пятьдесят миллионов рублей, заказчик обязан установить требование обеспечения исполнения контракта в размере от десяти до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса). В случае, если аванс превышает тридцать процентов начальной (максимальной) цены контракта, размер обеспечения исполнения контракта устанавливается в размере аванса. В случае, если предложенная в заявке участника закупки цена снижена на двадцать пять и более процентов по отношению к начальной (максимальной) цене контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, предоставляет обеспечение исполнения контракта с учетом положений статьи 37 Закона о контрактной системе.
Изучив положения документации о запросе предложений, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, Уполномоченного органа, не установившего требования к обеспечению исполнения с учётом положений статьи 37 Закона о контактной системе нарушают пункт 1 части 4 статьи 83 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. Согласно части 7 статьи 96 Закона о контрактной системе в ходе исполнения контракта поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе предоставить заказчику обеспечение исполнения контракта, уменьшенное на размер выполненных обязательств, предусмотренных контрактом, взамен ранее предоставленного обеспечения исполнения контракта. При этом может быть изменен способ обеспечения исполнения контракта.
Согласно части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 Закона о контрактной системе, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
Пунктом 17.5 проекта контракта, являющегося неотъемлемой частью документации о Запросе предложений установлено, что "в случае если по каким-либо причинам обеспечение исполнения обязательств по контракту перестало быть действительным, закончило свое действие или иным образом перестало обеспечивать исполнение подрядчиком своих обязательств по контракту, подрядчик обязан в течение 3 (трех) календарных дней предоставить государственному заказчику иное (новое) надлежащее обеспечение исполнения подрядчиком обязательств по Контракту на тот же срок и на тех же условиях".
Законом о контрактной системе не запрещено установление в проекте контракта требований по предоставлению нового обеспечения исполнения контракта в случае, если обеспечение исполнения контракта в ходе его исполнения перестало быть действительным.
Вместе с тем, на заседание Комиссии Заявитель явку своих представителей не обеспечил, а также не представил в составе своего обращения доказательств, подтверждающих обоснованность довода.
Таким образом, довод не нашел своего подтверждения.
4. Согласно пункту 3 части 6 статьи 83 Закона о контрактной системе документация о проведении запроса предложений, должна содержать, в том числе требования к содержанию, составу, форме заявок на участие в запросе предложений и инструкцию по их заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников запроса предложений или доступа к участию в запросе предложений.
В части IV "Инструкция по заполнению заявки" документации о Запросе предложений указаны следующие правила заполнения заявки на участие в Запросе предложений:
"Предложение участника запроса предложений в отношении объекта закупки, предоставляемое в составе заявки на участие в Запросе предложений, рекомендуется подготовить согласно форме N 3. "Предложение участника запроса предложений в отношении объекта закупки".
В соответствии с настоящей инструкцией по заполнению заявки на участие в запросе предложений, если в предложении участника Запроса предложений отсутствуют какие-либо положения технического задания, содержащиеся в части VI "Техническая часть", тогда заявка на участие в запросе предложений признается не соответствующей требованиям, указанным в настоящей документации о проведении запроса предложений".
В техническом задании документации о Запросе предложений установлены требования к товарам и строительным работам.
Изучив положения документации о Запросе предложений, Комиссия приходит к выводу о том, что в документации о Запросе предложений установлена ненадлежащая инструкция по заполнению заявки на участие в Запросе предложений, поскольку положения указанной инструкции не позволяют определить в отношении каких положений технического задания участнику закупки необходимо указывать в своей заявке сведения для признания заявки надлежащей.
Указанные действия Заказчика, Уполномоченного органа не соответствуют пункту 1 части 1 статьи 33, нарушают пункт 3 части 6 статьи 83 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 21.07.2016 N 1016/16, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушения пункта 1 части 4 статьи 83, пунктов 2, 3 части 6 статьи 83 Закона о контрактной системе.
2. В связи с тем, что Запрос предложений признан не состоявшимся, предписание об устранении нарушения Закона о контрактной системе не выдавать.
3. Передать материалы от 21.09.2016 по делу N ВП - 461/16 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 21 сентября 2016 г. N ВП-461/16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.09.2016