На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в соответствии с приказом ФАС России от 21.07.2016 N 1016/16 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок" Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев обращение ИП Черемных О.Г. (далее - Заявитель), содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Управления Судебного департамента в Свердловской области (далее - Заказчик), при проведении ЗАО "Сбербанк-автоматизированная система торгов" (далее - Оператор электронной площадки), аукционной комиссией Заказчика (далее - Аукционная комиссия) электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ по капитальному ремонту внутренних сетей водопровода, канализации, насосной станции, тепловых сетей, внутренней отделки помещений здания Тавдинского районного суда, расположенного по адресу: г. Тавда, ул. Кирова, 122 (номер извещения 0362100017516000184) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 21.07.2016 N 1016/16,
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Заказчика при проведении Оператором электронной площадки, Заказчиком, Аукционной комиссией Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика.
1. Заказчиком в извещение о проведении Аукциона и пункте 1.4 документации об Аукционе установлена начальная (максимальная) цена контракта 7 067 337, 94 рублей, вместе с тем, в разделе обоснования начальной (максимальной) цены контракта документации об Аукционе размещены сметы на сумму 6 793 157, 70 рублей.
2. Заказчиком неправомерно установлено требование о предоставлении в составе заявки на участие в Аукционе копии свидетельства саморегулируемой организации на укладку трубопроводов теплоснабжения с температурой теплоносителя 115 градусов целься и выше.
3. Заказчиком в пункте 36 раздела "Перечень оборудования и материала" документации об Аукционе установлены требования к товару противоречащие ГОСТ 125-79, а именно показатель "Предел прочности при изгибе. марке Г-3".
4. Разъяснения положений документации об Аукционе размещены Заказчиком, в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) с нарушением сроков, установленных Законом о контрактной системе, а именно 06.09.2016.
Согласно письменным пояснениям Заказчика, Заказчик согласился в части первого довода Заявителя.
В результате осуществления в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, документацией об Аукционе, протоколами, составленными при осуществлении закупки:
1) извещение о проведении Аукциона размещено в ЕИС- 24.08.2016;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 7 067 337,94 рублей;
3) на участие в Аукционе подано 7 заявок от участников закупки;
4) к участию в Аукционе допущено 5 участников закупки;
5) дата проведения Аукциона - 15.09.2016;
6) победителем Аукциона признано ООО "СТРОЙРЕСУРС" с минимальным предложением о цене контракта 5 724 543,72 рублей;
1. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком в извещение о проведении Аукциона и пункте 1.4 документации об Аукционе установлена начальная (максимальная) цена контракта 7 067 337, 94 рублей, вместе с тем, в разделе обоснования начальной (максимальной) цены контракта документации об Аукционе размещены сметы на сумму 6 793 157, 70 рублей.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно части 9 статьи 22 Закона о контрактной системе проектно-сметный метод заключается в определении начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в том числе на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства на основании проектной документации в соответствии с методиками и нормативами (государственными элементными сметными нормами) строительных работ и специальных строительных работ, утвержденными в соответствии с компетенцией федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
В извещении о проведении Аукциона от 24.08.2016 NИИ1 установлена начальная (максимальная) цена контракта 7 067 337, 94 рублей.
В пункте 1.4 документации об Аукционе установлено, что начальная (максимальная) цена контракта составляет 7 067 337, 94 рублей.
В приложении N 2 к документации об Аукционе размещены локальные- сметные расчеты на сумму 6 793 157, 70 рублей (1 168 220, 84 рублей + 1 129 734, 59, рублей + 3 982 202, 27 рублей).
Согласно письменным пояснениям Заказчика (от 21.09.2016 N 184-2), Заказчик подтвердил, что начальная (максимальная) цена контракта 7 067 337, 94 рублей является ошибочной и не соответствует общей сумме локально-сметного расчета, а именно 6 793 157, 70 рублей.
Таким образом, указанные действия Заказчика нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, что содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком неправомерно установлено требование о предоставлении в составе заявки на участие в Аукционе копии свидетельства саморегулируемой организации на укладку трубопроводов теплоснабжения с температурой теплоносителя 115 градусов целься и выше.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Частью 1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что индивидуальный предприниматель или юридическое лицо вправе выполнять работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, при наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким работам. Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 N 624 утвержден Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (далее - Перечень).
В соответствии с частями 2 - 3.1 статьи 52 ГрК РФ заказчик при осуществлении закупок на выполнение работ по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства устанавливает в документации о закупке требования к участникам закупок о наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к работам по организации строительства.
Следовательно, условием допуска к участию в закупках на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства является наличие у участника закупки исключительно свидетельства о допуске к работам по организации строительства. При этом требование о наличии у участника закупки свидетельств о допуске к конкретным видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (за исключением работ по организации строительства) не соответствует части 3 статьи 52 Грк РФ и является нарушением части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.
В пункте 15 "Требования к участникам размещения заказа" информационной карты документации об Аукционе установлено, что участнику закупки необходимо иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.
Таким образом, действия Заказчика, не противоречат требованиям Закона о контрактной системе.
3. Согласно доводу жалобы Заявителя, в пункте 36 раздела "Перечень оборудования и материала" документации об Аукционе установлены требования к товару противоречащие ГОСТ 125-79, а именно показатель "Предел прочности при изгибе. марке Г-3".
В пункте 36 "ГОСТ 125-79. Гипсовые вяжущие" раздела "Перечень оборудования и материала" документации об Аукционе установлено: "марка Г-3, предел прочности при сжатии - 3(30), предел прочности при изгибе - до 1,8(18)".
В таблице N 1 ГОСТ 125-79 установлено: "марка Г-3, предел прочности при сжатии - 3(30), предел прочности при изгибе - не менее 1,8(18)".
Согласно письменным пояснениям Заказчика (от 21.09.2016 N 184-2), Заказчик подтвердил, что данное разночтение является технической ошибкой.
Таким образом, указанные действия Заказчика не соответствуют пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе и нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
4. Согласно доводу жалобы Заявителя, разъяснения положений документации об Аукционе размещены Заказчиком, в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) с нарушением сроков, установленных Законом о контрактной системе, а именно 06.09.2016.
В соответствии с частью 4 статьи 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 статьи 65 Закона о контрактной системе запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Частью 5 статьи 65 Закона о контрактной системе установлено, что разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть.
На заседании Комиссии установлено, что Заказчиком 06.09.2016 размещено в ЕИС разъяснение положений документации об Аукционе с указанием предмета запроса.
Согласно письменным пояснениям Заказчика (от 21.09.2016 N 184-2), запрос о разъяснении положений документации об Аукционе поступил 05.09.2016. 06.09.2016 Заказчик разместил в ЕИС разъяснение положений документации об Аукционе с указанием предмета запроса.
Таким образом, действия Заказчика, в отношении разъяснения размещенного в ЕИС 06.09.2016 не противоречат Закону о контрактной системе.
Вместе с тем, на заседании Комиссии установлено, что Заказчиком 08.09.2016 размещено в ЕИС разъяснение положений документации об Аукционе с указанием предмета запроса, согласно которому: "Уважаемый Заказчик! В п. 11. Перечень оборудования и материалов, Тепловые сети п.п. 2, указано требование: "Краска ХВ-161 Перхлорвиниловая фасадная марок А, Б ГОСТ 25129-82, время высыхания 4 ч, массовая доля нелетучих веществ 43_47%. Но, ГОСТ 25129-82 распространяется на грунтовку ГФ-021. Просим устранить разногласия путем внесения изменения в аукционную документацию.
В связи с поступлением указанного запроса о разъяснении положений документации об электронном аукционе, Заказчик разъясняет:
ГОСТ 25129-82 в п/п 2. Краска ХВ-161 раздела Тепловые сети п. 11. "Перечень оборудования и материалов" Технического задания, указан в документации ошибочно. При рассмотрении аукционной комиссией заявок участников, данный показатель учитываться не будет".
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о том, что указанное разъяснение положений документации об Аукционе, размещенные в ЕИС 08.09.2016 изменяет суть документации об Аукционе в разъясняемой части и нарушают часть 5 статьи 65 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
5. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В пункте 2.2 документации об Аукционе установлена инструкция по заполнению заявки на участие в Аукционе.
В пункте 12 раздела "перечень оборудования и материалов" документации об Аукционе в том числе установлено: "в пункте 12 "Клей фенолполивинилацетатный марки БФ-2, сорт I (или эквивалент)" - Условная вязкость по вискозиметру ВЗ-246 при температуре 20°C - 25-55. В пункте 15 "Метиленхлорид" - Массовая доля кислот в пересчете на соляную кислоту (HCl), %, не более 0,0004; Массовая доля хлористого метилена, %, не менее 99,7;Массовая доля хлорорганических примесей, %, не более 0,23; Массовая доля хлороформа, %, не более 0,2. В пункте 56 "Кабели огнестойкие для групповой прокладки" - коэффициент затухания при частоте 1 кГц при 20°С, не более, дБ/км0.09".
Комиссия приходит к выводу, что Заказчик установил требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе, помимо конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, не предусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе конкретные показатели технологических процессов изготовления указанных товаров, результатов испытаний, компонентного состава товаров. Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при выполнении работ, для представления подробных сведений о веществах, результатах испытаний, технологических процессов, материалах, применяемых при изготовлении такого товара.
Действия Заказчика, не установившего в документации об Аукционе надлежащих требований к составу заявки, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
6. В соответствии с частью 1 статьи 743 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ.
В соответствии с частью 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, в том числе в соответствии с проектной документацией. При этом согласно части 2 статьи 48 Градостроительного Кодекса Российской Федерации проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства.
Согласно части 12 статьи 48 Градостроительного Кодекса Российской Федерации в состав проектной документации объектов капитального строительства включается в том числе раздел: "Смета на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, финансируемых за счет средств соответствующих бюджетов".
На заседании Комиссии установлено, что Заказчиком 06.09.2016 размещено в ЕИС разъяснение положений документации об Аукционе с указанием предмета запроса, согласно которому, у Заказчика имеется проектная документация в печатном варианте. В связи с отсутствием в электронном виде, большим объемом и особенностью назначения объекта, находящегося на особом режиме охраны, разместить ее в открытых источниках не представляется возможным (ознакомится с проектной документацией можно в рабочие дни с 10-00 до 17-00 по адресу: г. Екатеринбург, ул. Кузнечная, 72, кабинет 128, конт. тел. 8 (343) 388-13-48).
Также согласно письменным пояснениям Заказчика (от 21.09.2016 N 184-1) Заказчик подтвердил, что имеется проектная документация в печатном варианте, которая не размещена в ЕИС.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о том, что проектная документация не размещена в ЕИС в составе документации об Аукционе.
Таким образом, действия Заказчика, не разместившего в составе документации об Аукционе проектную документацию, не соответствуют пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе и нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 21.07.2016 N 1016/16, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях Заказчика нарушения пункта 1, 2 части 1 статьи 64, части 5 статьи 65 Закона о контрактной системе.
2. Выдать Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
3. Передать материалы дела от 21.09.2016 N ВП-460/16 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 21 сентября 2016 г. N ВП-460/16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.09.2016