На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в соответствии с приказом ФАС России от 21.07.2016 N 1016/16 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок" Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев обращение ООО "СтройМакс" (далее - Заявитель), содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Управления Судебного департамента в Свердловской области (далее - Заказчик), при проведении ЗАО "Сбербанк-автоматизированная система торгов" (далее - Оператор электронной площадки), Аукционной комиссией Заказчика (далее - Аукционная комиссия), Заказчком электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ по капитальному ремонту внутренних сетей водопровода, канализации, насосной станции, тепловых сетей, внутренней отделки помещений здания Тавдинского районного суда, расположенного по адресу: г. Тавда, ул. Кирова, 122 (номер извещения 0362100017516000184) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 21.07.2016 N 1016/16,
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Заказчика при проведении Оператором электронной площадки, Заказчиком, Аукционной комиссий Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика.
1. Заказчик, неправомерно установил в документации об Аукционе требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, конкретных показателей результатов испытаний, а также компонентного состава товаров.
2. Заказчиком в составе документации об Аукционе в полном объеме не размещена проектно-сметная документация, а именно отсутствует проектная-документация.
Согласно письменным пояснениям Заказчика, Заказчик согласился в части второго довода Заявителя.
В результате осуществления в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, документацией об Аукционе, протоколами, составленными при осуществлении закупки:
1) извещение о проведении Аукциона размещено в ЕИС- 24.08.2016;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 7 067 337,94 рублей;
3) на участие в Аукционе подано 7 заявок от участников закупки;
4) к участию в Аукционе допущено 5 участников закупки;
5) дата проведения Аукциона - 15.09.2016;
6) победителем Аукциона признано ООО "СТРОЙРЕСУРС" с минимальным предложением о цене контракта 5 724 543,72 рублей;
1. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчик неправомерно установил в документации об Аукционе требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, конкретных показателей результатов испытаний, а также компонентного состава товаров.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В пункте 2.2 документации об Аукционе установлена инструкция по заполнению заявки на участие в Аукционе.
В пункте 12 раздела "перечень оборудования и материалов" в том числе установлено: "в пункте 12 "Клей фенолполивинилацетатный марки БФ-2, сорт I (или эквивалент)" - Условная вязкость по вискозиметру ВЗ-246 при температуре 20°C - 25-55. В пункте 15 "Метиленхлорид" - Массовая доля кислот в пересчете на соляную кислоту (HCl), %, не более 0,0004; Массовая доля хлористого метилена, %, не менее 99,7;Массовая доля хлорорганических примесей, %, не более 0,23; Массовая доля хлороформа, %, не более 0,2. В пункте 56 "Кабели огнестойкие для групповой прокладки" - коэффициент затухания при частоте 1 кГц при 20°С, не более, дБ/км0.09".
Комиссия приходит к выводу, что Заказчик устанавил требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе, помимо конкретных показателей товаров, используемых при оказании услуг, не предусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе конкретные показатели технологических процессов изготовления указанных товаров, результатов испытаний, компонентного состава товаров. Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при оказании услуг, для представления подробных сведений о веществах, результатах испытаний, технологических процессов, материалах, применяемых при изготовлении такого товара.
Действия Заказчика, не установившего в документации об Аукционе надлежащих требований к составу заявки, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком в составе документации об Аукционе в полном объеме не размещена проектно-сметная документация, а именно отсутствует проектная документация.
Пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
В соответствии с частью 1 статьи 743 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ.
В соответствии с частью 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, в том числе в соответствии с проектной документацией. При этом согласно части 2 статьи 48 Градостроительного Кодекса Российской Федерации проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства.
Согласно части 12 статьи 48 Градостроительного Кодекса Российской Федерации в состав проектной документации объектов капитального строительства включается в том числе раздел: "Смета на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, финансируемых за счет средств соответствующих бюджетов".
Согласно письменным пояснениям Заказчика (от 21.09.2016 N 184-1) Заказчик пояснил, что проектная документация имеется в печатном варианте, но не размещена в ЕИС. Так как, в связи с отсутствием ее в электронном виде, большим объемом и особенностью назначения объекта, находящегося на особом режиме охраны, разместить проектную документацию в общий доступ не представляется возможным.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о том, что проектная документация не размещена в ЕИС в составе документации об Аукционе.
Таким образом, действия Заказчика, не разместившего в составе документации об Аукционе проектную документацию не соответствуют пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе и нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно части 9 статьи 22 Закона о контрактной системе проектно-сметный метод заключается в определении начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в том числе на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства на основании проектной документации в соответствии с методиками и нормативами (государственными элементными сметными нормами) строительных работ и специальных строительных работ, утвержденными в соответствии с компетенцией федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
В извещении о проведении Аукциона от 24.08.2016 NИИ1 установлена начальная (максимальная) цена контракта 7 067 337, 94 рублей.
В пункте 1.4 документации об Аукционе установлено, что начальная (максимальная) цена контракта составляет 7 067 337, 94 рублей.
В приложении N 2 к документации об Аукционе размещены три локальных- сметных расчета на сумму 6 793 157, 70 рублей (1 168 220, 84 рублей + 1 129 734, 59, рублей + 3 982 202, 27 рублей).
Также согласно письменным пояснениям Заказчика (от 21.09.2016 N 184-2), Заказчик подтвердил, что начальная (максимальная) цена контракта 7 067 337, 94 рублей является ошибочной и не соответствует общей сумме локально-сметного расчета, а именно 6 793 157, 70 рублей.
Таким образом, указанные действия Заказчика не соответствуют пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе и нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
4. В пункте 36 "ГОСТ 125-79. Гипсовые вяжущие" раздела "Перечень оборудования и материала" документации об Аукционе установлено: "марка Г-3, предел прочности при сжатии - 3(30), предел прочности при изгибе - до 1,8(18)".
В таблице N 1 ГОСТ 125-79 установлено: "марка Г-3, предел прочности при сжатии - 3(30), предел прочности при изгибе - не менее 1,8(18)".
Также, согласно письменным пояснениям Заказчика (от 21.09.2016 N 184-2), Заказчик подтвердил, что данное разночтение является технической ошибкой.
Таким образом, указанные действия Заказчика не соответствуют пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе и нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
5. В соответствии с частью 4 статьи 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 статьи 65 Закона о контрактной системе запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Частью 5 статьи 65 Закона о контрактной системе установлено, что разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть.
На заседании Комиссии установлено, что Заказчиком 08.09.2016 размещено в ЕИС разъяснение положений документации об Аукционе с указанием предмета запроса, согласно которым: "Уважаемый Заказчик! В п. 11. Перечень оборудования и материалов, Тепловые сети п.п. 2, указано требование: "Краска ХВ-161 Перхлорвиниловая фасадная марок А, Б ГОСТ 25129-82, время высыхания 4 ч, массовая доля нелетучих веществ 43_47%N. Но, ГОСТ 25129-82 распространяется на грунтовку ГФ-021. Просим устранить разногласия путем внесения изменения в аукционную документацию.
В связи с поступлением указанного запроса о разъяснении положений документации об электронном аукционе, Заказчик разъясняет:
ГОСТ 25129-82 в п/п 2. Краска ХВ-161 раздела Тепловые сети п. 11. "Перечень оборудования и материалов" Технического задания, указан в документации ошибочно. При рассмотрении аукционной комиссией заявок участников, данный показатель учитываться не будет".
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о том, что указанное разъяснение положений документации об Аукционе, размещено в ЕИС 08.09.2016 изменяет суть документации об Аукционе в разъясняемой части и нарушают часть 5 статьи 65 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15, статьи 99, Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 21.07.2016 N 1016/16, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях Заказчика нарушения пункта 1, 2 части 1 статьи 64, части 5 статьи 65 Закона о контрактной системе.
2. В связи с тем, что по выявленным нарушениям выдано предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок от 21.09.2016 по делу N ВП - 460/16, по данному делу предписание не выдавать.
3. В связи с тем, что материалы по выявленным нарушениям переданы на основании решения от 21.09.2016 по делу N ВП - 460/16 должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях, материалы по настоящему делу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении не передавать
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 21 сентября 2016 г. N ВП-459/16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.09.2016