Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу Харитонова Олега Васильевича (далее - Заявитель) на действия Управления Судебного департамента в г. Москве (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, АО "Электронные торговые системы" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по текущему и восстановительному ремонту зданий районных судов Северного и Зеленоградского административных округов города Москвы (номер извещения 0373100047016000206) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1. В проекте контракта документации об Аукционе установлен срок исполнения контракта, не соответствующий сроку исполнения контракта, указанному в информационной карте документации об Аукционе.
2. Проект контракта документации об Аукционе не содержит требование обеспечения исполнения контракта.
3. В проекте контракта не установлено право подрядчика о предоставлении обеспечения исполнения контракта, уменьшенного на размер выполненных обязательств, предусмотренных контрактом, взамен ранее предоставленного обеспечения исполнения контракта.
Представители Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru - 29.08.2016;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 10 332 258,92 рублей;
4) на участие в Аукционе подано 5 заявок от участников закупки;
5) к участию в Аукционе допущено 2 участника закупки;
6) дата проведения Аукциона - 16.09.2016;
7) в период проведения Аукциона предложения о цене контракта подавали 2 участника Аукциона;
8) победителем Аукциона признано Закрытое акционерное общество Лаборатория новых информационных технологий "ЛАНИТ" с минимальным предложением о цене контракта 10 177 275,05 рублей.
1. Согласно части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать, в том числе, сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг.
При этом в соответствии с частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать, в том числе, информацию, указанную в извещении о проведении такого аукциона.
В Информационной карте документации об Аукционе установлено, в том числе следующее: "Срок и порядок выполнения работ, оказания услуг: С даты подписания государственного контракта до 15 декабря 2016 года".
При этом в пункте 4.1 проекта государственного контракта документации об Аукционе установлено, в том числе, следующее: "Начало выполнения Работ - дата подписания Сторонами Контракта. Срок выполнения Работ - до 25 декабря 2016 года включительно".
На заседании Комиссии представители Заказчика сообщили, что срок выполнения работ до 15.12.2016, указанный в информационной карте документации об Аукционе, установлен вследствие технической ошибки.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что в документации об Аукционе не установлены надлежащим образом сроки выполнения работ.
Указанные действия Заказчика нарушают часть 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного нарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, указанное нарушение не повлияло на процедуру определения поставщика (подрядчика, исполнителя), поскольку в cсоответствии с требованиями статьи 70 Закона о контрактной системе участнику будет направлен на подпись проект контракта, содержащий срок его исполнения до 25.12.2016.
2. Согласно части 1 статьи 96 Закона о контрактной системе заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 96 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 3 статьи 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 Закона о контрактной системе, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
Изучив представленную представителями Заказчика документацию об Аукционе, Комиссия приходит к выводу о том, что в проекте государственного контракта установлено требование обеспечения исполнения государственного контракта.
Вместе с тем, явка Заявителя на заседание Комиссии не обеспечена, не представлено доказательств, подтверждающих довод.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
3. Согласно части 7 статьи 96 Закона о контрактной системе в ходе исполнения контракта поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе предоставить заказчику обеспечение исполнения контракта, уменьшенное на размер выполненных обязательств, предусмотренных контрактом, взамен ранее предоставленного обеспечения исполнения контракта. При этом может быть изменен способ обеспечения исполнения контракта.
При этом статьей 34 Закона о контрактной системе не установлено требование к Заказчику об обязательном включении в проект государственного контракта права предоставить заказчику обеспечение исполнения контракта, уменьшенного на размер выполненных обязательств, предусмотренных контрактом, взамен ранее предоставленного обеспечения исполнения контракта.
Вместе с тем, Заявитель на заседание Комиссии не явился и не представил доказательств, подтверждающих обоснованность указанного довода.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
4. В соответствии с положениями Закона о контрактной системе Заказчик обязан приложить к документации о закупке, а при проведении запроса котировок - к извещению о проведении запроса котировок, проект контракта. При этом по истечении срока для внесения изменений в извещение, документацию о закупке положениями Закона о контрактной системе не предусмотрена возможность изменения заказчиком положений проекта контракта, за исключением необходимости включения в проект контракта цены, условий или информации о товаре, предложенных победителем соответствующей закупки.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом о контрактной системе извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
В соответствии с частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Согласно части 5 статьи 34 Закона о контрактной системе в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно части 8 статьи 34 Закона о контрактной системе штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 N 1063 утверждены правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом (далее - Правила).
Согласно части 3 Правил размер штрафа устанавливается условиями контракта в виде фиксированной суммы, рассчитываемой как процент цены контракта или ее значения, определяемого в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе.
Пунктом 4 Правил установлено, что за ненадлежащее исполнение поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 10 процентов цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
б) 5 процентов цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей;
в) 1 процент цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей;
г) 0,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.
При этом Комиссией установлено, что проект контракта, являющийся неотъемлемой частью Конкурсной документации, содержит следующие положения:
"5.3. В случае нарушения обязательств, предусмотренных Контрактом, Заказчик вправе начислить Подрядчику неустойку, в том числе:
- в случае нарушения Подрядчиком срока выполнения работ по устранению дефектов, выявленных в течение гарантийного срока (раздел 7 Контракта), Подрядчик уплачивает Заказчику штраф в размере 5 % (Пяти процентов) от общей стоимости Работ, выполненных Подрядчиком по Контракту;
5.5. За ненадлежащее исполнение Подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения Подрядчиком обязательств, предусмотренных Контрактом, Заказчик вправе за каждый выявленный случай предъявить Подрядчику штраф в размере 5% от Цены контракта - _____________________________, а также предъявить возмещение убытков, понесенных Заказчиком по причине такого неисполнения или несвоевременного исполнения".
При этом подпункты "а" - "г" пунктов 4 и 5 Правил содержат различные размеры штрафа в зависимости от цены контракта. Учитывая, что контракт заключается по цене, предлагаемой участником закупки, но не превышающей начальную (максимальную) цену контракта, заказчикам целесообразно устанавливать в проекте контракта под отлагательным условием все возможные значения размеров штрафа, предусмотренные Правилами для каждого порогового значения цены контракта, за исключением пороговых значений, превышающих начальную (максимальную) цену контракта.
На основании изложенного, в проекте государственного контракта документации об Аукционе за ненадлежащее исполнение сторонами обязательств отсутствуют все возможные значения размеров штрафа для каждого порогового значения цены контракта, предусмотренного Правилами.
Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика нарушают части 5, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
5. В соответствии с частью 4 статьи 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 статьи 65 Закона о контрактной системе запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
На заседании Комиссии установлено, что Заказчиком 12.09.2016 в ЕИС размещено разъяснение положений документации об электронном аукционе от 12.09.2016 NРД1 без указания предмета запроса.
Таким образом, действия Заказчика, разместившего в ЕИС разъяснения положений документации об Аукционе без указания предмета запроса, нарушают часть 4 статьи 65 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу, что указанное нарушения Закона о контрактной системе, не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
6. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Пунктом 2.3 "Требования к содержанию и составу заявки на участие в аукционе в электронной форме (далее также - "электронный аукцион")" документации об Аукционе установлена инструкция по заполнению заявки на участие в Аукционе.
При этом на заседании Комиссии установлено, что документация об Аукционе не содержит отсылку к разделу документации, в соответствии с которым необходимо сформировать предложение участника.
Кроме того, в соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В Форме 2 документации об Аукционе Заказчиком установлены требования к товарам, используемым при выполнении работ, при этом участнику закупки необходимо предоставить, в том числе, сведения о результатах испытаний таких товаров, например: "6. Краска. Массовая доля пленкообразующего вещества должна быть 20 %, Массовая доля летучего вещества не более 20 %, Условная вязкость краски по вискозиметру типа ВЗ-246 (или ВЗ-4) менее 70...150 с при температуре (20 _ 0,5) °С, Степень перетира не более 90 мкм, Условная светостойкость пленки не более 4 ч, Стойкость пленки к статическому воздействию воды при температуре ( 20_2) °С, не менее 30 мин. При загустевании красок допускается разбавление их уайт - спиритом (или скипидар) в количестве не более 5 %. Поле разбавления, вязкость краски 65...150 с.
27. Затирка для плиточных швов. Степень перетира не более 90 мкм. Условная светостойкость пленки не более 4 ч. Стойкость пленки к статическому воздействию воды при температуре ( 20_2) °С не менее 30 мин.
При загустевании красок допускается разбавление их уайт - спиритом (или скипидар) в количестве не более 5 %. Поле разбавления, вязкость краски 65...150 с. Предел прочности при сопротивлении изгибу спустя 28 суток не менее 3,4 Мпа, стойкость к истиранию: более 142 мм".
На основании вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу, что инструкция, содержащаяся в документации об Аукционе, устанавливает требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, непредусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе конкретные показатели результатов испытания таких товаров. Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при выполнении работ для представления подробных сведений компонентного состава, результатов испытаний, а также результатов использования таких товаров.
Вышеуказанные действия Заказчика, не установившего в документации об Аукционе надлежащим образом требования к составу заявки по заполнению первой части заявки на участие в Аукционе, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу, что указанное нарушение Закона о контрактной системе, не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), поскольку по указанным основаниям заявки участников закупки не отклонялись.
7. В соответствии с частью 3 статьи 52 ГрК РФ лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно при условии соответствия такого лица требованиям, предусмотренным частью 2 статьи 52 ГрК РФ, и (или) с привлечением других соответствующих этим требованиям лиц.
В пункте 2.3.6 проекта контракта документации об Аукционе установлено, в том числе, следующее требование: "Получить письменное согласие Заказчика на привлечение к производству строительно-монтажных работ субподрядных организаций, с указанием ИНН, ОГРН, вида выполняемых работ. Предоставить на привлеченные субподрядные организации, заверенные надлежащим образом копии свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, свидетельства о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц, выписку из ЕГРЮЛ, выданную не позднее, чем за 5 (пять) рабочих дней до заключения Контракта с субподрядчиком, полномочия на руководителя (приказ о назначении; Протокол собрания учредителей организации, на котором рассматривался вопрос о назначении руководителя на должность и при необходимости доверенность на лицо, уполномоченное на подписание документов), копию Свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства".
Комиссия приходит к выводу о том, что в проекте контракта документации об Аукционе неправомерно установлено требование о получении письменного согласия Заказчика на привлечение к выполнению работ по контракту субподрядчиков.
Указанное требование не предусмотрено частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, и следовательно, действия Заказчика, установившего в документации об Аукционе указанное требование, нарушают часть 6 статьи 31 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
8. Согласно пункту 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1 и частью 2 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
В информационной карте документации об Аукционе установлено, что вторая часть заявки на участие в Аукционе должна содержать, в том числе, следующие документы и информацию: лицензию на проведение работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, выданная ФСБ Российской Федерации (Федеральный закон от 21.07.1993 г. N5485-1 "О государственной тайне", Постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.1995 г. N 333 "О лицензировании деятельности предприятий, учреждений и организаций по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны").
При этом в извещении о проведении Аукциона не указана информация о наличии у участника закупки лицензии на проведение работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, выданной ФСБ Российской Федерации.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу о том, что в извещении о проведении Аукциона и документации об Аукционе установлены противоречивые требования к участникам закупки на предмет наличия указанной лицензии в составе заявки на участие в Аукционе.
Указанные действия Заказчика нарушают пункта 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного нарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, указанное нарушение не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), поскольку в составе заявок участников закупки представлены указанные лицензии.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Харитонова Олега Васильевича обоснованной в части указания в документации об Аукционе разных сроков выполнения работ.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения части 6 статьи 31, частей 5, 8 статьи 34, пункта 6 части 5 статьи 63, пункта 2 части 1, части 1 статьи 64, части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела от 19.09.2016 N К-1501/16 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 19 сентября 2016 г. N К-1501-16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.09.2016