Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу Ширяева В.А. (далее - Заявитель) на действия Федерального агентства по туризму (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса на право заключения государственного контракта на оказание комплекса услуг по информационному сопровождению хода реализации федеральной целевой программы Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы) в 2016 году" (номер извещения 0173100006516000071) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком Конкурса.
По мнению Заявителя, Заказчиком в Конкурсной документации установлен ненадлежащий порядок оценки заявок на участие в Конкурсе по нестоимостному критерию оценки "Квалификация Участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом Государственного контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации", а именно, не установлена пропорциональная зависимость (формула расчета количества баллов или шкала оценки) между количеством присваиваемых баллов и представляемыми сведениями по критерию "квалификация участников закупки" (показателям критерия).
Представитель Заказчика согласился с доводом Заявителя.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru - 29.08.2016;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Конкурс;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 16 934 600 рублей;
4) дата окончания срока подачи заявок - 20.09.2016
1. Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать критерии оценки заявок на участие в закупке, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки таких заявок.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила оценки заявок).
Пунктом 10 Правил оценки заявок установлено, что в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Кроме того, пунктом 11 Правил оценки заявок установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения. Для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов.
В соответствии с частью 5 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации. Согласно части 7 статьи 53 Закона о контрактной системе на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер.
Согласно пункту 3 Правил оценки заявок "оценка" - процесс выявления по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
В соответствии с Конкурсной документацией установлен нестоимостной критерий оценки "Квалификация Участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом Государственного контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации".
N Подкритерий Шкала оценки по группам Количество баллов Документы, подтверждающие соответствие подкритерию*
1. Квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг по информационному сопровождению 50 и более человек 40 Копии приказов о приеме на работу /трудовых договоров/
трудовых книжек с записью о работе соответствующих специалистов и копия выписки из штатного расписания
От 40 до 49 человек 32
От 30 до 39 человек 24
От 20 до 29 человек 16
От 9 до 19 человек 8
Менее 9 человек 0
2. Квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг по созданию и наполнению фотогалерей или аналогичных услуг Более 25 человек 10 Копии приказов о приеме на работу /трудовых договоров/
трудовых книжек с записью о работе соответствующих специалистов и копия выписки из штатного расписания
От 10 до 25 человек 5
Менее 10 человек 0
3. Опыт Участника по успешному выполнению работ (оказанию услуг) по информационному сопровождению Более 30 договоров 40 Копии контрактов/договоров и актов сдачи-приемки выполненных за период 2013 - 2015 гг. работ/оказанных услуг по информационному сопровождению
От 20 до 30 договоров 20
От 9 до 19 договоров 10
Менее 9 договоров 0
4. Опыт Участника по успешному выполнению работ (оказанию услуг) по созданию и наполнению фотогалерей или аналогичных услуг Более 20 договоров 10 Копии контрактов/договоров и актов сдачи-приемки выполненных за период 2013 - 2015 гг. работ/оказанных услуг по созданию и наполнению фотогалерей или аналогичных услуг
От 10 до 20 договоров 5
Менее 10 договоров 0
Комиссия установила, что порядок оценки заявок не позволяет выявить лучшее условие исполнения контракта, поскольку в Конкурсной документации не установлена пропорциональная зависимость (формула расчета количества баллов или шкала оценки) между количеством присваиваемых баллов и представляемыми сведениями по критерию "квалификация участников закупки" (показателям критерия), учитывая, что в отношении сведений, представляемых по указанному критерию возможна количественная оценка, вместе с тем, Конкурсная документация не содержит описание определений "соответствующих", "аналогичных услуг", что не позволяет определить сведения, подлежащие оценке Конкурсной комиссией.
Таким образом, действия Заказчика, не установившего в Конкурсной документации надлежащий порядок оценки заявок, нарушают пункт 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. В соответствии с подпунктом "г" пункта 3.3.1 Конкурсной документации заявка участника закупки должна содержать всю указанную Заказчиком в Конкурсной документации информацию, а именно: "документы, подтверждающие соответствие участника требованиям к участникам конкурса, установленным в конкурсной документации в подпунктах 1 пункта 1.6.1., или копии таких документов, а также декларация о соответствии участника открытого конкурса требованиям, установленным в соответствии с подпунктами 2-8 пункта 1.6.1".
Подпунктом 8 пункта 1.6.1 Конкурсной документации установлено следующее требование к участникам закупки: "участник закупки не является офшорной компанией".
Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, установившего в Конкурсной документации излишнее требование к составу заявки участника закупки, а именно: предоставление декларации о том, что участник закупки не является офшорной компанией, нарушают пункт 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. В соответствии с требованиями пункта 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе в конкурсной документации устанавливаются обязательные требования к форме заявки на участие в конкурсе.
В соответствии с Информационной картой Конкурсной документации заявки на участие в Конкурсе подаются "в форме бумажного документа (примерная форма представлена в Разделе I.3. настоящей конкурсной документации)".
В соответствии с указанной формой заявки на участие в Конкурсе предусмотрено предоставление в составе заявки на участие в Конкурсе следующих банковских реквизитов участника закупки: наименование и местонахождение обслуживающего банка, расчетный счет, корреспондентский счет, код БИК.
Вместе с тем, положениями статьи 51 Закона о контрактной системе не предусмотрено требование о предоставлении в составе заявки на участие в конкурсе информации о банковских реквизитах участника закупки.
Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика нарушают пункт 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Ширяева В.А. обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения пунктов 4, 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что по нарушениям, в действиях Заказчика, Закона о контрактной системе выданы предписания об устранении нарушения законодательства Российской Федерации в сфере закупок по делам от 19.09.2016 N К-1495/16, от 21.09.2016 N П-171/16, по данному делу предписание не выдавать.
4. В связи с тем, что материалы, по нарушениям в действиях Заказчика, Закона о контрактной системе переданы на основании решений по делам от 19.09.2016 N К-1495/16, от 21.09.2016 N П-171/16 должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях, материалы по настоящему делу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении не передавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 26 сентября 2016 г. N 432
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.09.2016