Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу ЗАО "Диджитал Дизайн" (далее - Заявитель) на действия Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации (далее - Заказчик), конкурсной комиссии Заказчика (далее - Конкурсная комиссия) при проведении Заказчиком, Конкурсной комиссией открытого конкурса на право заключения государственного контракта на выполнение работ по развитию системы электронного документооборота Минприроды России в части создания единого персонифицированного интерфейса пользователя, проведения работ по реструктуризации баз данных системы электронного документооборота и разработки подсистемы контроля исполнения протокольных поручений Министра (номер извещения 0173100011316000024) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Конкурсной комиссии при проведении Заказчиком, Конкурсной комиссией Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика, Конкурсной комиссии:
1. Протокол рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе от 07.09.2016 N ПРО1 размещен в единой информационной системе www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) с нарушением срока, установленного Законом о контрактной системе.
2. Конкурсной комиссией неправомерно присвоена низкая оценка заявке ООО "Диджитал Дизайн ИТ" по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки".
3. В Конкурсной документации установлен ненадлежащий порядок оценки заявок на участие в Конкурсе по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки".
На заседании Комиссии представителями Заявителя озвучены дополнительные доводы в части непредставления участнику Конкурса разъяснений результатов Конкурса при подаче соответствующего запроса, а также заключения контракта с нарушением сроков, предусмотренных Законом о контрактной системе.
Представитель Заказчик не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в ЕИС - 12.08.2016;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Конкурс;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 14 998 594 рубля;
4) на участие в Конкурсе подано 3 заявки от участников закупки;
5) к участию в Конкурсе допущено 2 участника закупки;
6) победителем Конкурса признано ООО "АПЛАНА. ЦЕНТР РАЗРАБОТКИ" с минимальным предложением о цене контракта14 850 000 рублей.
1. В соответствии с частью 12 статьи 53 Закона о контрактной системе к протоколу рассмотрения и оценки заявок на участие прилагается предусмотренное пунктом 2 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе предложение участника открытого конкурса в отношении объекта закупки, а в случае закупки товара также предлагаемая цена единицы товара, наименование страны происхождения товара с размещением в единой информационной системе не позднее рабочего дня, следующего за датой подписания указанного протокола.
На заседании Комиссии представители Заказчика сообщили, что 07 сентября 2016 года заказчиком подписан протокол рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе, при этом по причине допущенной технической ошибки в открытом доступе в ЕИС отобразился при повторном размещении 12 сентября 2016 года.
Согласно сведениям, указанным во вкладке "документы закупки" протокол рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе от 07.09.2016 N ПРО1 размещен в ЕИС 12.09.2016 в 18:15.
Таким образом, действия Заказчика при размещении протокола рассмотрения и оценки заявок нарушают часть 12 статьи 53 Закона о контрактной системе и содержат признаки административных правонарушений, ответственность за совершение которых предусмотрена частями 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. В соответствии с частью 6 статьи 106 Закона о контрактной системе рассмотрение жалобы не осуществляется в отношении результатов оценки заявок на участие в конкурсе, в запросе предложений, окончательных предложений в соответствии с указанными в пунктах 3 и 4 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе критериями оценки этих заявок, окончательных предложений.
Следовательно, рассмотрение жалобы не осуществляется в отношении результатов оценки заявок на участие в Конкурсе, в том числе по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки".
Таким образом, довод жалобы Заявителя о том, что Конкурсная комиссия необоснованно присвоила низкую оценку в баллах заявке Заявителя по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" не подлежит рассмотрению Комиссией. При этом Заявитель вправе обжаловать действия Заказчика в судебном порядке.
3. Согласно части 3 статьи 105 Закона о контрактной системе жалоба на положения документации о закупке может быть подана любым участником закупки, общественным объединением, объединением юридических лиц до окончания установленного срока подачи заявок. При этом в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены после начала вскрытия конвертов с заявками и (или) открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе, запросе котировок, запросе предложений, после рассмотрения заявок на участие в аукционе, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в конкурсе, аукционе, запросе котировок или запросе предложений. По истечении указанных в части 3 статьи 105 Закона о контрактной системе сроков обжалование соответствующих действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего осуществляется только в судебном порядке.
В жалобе Заявителя заявлены доводы на положения Конкурсной документации, а именно: порядок оценки заявок по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки".
В соответствии с извещением о проведении Конкурса дата окончания срока подачи заявок на участие в Конкурсе - 02.09.2016.
Вместе с тем, жалоба Заявителя подана в ФАС России 16.09.2016, то есть после окончания срока подачи заявок на участие в Конкурсе.
Таким образом, доводы жалобы Заявителя на положения Конкурсной документации не подлежат рассмотрению Комиссией. При этом Заявитель вправе обжаловать действия Заказчика в судебном порядке.
4. Согласно части 13 статьи 53 Закона о контрактной системе любой участник конкурса, в том числе подавший единственную заявку на участие в конкурсе, после размещения в единой информационной системе протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, протокола рассмотрения единственной заявки на участие в конкурсе вправе направить в письменной форме или в форме электронного документа заказчику запрос о даче разъяснений результатов конкурса. В течение двух рабочих дней с даты поступления этого запроса заказчик обязан представить в письменной форме или в форме электронного документа участнику конкурса соответствующие разъяснения.
На заседание Комиссии представлены документы и сведения, подтверждающие, что ООО "Диджитал Дизайн ИТ" направлен Заказчику запрос о разъяснении результатов Конкурса от 14.09.2016 N 478/16-М, зарегистрированные Заказчиком 15.09.2016 (вх. N 053369/47).
При этом Заказчиком на заседание Комиссии представлено письмо с соответствующими разъяснениями от 20.09.2016 исх. N 07-47/25092.
Таким образом, действия Заказчика, выразившиеся в представлении участнику конкурса соответствующих разъяснений с нарушением установленного срока, нарушают часть 13 статьи 53 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
5. Согласно части 2 статьи 54 Закона о контрактной системе контракт заключается не ранее чем через десять дней и не позднее чем через двадцать дней с даты размещения в единой информационной системе протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе или при проведении закрытого конкурса с даты подписания такого протокола.
На заседании Комиссии установлено, что протокол размещен в ЕИС 12.09.2016, при этом по результатам проведения Конкурса заключен государственный контракт с участником закупки ООО "АПЛАНА. ЦЕНТР РАЗРАБОТКИ" (реестровая запись от 27.09.2016 N N 1771025628916000060, содержащая информацию о контракте, заключенном 20.09.2016), следовательно, Заказчиком нарушен срок заключения контракта, предусмотренный частью 2 статьи 54 Закона о контрактной системе.
Таким образом, действия Заказчика, выразившиеся в нарушении срока заключения контракта, нарушают часть 2 статьи 54 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
6. Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с частью 5 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
Согласно части 7 статьи 53 Закона о контрактной системе на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии: 1) цена контракта; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом согласно пункту 3 Правил, "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
В Конкурсной документации установлены следующие критерии оценки:
1) Цена контракта (стоимостные) (значимость критерия 30 %);
2) Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации (значимость критерия 50 %);
3) Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки (нестоимостные) (значимость критерия 20 %).
В соответствии с Конкурсной документацией оценка заявок по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" установлена следующим образом:
- при оценке по данному критерию анализируется информация о возможности выполнить дополнительные работы, неразрывно связанные с основными Работами, предоставляемые исполнителем без дополнительной оплаты.
- подтверждением возможности предоставления указанных работ служит информация участника конкурса, указанная в таблице 3 "Качественные характеристики объекта закупки" Формы по установленным в Конкурсной документации критериям оценки конкурсных заявок (приложение N 1 к Конкурсной документации)
- количество баллов, присуждаемых по данному критерию, определяется в следующем порядке: за каждую дополнительную работу, признанную членами комиссии соответствующей предмету конкурса, присуждается 10 баллов, но не более 100 баллов за все дополнительные работы (в случае если участником конкурса предложено более 10 дополнительных работ); за отсутствие дополнительных работ участник конкурса получает 0 баллов; общее максимальное количество баллов за все работы составит 100 баллов.
- при отсутствии в заявке на участие в конкурсе информации о дополнительных работах, заявка участник конкурса по данному критерию получает 0 баллов.
Комиссия приходит к выводу, что исходя из положений, установленных в порядке оценки заявок по нестоимостному критерию оценки "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" не представляется возможным определить какие из работ будут считаться дополнительными: соответствующие предмету контракта или связанные с работами по предмету Конкурса, а также в соответствии с какими требованиями Конкурсная комиссия может признать дополнительную работу соответствующей или не соответствующей предмету Конкурса.
При этом исходя из представленных на заседание Комиссии представителем Заказчика в составе заявок участников закупки сведений и документов не представляется возможным также определить каким образом Конкурсной комиссией принимались решения о соответствии представленных дополнительных работ участниками закупки.
Таким образом, действия Заказчика, установившего ненадлежащий порядок оценки заявки на участие в Конкурсе, нарушают требования пункта 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссии
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ЗАО "Диджитал Дизайн" обоснованной в части размещения в единой информационной системе протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе от 07.09.2016 N ПРО1, предоставления участнику Конкурса разъяснений результатов Конкурса при поступлении от него соответствующего запроса, а также заключения контракта, с нарушением сроков, предусмотренных Законом о контрактной системе.
2. На основании части 3 статьи 105 Закона о контрактной системе не рассматривать довод жалобы ЗАО "Диджитал Дизайн" на положения Конкурсной документации.
3. На основании части 6 статьи 106 Закона о контрактной системе не рассматривать довод ЗАО "Диджитал Дизайн" в отношении результатов оценки заявок на участие в Конкурсе.
4. Признать в действиях Заказчика нарушения пункта 9 части 1 статьи 50, частей 12, 13 статьи 53, части 2 статьи 54 Закона о контрактной системе.
5. В связи с тем, что по результатам Конкурса заключен контракт, предписание об устранении выявленных нарушений не выдавать.
6. Передать материалы от 23.09.2016 по делу N К - 1532/16 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 23 сентября 2016 г. N К-1532-16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.09.2016