Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "Панацея" (далее - Заявитель) на действия аукционной комиссии Федерального агентства по делам молодежи (далее - Аукционная комиссия) при проведении Федеральным агентством по делам молодежи (далее - Заказчик), Аукционной комиссией, ЗАО "Сбербанк-АСТ" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание комплекса услуг по организации и проведению Итогового Форума участников федеральных образовательных Форумов (номер извещения 0173100003516000095) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Аукционной комиссии при проведении Заказчиком, Аукционной комиссией, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Аукционной комиссии, принявшей необоснованное решение об отказе Заявителю в допуске к участию в Аукционе.
Представитель Заказчика не согласился с доводом Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Заказчик, Аукционная комиссия действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) www.zakupki.gov.ru - 31.08.2016;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 3 600 000 рублей;
4) на участие в Аукционе подано 5 заявок от участников закупки;
5) к участию в Аукционе допущено 2 участника закупки;
6) дата проведения Аукциона - 19.09.2016;
7) в период проведения Аукциона предложения о цене контракта подавали 2 участника Аукциона;
8) победителем Аукциона признано ООО "Праздничный проспект" с минимальным предложением о цене контракта 3 420 000 рублей.
1. В соответствии с частью 1 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Согласно части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе, участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации; 2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 16.09.2016 N 0173100003516000095-1 участнику закупки с порядковым номером заявки "3" (Заявителю) отказано в допуске к участию в Аукционе, в том числе, в связи с тем, что:
"Участник закупки в своей заявке указал несоответствующие характеристики в отношении: размера ноутбука; объема кэша L2, количества USB 2.0, размера и веса моноблока; разрешения сканера и копира, скорости копирования МФУ; цвета чернил шариковой ручки; дальности работы раций (пункт 3 Части III "Техническая часть" Документации о проведении электронного аукциона), ширины кузова, высоты салона в проходе, количества мест и коробки передач предоставляемого автобуса (пункт 6 Части III "Техническая часть" Документации о проведении электронного аукциона), количества ядер процессора ноутбука; мощности звукового оборудования; мощности пассивного ВЧ и НЧ громкоговорителя (пункт 8 Части III "Техническая часть" Документации о проведении электронного аукциона), высоты салона в проходе, цвета кузова и количества мест предоставляемых автобусов (пункт 10 Части III "Техническая часть" Документации о проведении электронного аукциона), что не соответствует требованиям, установленным Документацией о проведении электронного аукциона и на основании пункта 2 части 4 статьи 67 Закона является основанием для отклонения".
Вместе с тем, пунктом 3.2.2.3. документации об Аукционе установлено, в том числе, следующее: "если минимальные и максимальные значения показателя разделены символом "-" ("тире", "дефис"), необходимо указать конкретное значение показателя в пределах указанного диапазона допустимых значений, при этом минимальное и максимальное значение не включаются в диапазон допустимых значений".
Пунктом 2 Технического задания документации об Аукционе установлены, в том числе, следующие характеристики к товару "Моноблоки": "объем кэша L2 1-8 Мб, вес 8.07 кг".
Изучив первую часть заявки Заявителя на участие в Аукционе, Комиссия установила, что пункт 2 заявки Заявителя содержит следующие характеристики к товару "Моноблоки": "объем кэша L2 512 Кб, вес 6.7 кг".
Таким образом, довод Заявителя о том, что Аукционной комиссией неправомерно принято решение об отказе Заявителю в допуске к участию в Аукционе, не нашел своего подтверждения.
2. В соответствии с частью 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки. В случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.
На заседании Комиссии установлено, что в проекте контракта документации об Аукционе не установлено обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.
Таким образом, действия Заказчика нарушают часть 13 статьи 34 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, указанное нарушение не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), поскольку победителем Аукциона признано ООО "Праздничный проспект".
3. В соответствии с частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
При этом, частью 7 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик обязан установить в контракте размер пени, определённый в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту.
Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1063 (далее - Правила).
Пунктом 6 Правил установлено, что пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательства, предусмотренного контрактом, и устанавливается в размере не менее одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и определяется по формуле: П = (Ц - В) x С, где: Ц - цена контракта; В - стоимость фактически исполненного в установленный срок поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства по контракту, определяемая на основании документа о приемке товаров, результатов выполнения работ, оказания услуг, в том числе отдельных этапов исполнения контрактов; С - размер ставки.
Пунктом 8.3 Раздела 8 проекта контракта документации об Аукционе, в том числе, установлено: "в случае просрочки исполнения Исполнителем обязательств, предусмотренных государственным контрактом, Государственный заказчик вправе потребовать уплату пени. Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения Исполнителем обязательства, предусмотренного государственным контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного государственным контрактом срока исполнения указанного обязательства и устанавливается в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены государственного контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных государственным контрактом и фактически исполненных Исполнителем".
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что в проекте государственного контракта Заказчиком надлежащим образом не установлены условия об ответственности поставщика (подрядчика, исполнителя) за ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом, а именно не установлен соответствующий требованиям Правил размер пени за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом.
Вышеуказанные действия Заказчика нарушают часть 7 статьи 34 Закона о контрактной системе, и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
4. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Комиссией установлено, что пункт 6 Технического задания документации об Аукционе содержит сведения о сверхподробном описании товаров, конкретные показатели которых необходимо указать участникам закупки в составе своих заявок, например:
"Требования к Транспортным средствам и его характеристикам:
Год выпуска не ранее 2000 года,
Длина кузова не менее 12 000 мм,
Ширина кузова не менее 2 550 мм,
Высота кузова (включая кондиционер) не менее 3 355 мм,
Высота салона в проходе не менее 2 170 мм,
Колесная база не менее 600 мм,
Ширина колеи переднего моста не менее 2 100 мм,
Ширина колеи ведущего моста не менее 1 800 мм,
Высота первой ступеньки при входе (над дорогой) не более 300 мм,
Ширина прохода первой двери 700-900 мм,
Ширина прохода второй двери (одностворчатой) до 900 мм,
Ширина прохода второй двери (двустворчатой) не менее 1220 мм,
Объем багажного отделения не менее 5 м3,
Цвет кузова Черный или синий,
Диски должны быть не менее R 20,
Количество мест 40 шт,
Расстояние между креслами не менее 600 мм,
Тип обивки салона ткань или кожзаменитель,
Тип двигателя должен быть дизельный или бензиновый,
Объем топливного бака не менее 150 л,
Центральный замок должен быть в наличии,
Коробка передач должна быть не менее 6-ти ступенчатая механическая или автоматическая".
Комиссия приходит к выводу, что указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, используемый при оказании услуг, для представления подробных сведений о веществах, материалах, технологиях, применяемых при изготовлении такого товара.
Кроме того, пунктом 2 Технического задания документации об Аукционе установлено требование к товару: "МФУ - 1 шт. (многофункциональное устройство - принтер, сканер, копир): шаг масштабирования около 1 %, потребляемая мощность (при работе) должна быть около 439 Вт, потребляемая мощность (в режиме ожидания) должна быть около 65 Вт".
Пунктом 3.2.2.3 документации об Аукционе установлено: "при описании характеристик используемых товаров не допускается использование слов "не более", "не менее", "может быть", "должно быть", "или эквивалент", "или аналог", "приблизительно", "примерно", "около".
На основании изложенного Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, не установившего в документации надлежащую инструкцию по заполнению первой части заявки на участие в Аукционе, а также требования к составу заявки, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, указанные нарушения не повлияли на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), поскольку заявки участников, не допущенные к участию в Аукционе, отклонены Аукционной комиссией, в том числе, по иным основаниям.
5. В соответствии с частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать, в том числе, информацию, указанную в извещении о проведении такого аукциона.
Согласно части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе, в извещении о проведении электронного аукциона заказчик указывает, в том числе, информацию, предусмотренную статьей 42 Закона о контрактной системе.
В соответствии со статьей 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, следующая информация: 2) краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 Закона о контрактной системе, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
На заседании Комиссии установлено, что в соответствии с пунктом 5 Информационной карты документации об Аукционе "место оказания услуг: Российская Федерация, г. Санкт-Петербург".
Вместе с тем, в пункте 1 Технического задания документации об Аукционе установлено, что "место оказания услуг - Российская Федерация, г. Москва".
Пунктом 2.3.1. Раздела 2 проекта контракта документации об Аукционе установлено: "Место поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг - г. Москва, Российская Федерация".
На заседании Комиссии, представитель Заказчика пояснил, что в пункте 5 Информационной карты документации об Аукционе допущена техническая ошибка, при этом, правильное место оказания услуг - Российская Федерация, г. Москва".
Кроме того, 09.09.2016 Заказчиком дан ответ на запрос о разъяснении положений документации об Аукционе в части места оказания услуг.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанное действие Заказчика нарушает часть 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержит признаки состава административного нарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, указанное нарушение не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), поскольку в проекте контракта документации об Аукционе, подлежащем направлению победителю Аукциона на подпись, указано, согласно пояснениям представителя Заказчика, верное место оказания услуг - Российская Федерация, г. Москва.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Панацея" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения частей 7, 13 статьи 34, пункта 2 части 1 статьи 64, части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы от 28.09.2016 по делу N К-1565/16 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 28 сентября 2016 г. N К-1565-16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.10.2016