На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в соответствии с приказом ФАС России от 21.07.2016 N 1016/16 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок" Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев обращение ООО "Логистик-Профи" (далее - Заявитель), содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях ФГУП "Дирекция программы по развитию физической культуры и спорта" (далее - Заказчик) при проведении Единой комиссией Заказчика (далее - Единая комиссия), Заказчиком открытых конкурсов на право заключения контракта на выполнение строительно-монтажных работ на объекте: "Федеральное государственное бюджетное учреждение "Южный федеральный центр спортивной подготовки", г. Сочи, Краснодарский край "Реконструкция объектов спортивной базы в г. Кисловодске 4-й этап. "Верхняя база" (номер извещения 0573100031516000012) (далее - Конкурс N 1), выполнение проектно-изыскательских работ по объекту: Федеральное государственное бюджетное учреждение "Тренировочный центр спортивной подготовки сборных команд России "Крымский". Федеральный спортивно-тренировочный центр (номер извещения 0573100031516000022) (далее - Конкурс N 2) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 21.07.2016 N 1016/16,
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Заказчика при проведении Заказчиком, Единой комиссией Конкурса N 1 и Конкурса N 2.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, не исполнившего предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, выданное на основании решения комиссии ФАС России в сфере закупок от 13.05.2016 по делу N К-742/16 при проведении Конкурса N 1.
По мнению Заявителя, Заказчиком неправомерно выбран способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса вместо электронного аукциона при проведении Конкурса N 2.
Представитель Заказчика не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Конкурса N 1, N 2 Заказчик, Единая комиссия действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате осуществления в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Конкурса N 1, Конкурсной документацией N 1, протоколами, составленными при осуществлении закупки:
1) извещение о проведении Конкурса размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 13.04.2016;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 1 014 792 736,72 рублей;
3) на участие в Конкурсе подано 2 заявки от участников закупки;
4) требованиям Конкурсной документации соответствуют 2 участника закупки;
5) победителем Конкурса признано ООО "Строймонтаж" с предложением о цене контракта 974 201 026,56 рублей;
6) государственный контракт заключен с ООО "Строймонтаж" по цене 974 201 026,56 рублей.
В соответствии с извещением о проведении Конкурса N 2, Конкурсной документацией N 2, протоколами, составленными при осуществлении закупки:
1) извещение о проведении Конкурса размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 10.08.2016;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 168 000 000 рублей;
3) на участие в Конкурсе подано 2 заявки от участников закупки;
4) требованиям Конкурсной документации соответствуют 2 участника закупки;
5) победителем Конкурса признано ООО "ИНТЕРТЕХНИКА" с предложением о цене контракта 148 500 000 рублей;
6) государственный контракт заключен с ООО "ИНТЕРТЕХНИКА" по цене 148 500 000 рублей.
1. В соответствии с пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Участник закупки ООО "Комплект сервис" 05.05.2016 обратилось в ФАС России с жалобой на действия Заказчика при проведении Конкурса N 1.
Комиссией ФАС России по контролю в сфере закупок от 13.05.2016 (далее - Комиссия ФАС России) указанная жалоба признана обоснованной, в действиях Заказчика при проведении Конкурса N 1 выявлено нарушение пункта 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.
На основании решения от 13.05.2016 по делу N К-742/16 (далее - Решение) Заказчику, Единой комиссии выдано Предписание, в соответствии с которым Заказчику, Единой комиссии необходимо отменить протокол рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе N 1 от 13.05.2016 N ПРО1, протокол вскрытия конвертов с заявками на участие в Конкурсе N 1 от 05.05.2016 N ПВК1 и привести Конкурсную документацию N 1 в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и с учетом решения от 13.05.2016 по делу N К-742/16, а также разместить соответствующую документацию в ЕИС и назначить новую дату вскрытия конвертов с заявками на участие в Конкурсе N 1, дату рассмотрения заявок на участие в Конкурсе N 1 и дату подведения итогов Конкурса N 1.
На заседании Комиссии установлено, что Заказчиком, Единой комиссией Предписание не исполнено. Данное обстоятельство подтверждается тем, что Заказчиком, Единой комиссией не отменен протокол рассмотрения и оценки заявок и протокол вскрытия конвертов с заявками. Также Заказчиком не внесены изменения в Конкурсную документацию N 1.
На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что указанное решение Комиссии ФАС России по контролю в сфере закупок было обжаловано в Арбитражном суде города Москвы и признано недействительным (Решение от 22.08.2016 N А40-118812/2016-92-2014). Вместе с тем, определением Арбитражного суда города Москвы в приостановлении исполнения оспариваемого решения и предписания было отказано.
На основании изложенного, действия Заказчика, Единой комиссии, не исполнивших Предписание нарушают пункт 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 7 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Также в соответствии с частью 12 статьи 53 Закона о контрактной системе к протоколу рассмотрения и оценки заявок прилагается предусмотренное пунктом 2 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе предложение участника открытого конкурса в отношении объекта закупки, а в случае закупки товара также предлагаемая цена единицы товара, наименование страны происхождения товара с размещением в единой информационной системе не позднее рабочего дня, следующего за датой подписания указанного протокола.
Согласно протоколу рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе N 1 от 13.05.2016 N ПРО1 к указанному протоколу не приложены предложения участников открытого конкурса в отношении объекта закупки.
Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика при размещении протокола рассмотрения и оценки заявок нарушают часть 12 статьи 53 Закона о контрактной системе и содержат признаки административных правонарушений, ответственность за совершение которых предусмотрена частями 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Согласно доводу обращения Заявителя, Заказчиком неправомерно выбран способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса вместо электронного аукциона, поскольку согласно распоряжению Правительства Российской Федерации N 890-р, заказчики обязаны проводить электронный аукцион вне зависимости от начальной (максимальной) цены контракта в случае закупки работ, включённых в код ОКПД 41.2,42,43 (кроме коды 43.13) а именно работы строительные.
В соответствии с частью 2 статьи 48 Закона о контрактной системе заказчик во всех случаях осуществляет закупку путем проведения открытого конкурса, за исключением случаев, предусмотренных статьями 56, 57, 59, 72, 83, 84 и 93 Закона о контрактной системе.
Согласно части 2 статьи 59 Закона о контрактной системе заказчик обязан проводить электронный аукцион в случае, если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством Российской Федерации. Перечень товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок, которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион) (далее - Перечень) утвержден Распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2016 г. N 471-р.
Вступило в силу распоряжение Правительства Российской Федерации N 890-р, согласно которому заказчики обязаны проводить электронный аукцион вне зависимости от начальной (максимальной) цены контракта в случае закупки работ, включённых в код ОКПД 41.2,42,43 (кроме коды 43.13) а именно работы строительные. Исключение составляют работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту особо опасных, технически сложных и уникальных объектов капитального строительства, а также искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения.
Согласно извещению о проведении Конкурса N 2 от 16.08.2016 NИИ1 объектом закупки является выполнение проектно-изыскательских работ. Код ОКПД 2 41.10.10.000 "Документация проектная для строительства".
На заседании Комиссии, представитель Заказчика пояснил, что закупаемые Заказчиком работы, а именно проектно-изыскательские, не выходят в перечень товаров, работ, услуг согласно которому заказчики обязаны проводить электронный аукцион.
Таким образом, действия Заказчика, выбравшего способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса не противоречат требованиям Закона о контрактной системе.
Также в соответствии с частью 12 статьи 53 Закона о контрактной системе к протоколу рассмотрения и оценки заявок прилагается предусмотренное пунктом 2 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе предложение участника открытого конкурса в отношении объекта закупки, а в случае закупки товара также предлагаемая цена единицы товара, наименование страны происхождения товара с размещением в единой информационной системе не позднее рабочего дня, следующего за датой подписания указанного протокола.
Согласно протоколу рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе N 2 от 05.09.2016 NПРО1 к указанному протоколу не приложены предложения участников открытого конкурса в отношении объекта закупки.
Таким образом, действия Заказчика при размещении протокола рассмотрения и оценки заявок нарушают часть 12 статьи 53 Закона о контрактной системе и содержат признаки административных правонарушений, ответственность за совершение которых предусмотрена частями 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15, статьи 99, Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 21.07.2016 N 1016/16, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях Заказчика нарушение части 12 статьи 53, части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе.
2. Признать в действиях Единой комиссии нарушение пункта 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что по результатам Конкурса N 1, N 2 заключен государственный контракт, предписание об устранении выявленных нарушений не выдавать.
4. Передать материалы дела от 30.09.2016 N ВП-478/16 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 30 сентября 2016 г. N ВП-478/16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.10.2016