Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу ООО "ТЕРРА ПРИНТ ПРО" (далее - Заявитель) на действия Министерства энергетики Российской Федерации (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, ЗАО "Сбербанк-АСТ" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку комплекта оборудования полиграфического комплекса оперативной печати (номер извещения 0173100008316000146) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Оператором электронной площадки, Заказчиком Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1. в техническом задании документации об Аукционе указаны технические характеристики оборудования соответствующие только одному производителю, что ограничивает количество участников закупки.
2. в документации об Аукционе не установлено обоснование невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
3. в документациb об Аукционе ненадлежащим образом установлено обеспечение исполнения контракта при снижении начальной (максимальной) цены контракта на двадцать пять и более процентов.
4. в проекте государственного контракта не указан срок действия банковской гарантии.
5. Заказчиком установлена ненадлежащая инструкция по заполнению заявок на участие в Аукционе.
6. Заказчиком нарушен срок дачи разъяснений положений документации об Аукционе.
Представители Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru - 12.09.2016;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 16 022 561 рубль;
4) дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе - 10.10.2016.
1. Согласно доводу Заявителя, в техническом задании документации об Аукционе указаны технические характеристики оборудования соответствующие только одному производителю, что ограничивает количество участников закупки, а именно, по пункту 5.3.1 "Монохромное (черно-белое) печатающее устройство" - Canon Varioprint 135, по пункту - 5.3.2 "Полноцветное печатное устройство" - Canon Imagepress C 700.
Вместе с тем, на заседание Комиссии, представители Заказчика представили коммерческие предложения, а также доказательства, подтверждающие, что техническим характеристикам, установленным в документации об Аукционе подходят несколько производителей товара, а именно, Xerox Versant 80, Xerox Nuvera 144 EA, Ricoh Pro C7100S, KONICA bizhub PRESS 2250 P, Canon Imagepress C800.
Вместе с тем, Заявитель на заседание Комиссии не явился, в составе жалобы не представил доказательства, подтверждающие обоснованность своего довода, в связи с чем указанный довод не нашел своего подтверждения.
2. Согласно доводу Заявителя, в документации об Аукционе не установлено обоснование невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
На заседании Комиссии, Заказчик пояснил, что предметом закупки является поставка комплекта оборудования полиграфического комплекса оперативной печати, а также сообщил, что программное обеспечение Заказчик не закупает.
Вместе с тем, Заявитель на заседание Комиссии не явился, в составе жалобы не представил доказательства, подтверждающие обоснованность своего довода, в связи с чем указанный довод не нашел своего подтверждения.
3. Согласно доводу Заявителя, в документация об Аукционе ненадлежащим образом установлено обеспечение исполнения контракта при снижении начальной (максимальной) цены контракта на двадцать пять и более процентов.
В извещении о проведении Аукциона, в Информационной карте документации об Аукционе, а так же в проекте государственного контракта установлено, что "в случае представления победителем аукциона или иным участником, с которым заключается контракт при уклонении победителя от подписания контракта, предложения о цене контракта на 25 (двадцать пять) и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта и начальная (максимальная) цена контракта составляет более чем пятнадцать миллионов рублей, размер обеспечения исполнения контракта устанавливается в размере превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении аукциона, что составляет 7 210 152 (семь миллионов двести десять тысяч сто пятьдесят два) рубля 45 копеек".
Согласно извещению о проведении Аукциона, информационной карте документации об Аукционе, а также проекту государственного контракта установлено: "Размер обеспечения исполнения контракта устанавливается в размере 10 (десять) % от начальной (максимальной) цены государственного контракта, что составляет 1 602 256 (один миллион шестьсот две тысячи двести пятьдесят шесть) рублей 10 копеек.".
Согласно части 1 статьи 37 Закона о контрактной системе если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет более чем пятнадцать миллионов рублей и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении конкурса или аукциона, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать размер обеспечения исполнения контракта, срок и порядок предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта.
На заседании Комиссии, представители Заказчика пояснили, что при указании в документации об Аукционе размера обеспечения исполнения контракта в полтора раза превышающем размер обеспечения контракта при снижении начальной (максимальной) цены контракта на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта - 7 210 152, 45 рубля допущена техническая ошибка.
Таким образом, действия Заказчика, установившего ненадлежащим образом размер обеспечения исполнения контракта в случае представления победителем аукциона или иным участником, с которым заключается контракт при уклонении победителя от подписания контракта, предложения о цене контракта на 25 (двадцать пять) и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, нарушают пункт 8 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу, что указанное нарушение не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя) поскольку Заказчиком 23.09.2016 внесены изменения в документацию об Аукционе в части установления надлежащего размера обеспечения исполнения контракта в случае представления победителем аукциона или иным участником, с которым заключается контракт при уклонении победителя от подписания контракта, предложения о цене контракта на 25 (двадцать пять) и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта - 2 403 384, 15 рубля.
4. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком в проекте государственного контракта не установлен срок действия банковской гарантии.
В пункте 10.1 проекта государственного контракта указано, что "Поставщик в качестве обеспечения исполнения контракта перечислил Заказчику денежные средства /(предоставил банковскую гарантию на сумму) в размере ______________ (Сумма прописью) рублей ____ копеек".
На заседании Комиссии, Заказчик пояснил, что требования к обеспечению исполнения контракта, предоставляемому в виде банковской гарантии в качестве обеспечения исполнения контракта, в том числе и к сроку ее действия указаны в части I, раздела I.2, пункта 8.2 документации об Аукционе. Кроме того, требование об указании в проекте контракта сведений о сроке действия банковской гарантии не установлены Законом о контрактной системе.
Вместе с тем, Заявитель на заседание Комиссии не явился, в составе жалобы не представил доказательства, подтверждающие обоснованность своего довода, в связи с чем указанный довод не нашел своего подтверждения.
5. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком установлена ненадлежащая инструкция по заполнению заявок на участие в Аукционе поскольку не раскрыты понятия "в диапазоне", "не хуже", не описано, что понимается под формулировкой "за исключением случаев, когда указанным способом показатели характеристик товара обозначаются производителем товара".
На заседании Комиссии, Заказчик пояснил, что Заказчиком внесены изменения в документацию об Аукционе, а именно, Заказчиком исключена формулировка "за исключением случаев, когда указанным способом показатели характеристик товара обозначаются производителем товара", кроме того, в инструкции по заполнению заявки на участие в Аукционе установлено определение показателя "в диапазоне", а также "не хуже" заменен на "не менее".
Вместе с тем, Заявитель на заседание Комиссии не явился, в составе жалобы не представил доказательства, подтверждающие обоснованность своего довода, в связи с чем указанный довод не нашел своего подтверждения.
6. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком нарушен срок дачи разъяснений положений документации об Аукционе, поскольку 20.09.2016 Заявителем направлен запрос о даче разъяснений положений документации об Аукционе, вместе с тем, ответ не получен, в том числе, 23.09.2016.
На заседании Комиссии, Заказчик пояснил, что запрос на разъяснения положений документации об Аукционе поступил в адрес Заказчика 21.09.2016, в связи с чем, разъяснения положений документации об Аукционе размещены Заказчиком 23.09.2016.
Вместе с тем, Заявитель на заседание Комиссии не явился, в составе жалобы не представил доказательства, подтверждающие направление запроса разъяснения положений документации об Аукционе 20.09.2016, в связи с чем указанный довод не нашел своего подтверждения.
7. Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2015 N 1457 "О перечне отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено" (далее - Постановление N 1457) утвержден перечень отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено с 1 января 2016 года (далее - Перечень).
Согласно пункту 5 Перечня, к таким работам, услугам относится, в том числе, выполнение работ и оказание услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, документации об Аукционе объектом закупки является поставка комплекта оборудования полиграфического комплекса оперативной печати.
Согласно пункту 1.3.7 документации об Аукционе установлены требования, предусмотренные Постановлением N 1457.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком неправомерно установлено требование о непринадлежности участника к организациям, находящимся под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациям, контролируемым гражданами Турецкой Республики и (или) организациям, находящимся под юрисдикцией Турецкой Республики, что нарушает часть 6 статьи 31 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ТЕРРА ПРИНТ ПРО" обоснованной в части установления ненадлежащего размера обеспечения исполнения контракта в случае представления победителем аукциона или иным участником, с которым заключается контракт при уклонении победителя от подписания контракта, предложения о цене контракта на 25 (двадцать пять) и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения части 6 статьи 31, пункта 8 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, аукционной комиссии Заказчика предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы от 30.09.2016 по делу N К-1581/16 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 30 сентября 2016 г. N 432
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.10.2016