Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу Конструкторское бюро морской электроники "Вектор" (далее - Заявитель) на действия Министерства промышленности и торговли Российской Федерации (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, конкурсной комиссией Министерства промышленности и торговли Российской Федерации (далее - Конкурсная комиссия) открытого конкурса на право заключения государственного контракта на выполнение НИР "Разработка концепции формирования судостроительных кластеров в Российской Федерации на примере Северо-Западного региона" Шифр "Кластер" (лот N 6) (уникальный номер закупки N 110/09-ГП-31.08ок.) (номер извещения 0173100009516000305) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Конкурсной комиссией Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1. Заказчиком в Конкурсной документации не установлены надлежащим образом требования к качественным, функциональным и техническим характеристикам НИР.
2. Заказчик ненадлежащим образом ответил на запрос Заявителя о разъяснении положений Конкурсной документации.
Представитель Заказчика не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 31.08.2016;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Конкурс;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 19 000 000 рублей;
4) на участие в Конкурсе подана 1 заявка от участника закупки;
5) к участию в Конкурсе допущен 1 участник закупки;
6) на основании пункта 1 части 1 статьи 55 Закона о контрактной системе Конкурс признан несостоявшимся.
1. Согласно доводу жалобы Заявителя, в Конкурсной документации не установлены надлежащим образом требования к качественным, функциональным и техническим характеристикам НИР.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, в том числе: наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что требования к качественным, функциональным и техническим характеристикам выполняемых работ содержатся в Техническом задании Конкурсной документации.
Вместе с тем, Заявителем на заседании Комиссии не представлены доказательства, подтверждающие обратное, в связи чем довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. Согласно доводу жалобы Заявителя, разъяснение положений Конкурсной документации размещено Заказчиком с нарушением положений Закона о контрактной системе, а именно: разъяснения Заказчика не содержат ответа на запрос Заявителя, а также нарушены сроки направления разъяснений Заявителю и размещения указанных разъяснений в ЕИС.
В соответствии с частью 7 статьи 50 Закона о контрактной системе любой участник открытого конкурса вправе направить в письменной форме заказчику запрос о даче разъяснений положений конкурсной документации. В течение двух рабочих дней с даты поступления указанного запроса заказчик обязан направить в письменной форме или в форме электронного документа разъяснения положений конкурсной документации, если указанный запрос поступил к заказчику не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе.
Согласно части 8 статьи 50 Закона о контрактной системе, в течение одного рабочего дня с даты направления разъяснений положений конкурсной документации такие разъяснения должны быть размещены заказчиком в единой информационной системе с указанием предмета запроса, но без указания лица, от которого поступил запрос. Разъяснения положений конкурсной документации не должны изменять ее суть.
В соответствии с подпунктом "b" пункта 1 "Изменения N 2 в конкурсную документацию и извещение" Конкурсной документации разъяснения положений Конкурсной документации предоставляются участникам закупки до 24 сентября 2016 г.
На заседании Комиссии установлено, 23.09.2016 в ЕИС размещено разъяснение положений Конкурсной документации.
Представитель Заказчика на заседании Комиссии сообщил, что запрос Заявителя о даче разъяснений положений Конкурсной документации (исх. от 20.06.2016, вх. от 21.09.2016 N МП-136145) поступил в адрес Заказчика 21.09.2016, при этом 23.09.2016 соответствующий ответ, содержащий разъяснения положений Конкурсной документации в отношении всех вопросов, указанных в запросе Заявителя, направлен Заявителю и размещен в ЕИС.
Заявителем на заседании Комиссии не представлены доказательства, подтверждающие обратное, в связи чем довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
Вместе с тем, в результате проведения внеплановой проверки Комиссия установила, что разъяснение положений Конкурсной документации, размещенное Заказчиком в ЕИС, не содержит предмета запроса о даче разъяснений положений Конкурсной документации.
Таким образом, действия Заказчика, разместившего ненадлежащим образом разъяснения положений Конкурсной документации нарушают часть 8 статьи 50 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. В соответствии с частью 1 статьи 50 Закона о контрактной системе Конкурсная документация должна содержать в том числе информацию, указанную в извещении о проведении открытого конкурса.
Пунктом 1 части 3 статьи 49 Закона о контрактной системе установлено, что в извещении о проведении открытого конкурса указывается информация, предусмотренная статьей 42 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение о проведении закупки должно содержать краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 Закона о контрактной системе, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать, в том числе наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Согласно разделу 3 "Содержание работы" Технического задания Конкурсной документации в рамках НИР, в том числе должно быть выполнено:
"1) Анализ и прогноз развития рынков судостроения, морских перевозок и других потенциальных рынков судостроительного кластера.
2) Анализ опыта создания и функционирования судостроительных кластеров за рубежом. Определение основных технических и экономических эффектов от реализации кластерной политики в судостроении.
3) Оценка ключевых трендов мирового/российского рынка возможной продукции, выпускаемой судостроительными кластерами, разработка рекомендаций по выбору приоритетных рыночных сегментов как в части судостроения, так и в области поставок агрегатированного судового комплектующего оборудования, в том числе в рамках реализации Плана мероприятий по импортозамещению в судостроительной отрасли Российской Федерации".
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 2.3 Технического задания Конкурсной документации, исходными данными для проведения работ, в том числе являются "результаты ранее выполненных работ по оценке состояния и перспектив развития отечественной судостроительной промышленности".
Кроме того, пунктом 4.11 Технического задания Конкурсной документации установлено, в том числе следующее: "При выполнении данной работы должны учитываться результаты ранее выполненных НИР и ОКР по регламентации деятельности промышленности по соответствующим технологическим направлениям Федеральной целевой программы "Развитие гражданской морской техники" на 2009-2016 годы и Федеральной целевой программы N 1, в том числе: НИР "Перспектива", НИР "Импортозамещение", НИР "Комплектация".
При этом, подпунктом 3 пункта 3 Технического задания Конкурсной документации установлено, что по окончанию выполнения работы Заказчику представляются заключения компетентных организаций со стороны потенциальных участников кластера (предприятия судостроения и смежных отраслей промышленности и заинтересованных потребителей продукции кластера.
Кроме того, согласно пункту 1 статьи 769 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору на выполнение научно-исследовательских работ исполнитель обязуется провести обусловленные техническим заданием заказчика научные исследования, а заказчик обязуется принять работу и оплатить ее.
При этом из положений Конкурсной документации невозможно сделать однозначный вывод о том, что предметом закупки являются научные исследования.
Комиссия приходит в выводу, что Заказчиком в Конкурсной документации надлежащим образом не установлен объем и порядок, а также требования к результатам выполняемых работ в рамках исполнения контракта, поскольку невозможно определить объем анализируемых сведений, предмет выполняемой работы, в какой части, а также по каким технологическим направлениям Федеральных целевых программ необходимо учитывать результаты ранее выполненных НИР и ОКР, заключения каких именно организаций необходимо представить по окончанию выполнения работы, а также результаты каких именно ранее выполненных работ устанавливаются Заказчиком в качестве исходных данных.
Таким образом, действия Заказчика, не установившего надлежащим образом описание объекта закупки, не соответствуют пункту 1 части 1 статьи 33 и нарушают пункт 1 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Конструкторское бюро морской электроники "Вектор" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения пункта 1 части 1, части 8 статьи 50 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Конкурсной комиссии предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела от 30.09.2016 N К-1582/16 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 30 сентября 2016 г. N К-1582-16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.10.2016