На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в соответствии с приказом ФАС России от 21.07.2016 N 1016/16 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок" Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев обращение ООО "АЛИШЕХ.РУ" (далее - Заявитель), содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Управления Судебного департамента в г. Москве (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, АО "Электронные торговые системы" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения контракта на оказание услуг по техническому сопровождению систем бумажного документооборота в УСД в г. Москве, районных и гарнизонных военных судах г. Москвы в 2016 году (номер извещения 0373100047016000208) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 21.07.2016 N 1016/16,
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика.
1. В Документации об Аукционе не указана надлежащим образом цена единицы работы, услуги, а также запасных частей оборудования.
2. Техническое задание документации об Аукционе не позволяет определить объемы выполняемых работ, а именно: не установлены объемы ремонтно-восстановительных работ не гарантийного оборудования, периодического регламентного профилактического обслуживания, предоставления личного кабинета с веб доступом, а также отсутствует перечень типов оборудования, материалов печати и сопутствующих материалов, подлежащих замене, специализированного программного обеспечения.
3. Техническое задание содержит штраф, не предусмотренный Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1063.
4. Техническое задание Документации об Аукционе, проект контракта документации об Аукционе содержат противоречивую информацию в отношении пунктов 7.1 - 7.9 Технического задания документации об Аукционе, периодичности присутствия технических специалистов исполнителя на объектах Заказчика, а также перечне объектов, на которых осуществляется оказание услуг.
5. Заказчиком в проекте контракта документации об Аукционе ненадлежащим образом установлено обеспечение исполнения контракта, а именно обеспечение исполнения контракта должно распространяться на гарантийные обязательства.
Представитель Заказчика не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
В результате осуществления в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, документацией об Аукционе, протоколами, составленными при осуществлении закупки:
1) извещение о проведении Аукциона размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 31.08.2016;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 14 960 000 рублей;
3) на участие в Аукционе подано 6 заявок от участников закупки;
4) к участию в Аукционе допущено 5 участников закупки;
5) дата проведения Аукциона - 22.09.2016;
6) в период проведения Аукциона поданы предложения о цене контракта от 3 участников Аукциона;
7) победителем Аукциона признано ООО "СИНТЕЗ" с минимальным предложением о цене контракта 23 289 826, 36 рублей.
1. По мнению Заявителя в Документации об Аукционе не указана надлежащим образом цена единицы работы, услуги, а также запасных частей оборудования.
Согласно пункту 2 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должно содержаться краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 Закона о контрактной системе, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования. В случае, если при заключении контракта объем подлежащих выполнению работ по техническому обслуживанию и (или) ремонту техники, оборудования, оказанию услуг связи, юридических услуг, медицинских услуг, образовательных услуг, услуг общественного питания, услуг переводчика, услуг по перевозкам грузов, пассажиров и багажа, гостиничных услуг, услуг по проведению оценки невозможно определить, в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке заказчик указывает цену запасных частей или каждой запасной части к технике, оборудованию, цену единицы работы или услуги.
В пункте 4 Информационной карты документации об Аукционе установлено, в том числе следующее: "Начальная (максимальная) цена Государственного контракта - 14 960 000 (Четырнадцать миллионов девятьсот шестьдесят тысяч) рублей. В соответствии с п.2 ст. 42 Федерального закона невозможно определить количество услуг. Таким образом, общая начальная (максимальная) цена за единицу услуги составляет: 182 221 (Сто восемьдесят две тысячи двести двадцать один) рубль 12 копеек. Общая начальная (максимальная) цена запасных частей составляет: 24 056 529 (Двадцать четыре миллиона пятьдесят шесть тысяч пятьсот двадцать девять) рублей 01 копейка. Общая начальная (максимальная) цена по заправке/восстановлению картриджей составляет: 259 166 (Двести пятьдесят девять тысяч сто шестьдесят шесть) рублей 56 копеек. Общая начальная (максимальная) цена картриджей составляет: 147 402 (Сто сорок семь тысяч четыреста два) рубля 7 копеек".
На заседании Комиссии представители Заказчика сообщили, что не представляется возможным определить объемы выполняемых работ, оказываемых услуг в рамках закупки, учитывая предмет закупки, в связи с чем в соответствии с Законом о контрактной системе Заказчиком установлена начальная (максимальная) цена за единицу услуги, начальная (максимальная) цена запасных частей, цена по заправке/восстановлению картриджей, а также начальная (максимальная) цена картриджей, информация о чем содержится в пункте 4 Информационной карты документации об Аукционе.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что указанные действия Заказчика не противоречат Закону о контрактной системе.
2. По мнению Заявителя Техническое задание документации об Аукционе не позволяет определить объемы выполняемых работ, а именно: не установлены объемы ремонтно-восстановительных работ не гарантийного оборудования, периодического регламентного профилактического обслуживания, предоставления личного кабинета с веб доступом, а также отсутствует перечень типов оборудования, материалов печати и сопутствующих материалов, подлежащих замене, специализированного программного обеспечения.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Представители Заказчика на заседании Комиссии сообщили, что объемы ремонтно-восстановительных работ не гарантийного оборудования, периодического регламентного профилактического обслуживания, предоставления личного кабинета с веб доступом не представляется возможным определить в связи с чем оплата выполнения работы или оказания услуги осуществляется по цене единицы работы или услуги исходя из объема фактически выполненной работы или оказанной услуги, информация о чем содержится в пункте 4 Информационной карты документации об Аукционе.
В отношении перечня типов оборудования, материалов печати и сопутствующих материалов, подлежащих замене, представители Заказчика пояснили, что необходимая информация содержится в Приложении N 2 ("Состав оборудования Заказчика") и Приложении N 4 ("Перечень запасных частей, деталей, узлов, и прочих материалов, используемых Исполнителем при оказании услуг и требования к ним") к Техническому заданию документации об Аукционе.
В отношении специализированного программного обеспечения представители Заказчика пояснили, что в соответствии с Техническим заданием переустановка или обновление внутреннего специализированного программного обеспечения осуществляется исполнителем в рамках ремонтно-восстановительных работ при необходимости.
Вместе с тем, Заявителем на заседании Комиссии не представлено доказательств, подтверждающих, что Заказчиком ненадлежащим образом установлен объем выполнения работ, оказания услуг.
Учитывая изложенное Комиссия приходит к выводу, что указанные действия Заказчика не противоречат Закону о контрактной системе.
3. По мнению Заявителя Техническое задание содержит штраф, не предусмотренный Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1063.
В соответствии с положениями Закона о контрактной системе заказчик обязан приложить к документации о закупке, а при проведении запроса котировок - к извещению о проведении запроса котировок, проект контракта. При этом по истечении срока для внесения изменений в извещение, документацию о закупке положениями Закона о контрактной системе не предусмотрена возможность изменения заказчиком положений проекта контракта, за исключением необходимости включения в проект контракта цены, условий или информации о товаре, предложенных победителем соответствующей закупки.
В соответствии с частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
При этом частями 5, 7, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик обязан установить в контракте размер пени в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, размер пени, определённый в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту, а также размер штрафа в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за ненадлежащее исполнение сторонами своих обязательств по контракту.
Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1063 (далее - Правила определения неустойки).
Следовательно, учитывая, что Законом о контрактной системе не предусмотрено изменение заказчиком положений проекта контракта по истечении срока для внесения изменений в извещение, документацию о проведении закупок, неустойка (штраф, пени) подлежит включению заказчиком непосредственно в проект контракта, прилагаемый к документации о закупке, а при проведении запроса котировок - к извещению о проведении запроса котировок, в размере процента цены контракта, указанного в подпунктах "а" - "г" пункта 4, 5 Правил определения неустойки, а также путем указания формул и порядка расчета пени, указанных в пунктах 6-8 Правил определения неустойки.
Пунктом 11.9. Технического задания документации об Аукционе установлен расчет стоимости штрафных санкций за несоблюдение соглашения об уровне качества услуг.
Комиссия приходит к выводу, что в пункте 11.9 Технического задания документации об Аукционе установлен штраф, не предусмотренный Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1063.
Вместе с тем, в проекте контракта документации об Аукционе установлена неустойка (в том числе штраф) в соответствии с требованиями Постановления Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1063.
Таким образом, действия Заказчика, установившего в Техническом задании документации об Аукционе штраф, не предусмотренный проектом контракта документации об Аукционе, Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1063, нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
4. По мнению Заявителя Техническое задание Документации об Аукционе, проект контракта документации об Аукционе содержат противоречивую информацию в отношении пунктов 7.1 - 7.9 Технического задания документации об Аукционе, периодичности присутствия технических специалистов исполнителя на объектах Заказчика, а также перечне объектов, на которых осуществляется оказание услуг.
На заседании Комиссии представители Заказчика сообщили, что указанные разночтения в нумерации пунктов 7.1 - 7.9 Технического задания документации об Аукционе являются технической ошибкой, вместе с тем информация, предусмотренная в указанных пунктах имеется в Техническом задании в иных пунктах.
Кроме того, пунктом 10 Технического задания ("Календарный план оказания Услуг") документации об Аукционе установлено, в том числе следующее: "Технический администратор. Срок оказания - В течение действия Контракта. Периодичность - Непрерывно".
В приложении N 1 к Техническому заданию ("Перечень объектов Заказчика") документации об Аукционе содержится информация о том, что на всех объектах присутствие Технического администратора "Не требуется".
Также в приложении N 1 к Техническому заданию ("Перечень объектов Заказчика") документации об Аукционе указано 43 объекта, на которых требуется оказание услуг.
Вместе с тем, в Приложении N 2 ("Адреса оказания услуг") к проекту контракта документации об Аукционе указано 40 объектов.
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что присутствие Технического администратора не требуется постоянно и обеспечивается при необходимости для обеспечения непрерывности работы оборудования.
Кроме того, в отношении перечня объектов представители Заказчика сообщили, что общее количество адресов объектов, указанных в проекте контракта документации об Аукционе, соответствует Техническому заданию документации об Аукционе, имеются различия в наименовании указанных объектов.
Таким образом, довод Заявителя о том, что перечень объектов, содержащийся в Техническом задании документации об Аукционе противоречит перечню объектов в проекте контракта документации об Аукционе не нашел своего подтверждения.
Вместе с тем, действия Заказчика, не установившего надлежащим образом нумерацию пунктов Технического задания, нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
5. По мнению Заявителя, Заказчиком в проекте контракта документации об Аукционе ненадлежащим образом установлено обеспечение исполнения контракта, а именно обеспечение исполнения контракта должно распространяться на гарантийные обязательства.
Согласно части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 Закона о контрактной системе, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
Пунктом 9.4 проекта контракта документации об Аукционе установлено следующее: "Условием заключения Контракта является предоставление Поставщиком обеспечения исполнения Контракта. Размер обеспечения исполнения Контракта составляет ________________ рублей и обеспечивает следующие обязательства: выполнение обязательств, установленных разделом 4 Контракта "Порядок оказания услуг"; гарантийные обязательства (в случае их установления); исполнение иных обязательств, предусмотренных Контрактом".
Пунктом 9.7 проекта контракта документации об Аукционе установлено следующее: "В случае если обеспечение исполнения Контракта осуществляется в форме банковской гарантии, срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц".
Пунктом 6.1 проекта контракта документации об Аукционе установлено, в том числе следующее: "Гарантийный срок эксплуатации компонентов печатающих устройств устанавливается Исполнителем на срок не менее 12 (двенадцати) месяцев с даты подписания Акта оказанных услуг (Приложение N 5)".
Изучив документацию об Аукционе, Комиссия приходит к выводу, что обеспечение исполнения контракта, установленное Заказчиком, не противоречит Закону о контрактной системе.
На основании изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 21.07.2016 N 1016/16, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
2. Выдать Заказчику предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
3. Передать материалы от 30.09.2016 по делу N ВП - 477/16 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 30 сентября 2016 г. N ВП-477/16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.10.2016