Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере государственного оборонного заказа (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу ООО "Евро-консалтинг" (далее - Заявитель) на действия Владивостокской таможни (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, ЗАО "Сбербанк-АСТ" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на строительство административного здания (номер извещения 0320100007616000110) (далее - Аукцион), и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика:
1) не установившего в извещении о проведении Аукциона требования о наличии у участников Аукциона свидетельства о допуске к определенным видам работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства;
2) установившего в документации об Аукционе требования к техническим характеристикам материалов со словами "или эквивалент", без установления параметров эквивалентности;
3) установившего в документации об Аукционе требования к техническим характеристикам материалов с нарушением положений Закона о контрактной системе;
4) не установившего в документации об Аукционе надлежащим образом инструкцию по заполнению заявки на участие в Аукционе, в связи с чем невозможно определить перечень материалов, используемых при выполнении работ, который участникам закупки необходимо указывать в составе первой части заявки на участие в Аукционе;
5) объединившего в один лот выполнение работ и поставку оборудования, что ограничивает количество участников закупки;
6) установившего в документации об Аукциона обеспечение исполнения контракта меньше размера аванса.
Заказчик в своих возражениях не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, документацией об Аукционе, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Аукциона размещено в единой информационной системе в сфере закупок на сайте www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) - 13.07.2016;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 123 280 928 руб.;
3) дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе - 28.09.2016;
4) дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе - 30.09.2016;
5) дата проведения Аукциона - 03.10.2016;
6) на участие в Аукционе подано 3 заявки от участников закупки;
7) к участию в Аукционе допущено 2 участника закупки;
8) в период проведения Аукциона предложения о цене контракта подавали 2 участника Аукциона.
В целях полного и всестороннего рассмотрения жалобы, заседание Комиссии перенесено с 03.10.2016 на 04.10.2016.
1. Согласно пункту 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 Закона о контрактной системе, указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 Закона о контрактной системе.
Заказчиком в извещении о проведении Аукциона, размещенном на Официальном сайте, установлены требования к участникам Аукциона, в том числе: "до заключения контракта подрядчик предоставляет заказчику действующие свидетельства о допуске саморегулируемой организацией (далее - СРО) к выполнению работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства, п. 33 "Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком)", 33.3. Жилищно-гражданское строительство".
Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком установлено в извещении о проведении Аукциона требование о наличии у участников Аукциона свидетельства о допуске к определенным видам работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. Пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент".
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Заказчиком в документации об Аукционе установлены требования к техническим характеристикам материалов со словами "или эквивалент", например:
"- Фильтр сетчатый чугунный фланцевый Ду 50 мм, Материал: чугун с защитным покрытием (или эквивалент), сетка - нержавеющая сталь (или эквивалент);
- Полотенцесушитель (50-40), из нержавеющей стали или эквивалент".
Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, установившего в документации об Аукционе слова "или эквивалент", не противоречат требованиям Закона о контрактной системе.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
3. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Заказчиком в Приложении N 2 к техническому заданию документации об Аукционе установлено "Тип ИБП, Входная частота, Гц 50/60 +/- 3 (автоопределение)".
Согласно инструкции документации об Аукционе "В случае, если показатель указан с характеристикой +/-Х%, то участник должен указать конкретное значение без использования "+", "-" и "%", например: 30 (+/-20%) - в заявке 36 или 24".
Комиссия приходит к выводу, что установленные требования по показателю "Тип ИБП, Входная частота" не противоречат требованиям Закона о контрактной системе.
При этом Заказчиком в Приложении N 2 к техническому заданию документации об Аукционе установлены требования к техническим характеристикам материалов без указания единиц измерения, например:
"- Вытяжная установка В7 (или эквивалент) с комплектом автоматики, Вентилятор канальный. Размеры, не менее 600х300;
- Видеокамера, разрешение не менее 1920х1080".
Комиссия приходит к выводу, что Заказчик в документации об Аукционе не установил надлежащим образом требования к техническим характеристикам материалов.
Таким образом, действия Заказчика нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе. Указанное нарушение содержит признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
4. Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению.
Заказчиком в документации об Аукционе установлена инструкция следующего содержания "Предоставляемые участником закупки сведения не должны сопровождаться словами "эквивалент", "аналог". Значения показателей не должны допускать разночтения или двусмысленного толкования и содержать "не более", "не менее", "или" и т.п., то есть должны быть конкретными (например: в описании объекта закупки - "не более 6 см", в заявке может быть - "6 см", "5 см", "4,5 см" и т.д.). Крайние значения показателей в диапазон "не" (входят), например, "не более 6 см", в заявке может быть - "5 см", "4,5 см" и т.д., то есть крайний показатель не может быть "6.1 см" В случае, если показатель указан с характеристикой +/-Х%, то участник должен указать конкретное значение без использования "+", "-" и "%", например: 30 (+/-20%) - в заявке 36 или 24".
Комиссия приходит к выводу, что установленная в документации об Аукционе инструкция по заполнению заявки не противоречит требованиям Закона о контрактной системе.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
5. В соответствие с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать в том числе наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описание объекта закупки не должны включаться требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Заказчик в своих возражениях пояснил, что закупаемое оборудование функционально связано с выполнением работ, предусмотренных контрактом, заключаемым по итогам проведения Аукциона.
Вместе с тем Заявитель на рассмотрение жалобы не явился и не представил доказательств обратного.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
6. В соответствии с частью 1 статьи 96 Закона о контрактной системе заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта.
Согласно части 6 статьи 96 Закона о контрактной системе размер обеспечения исполнения контракта должен составлять от пяти до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки. В случае, если начальная (максимальная) цена контракта превышает пятьдесят миллионов рублей, заказчик обязан установить требование обеспечения исполнения контракта в размере от десяти до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса). В случае, если аванс превышает тридцать процентов начальной (максимальной) цены контракта, размер обеспечения исполнения контракта устанавливается в размере аванса.
Заказчиком в документации об Аукционе установлено "Размер обеспечения исполнения контракта 36 984 278,4 (30 % от НМЦК), но не менее чем в размере аванса".
При этом в документации об Аукционе установлено "перечисление авансового платежа в объеме 35 % от суммы контракта, включая НДС".
Комиссией установлено, что Заказчиком установлен размер обеспечения исполнения контракта меньше размера аванса, что нарушает часть 6 статьи 96 Закона о контрактной системе. Указанное нарушение содержит признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Евро-консалтинг" обоснованной в части установления Заказчиком в документации об Аукционе требования к техническим характеристикам материалов с нарушением положений Закона о контрактной системе и установления Заказчиком в документации об Аукциона размера обеспечения исполнения контракта меньше размера аванса.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения пункта 1 части 1 статьи 64, части 6 статьи 96 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, единой комиссии Заказчика, Оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать сведения о выявленных нарушениях Закона о контрактной системе соответствующему должностному лицу Управления контроля государственного оборонного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 4 октября 2016 г. N 430
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.10.2016