Решение Федеральной антимонопольной службы от 13 октября 2016 г. N ПГОЗ-368/16 РЕШЕНИЕ N ПГОЗ-368/16
по результатам проведения внеплановой проверки
соблюдения законодательства Российской Федерации
о контрактной системе в сфере закупок
13.10.2016 |
Москва |
На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в соответствии с приказом ФАС России от 22.06.2016 N 804/16"О создании комиссии по контролю в сфере государственного оборонного заказа" Комиссия ФАС России по контролю в сфере государственного оборонного заказа (далее - Комиссия), рассмотрев обращениеООО "ПЕГАС-ПРОД"(далее - Заявитель), содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действияхединой комиссииФедерального казенного учреждения здравоохранения "Санаторий "Аксаково" Федеральной службы исполнения наказаний"(далее -Единая комиссия) при проведении Федеральным казенным учреждением здравоохранения "Санаторий "Аксаково" Федеральной службы исполнения наказаний"(далее - Заказчик), ЗАО "Сбербанк-АСТ"(далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставкусвежих овощей(номер извещения 0348100062916000084) (далее - Аукцион), и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе,
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Единой комиссии при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Единой комиссии, принявшей решение об отказе Заявителю в допуске к участию в Аукционе по результатам рассмотрения первых частей заявок, поданных на участие в Аукционе.
Представители Заказчика не согласились с доводом Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Единая комиссия действовала в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, документацией обАукционе, протоколами, составленными при проведении Аукциона:
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системев сфере закупок на сайте www.zakupki.gov.ru - 09.09.2016;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 528 232,60 руб.;
3) дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе- 17.09.2016;
4) дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе - 19.09.2016;
5) дата проведения Аукциона - 22.09.2016;
6) на участие в Аукционе подано8 заявок от участников закупки;
7) к участию в Аукционе допущено4 участника закупки;
8) в период проведения Аукциона предложения о цене контракта подавали 3 участника Аукциона;
9) победителем Аукциона признано ООО Торговый Дом "Агромир" с минимальным предложением о цене контракта 512 384 руб.;
10) Заказчиком 04.10.2016 заключен государственный контракт N 15029053251160000990002с ООО Торговый Дом "Агромир" по цене 512 384 руб.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 1 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на поставку товара должна содержать конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Согласно части 1 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Пунктом 2 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе установлено, что участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
В соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в Аукционе от 19.09.2016 N 0348100062916000084-1 (далее - Протокол) Заявителю отказано в допуске к участию в Аукционе в связи с тем, что первая часть заявкиЗаявителя на участие в Аукционе содержит значение показателя "Размер плодов по длине без плодоножки, в диапазоне" предлагаемых к поставке кабачков, не соответствующие требованиям документации об Аукционе.
В части III"Техническая часть" документации об Аукционе установлены требования к закупаемым товарам, в том числе: "позиция N 8 "Кабачки свежие" - классификация ГОСТ 31822-2012; высшего сорта; размер плодов по длине без плодоножки, в диапазонемежду местом соединения плодоножки с плодом и окончанием верхушки плода), не менее десяти, а также не более 26,0 см".
Изучив первую часть заявки Заявителя на участие в Аукционе, представленную представителями Заказчика, Комиссия установила, что в заявке указано: "позиция N 8 "Кабачки свежие" - классификация ГОСТ 31822-2012; высшего сорта; размер плодов по длине без плодоножки, в диапазонемежду местом соединения плодоножки с плодом и окончанием верхушки плода, не менее 7, а также не более 16,0 см".
Пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать в том числе наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при составлении описания объекта закупки должен использовать показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
В соответствии с ГОСТ 31822-2012размер плодоввысшего сорта по длине без плодоножки, в диапазонемежду местом соединения плодоножки с плодом и окончанием верхушки плодаот 7 до 16,0 см.
Комиссия приходит к выводу, что требования к показателям "сорт" и "размер плодов по длине без плодоножки, в диапазонемежду местом соединения плодоножки с плодом и окончанием верхушки плода" кабачков, установленные Заказчиком в документации об Аукционе, не соответствуют требованиям ГОСТ 31822-2012.
Учитывая изложенное, отказ в допуске заявке Заявителя на участие в Аукционе не соответствует требованиям положений Закона о контрактной системе.
Кроме того, Комиссией установлено, что в части III"Техническая часть" документации об Аукционе установлены излишние требования к закупаемым товарам, например: "позиция N 4 "Свекла свежая столовая" - содержание гексахлорциклогексана (альфа, бета, гамма-изомеры), ДДТ и его метаболитовне должно быть более 0,1 мг/кг; позиция N 10 "Огурцы свежие" - нитратыдолжно быть менее 400 мг/кг".
Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком в документации об Аукционе установлены требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, сведения о химическом составе и компонентах товара и иных показателях, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара.
Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к поставке, для представления подробных сведений.
Учитывая изложенное, действия Заказчика, не установившего в документации об Аукционе надлежащим образом описание объекта закупки нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, что содержит признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.1 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
2.Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об Аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении Аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в Аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению.
В соответствии с Протоколом участнику закупки с порядковым номером заявки "3" (далее - Участник N 3) отказано в допуске к участию в Аукционе по следующим основаниям: "Позиция N1 - Картофель свежий продовольственный
Согласно инструкции "и" имеет приоритет над "или". УРЗ должен был указать (предложить) 2 вида картофеля.
Позиция N11 - Томаты Участником предоставлены не конкретные предложения относительно диаметра и массы плода. Предложение Участника: Наибольший поперечный диаметр плода/масса - 60/0,15.
Согласно требованиям инструкции по заполнению первой части заявки, знак "/" (косая черта) следует читать как "или" при этом не допускается неконкретных предложений участника. В данном случае предложения участника носит неконкретный характер".
В части III"Техническая часть" документации об Аукционе установлены требования к закупаемым товарам, в том числе: "позиция N 1 "Картофель продовольственный свежий" - должен быть свежий продовольственный, должен быть ранний и/или поздний, должен быть мытым или очищенным от земли сухим способом;
позиция N 11 "Томаты свежие" - наибольший поперечный диаметр плода/массаот 60/0,15 мм/кг".
Изучив первую часть заявки Участника N 3 на участие в Аукционе, представленную представителями Заказчика, Комиссия установила, что в заявке указано: "позиция N 1 "Картофель продовольственный свежий" - свежий продовольственный, поздний, очищенным от земли сухим способом;
позиция N 11 "Томаты свежие" - наибольший поперечный диаметр плода/масса - 60/0,15 мм/кг".
Раздел 1.6 "Требования к содержанию и составу заявки на участие в электронном аукционе, инструкция по ее заполнению" документации об Аукционе содержит инструкцию по заполнения заявки на участие в Аукционе, согласно которой знак "/" (косая черта) следует читать как "или", за исключением случаев, если "/" (косая черта) используется в обозначении единицы изменения (например г/см3), обозначении марки товара или упаковки по массе нетто (1/340, 1/400 и т.д.), а также в случаях, когда " / " (косая черта) является математическим символом, например (1/2 длины или 1/245 для ж/б банок и стеклянных банок).Слово "или" означает, что требуется одно - любое значение (выполнение требования) из указанных слева и справа от него. Слово "и" имеет приоритет над словом "или" (пример: 1 или 2 и 3 - должно быть указано два значения, слева и справа от "и", соответственно значение слева должно быть выбрано с учетом правила чтения слова "или").Требование "и/или" означает, что может быть указано значение, стоящее слева от "и/или", стоящее справа от "и/или", а также оба значения, стоящие слева и справа от "и/или".
Комиссия приходит к выводу, что установленная Заказчиком в документации об Аукционе инструкция по заполнению заявки на участие в Аукционе вводит участников закупки в заблуждение, поскольку не представляется возможным определить к каким конкретно показателям относятся те или иные требования инструкции в части значений показателей со словами "и", "или", знаком "/" (косая черта), что не позволяет заполнить заявку на участие в Аукционе в соответствии с требованиями документации об Аукционе.
Таким образом, отказ в допуске Участнику N 3 по указанным основаниям не соответствует требованиям положений Закона о контрактной системе.
Также, действия Заказчика, не установившего надлежащей инструкции по заполнению заявки на участие в Аукционе, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, что содержит признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать в действияхЗаказчика нарушения пунктов 1, 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
2. В связи с тем, что государственный контракт заключен, предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок не выдавать.
3. Передать сведения о выявленных нарушениях Закона о контрактной системе соответствующему должностному лицу Управления контроля государственного оборонного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 13 октября 2016 г. N ПГОЗ-368/16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.10.2016