Решение Федеральной антимонопольной службы от 13 октября 2016 г. N ПГОЗ-367/16 РЕШЕНИЕ N ПГОЗ-367/16
по результатам проведения внеплановой проверки
соблюдения законодательства Российской Федерации
о контрактной системе в сфере закупок
13.10.2016 |
Москва |
На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в соответствии с приказом ФАС России от 22.06.2016 N 804/16"О создании комиссии по контролю в сфере государственного оборонного заказа" Комиссия ФАС России по контролю в сфере государственного оборонного заказа (далее - Комиссия), рассмотрев обращениеООО "ПЕГАС-ПРОД"(далее - Заявитель), содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действияхединой комиссииФедерального казенного учреждения здравоохранения "Санаторий "Аксаково" Федеральной службы исполнения наказаний"(далее -Единая комиссия) при проведении Федеральным казенным учреждением здравоохранения "Санаторий "Аксаково" Федеральной службы исполнения наказаний"(далее - Заказчик), ЗАО "Сбербанк-АСТ"(далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку фруктов(номер извещения 0348100062916000085) (далее - Аукцион), и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе,
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Единой комиссии при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Единой комиссии, принявшей решение об отказе Заявителю в допуске к участию в Аукционе по результатам рассмотрения первых частей заявок, поданных на участие в Аукционе.
Представители Заказчика не согласились с доводом Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Единая комиссия действовала в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, документацией обАукционе, протоколами, составленными при проведении Аукциона:
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системев сфере закупок на сайте www.zakupki.gov.ru - 09.09.2016;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 313 650 руб.;
3) дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе- 17.09.2016;
4) дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе - 19.09.2016;
5) дата проведения Аукциона - 22.09.2016;
6) на участие в Аукционе подано8 заявок от участников закупки;
7) к участию в Аукционе допущено4 участника закупки;
8) в период проведения Аукциона предложения о цене контракта подавали 4 участника Аукциона;
9) победителем Аукциона признано ООО Торговый Дом "Агромир" с минимальным предложением о цене контракта 304240 руб.;
10) Заказчиком 04.10.2016 заключен государственный контракт N 15029053251160000980002 с ООО Торговый Дом "Агромир" по цене 304 240 руб.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 1 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на поставку товара должна содержать конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Согласно части 1 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Пунктом 2 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе установлено, что участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
Согласно части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей Правительством Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 24.12.2013 N 1224 "Об установлении запрета и ограничений на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок товаров, работ (услуг) для нужд обороны страныи безопасности государства" (далее - Постановление N 1224) установлен запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок товаров, работ (услуг) для нужд обороны страны и безопасности государства, за исключением случаев, когда производство таких товаров, выполнение работ и оказание услуг на территории Российской Федерации отсутствуют или не соответствуют требованиям государственных заказчиков.
В соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в Аукционе от 19.09.2016 N 0348100062916000085-1 (далее - Протокол) Заявителю отказано в допуске к участию в Аукционе в связи с тем, что Заявителем предложены к поставке товары иностранного происхождения, что не соответствует требованиям документации об Аукционе.
Пунктом 3 части II "Информационная карта", пунктом 2 части III"Техническаячасть" документации об Аукционе установлено следующее: "Данный лот закупается в рамках осуществления государственного оборонного заказа и всоответствии с требованиями Постановления Правительства РФ от 24.12.2013 N 1224поставляемые продукты питания должны быть произведены на территории Российской Федерации".
На заседании Комиссии установлено, что заявка Заявителя на участие в Аукционе содержит наименование стран происхождения предлагаемых к поставке товаров: "Аргентина", "ЮАР", что не соответствует требованиям пункта 3 части II "Информационная карта", пункта 2 части III"Техническаячасть" документации об Аукционе.
Следовательно, Единая комиссия приняла решение об отказе Заявителю в допуске к участию в Аукционе в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.
2. В соответствии с Протоколом участникам закупки с порядковыми номерами заявок "1", "2", "5" (далее - Участники NN 1, 2, 5) отказано в допуске к участию в Аукционе в связи с тем, что первые части заявокУчастников NN 1,2,5 на участие в Аукционе содержат значения показателей "Код размера в диапазоне" предлагаемых к поставке лимонов и апельсинов, не соответствующие требованиям документации об Аукционе.
Пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать в том числе наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при составлении описания объекта закупки должен использовать показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
Пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об Аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении Аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в Аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению.
В части III"Техническое часть" документации об Аукционе установлены требования к закупаемым товарам, в том числе: "позиция N 2 "Лимоны свежие" - классификация ГОСТ Р 53596-2009; код размера в диапазонедолжен быть от 0 до 6; минимальный размер плода по наибольшему поперечному диаметруот 60 мм;
позиция N 4 "Апельсины свежие" - классификация ГОСТ Р 53596-2009; код размера в диапазонедолжен быть до 8; минимальный размер плода по наибольшему поперечному диаметруот 63 мм".
В соответствии с ГОСТ Р 53596-2009 коду размера "6" соответствуют лимоны с наибольшим поперечным диаметром 4,8 - 5,7 см; коду размера "8" соответствуют апельсины с наибольшим поперечным диаметром 6,4 - 7,3 см.
Раздел 1.6 "Требования к содержанию и составу заявки на участие в электронном аукционе, инструкция по ее заполнению" документации об Аукционе содержит инструкцию по заполнения заявки на участие в Аукционе, согласно которой при указании минимальных и максимальных границ диапазонов возможных значений с предлогами "от" и "до" границы включаются в диапазоны возможных значений.
Комиссия приходит к выводу, что указанные требования к показателям "код размера в диапазоне", "минимальный размер плода по наибольшему поперечному диаметру"лимонов и апельсинов, установленные Заказчиком в документации об Аукционе, не соответствуют требованиям ГОСТ Р 53596-2009, также установленная Заказчиком в документации об Аукционе инструкция по заполнению заявки на участие в Аукционе вводит участников закупки в заблуждение и не позволяет заполнить заявку на участие в Аукционе в соответствии с требованиями документации об Аукционе.
Таким образом, отказ в допуске Участникам NN 1, 2, 5 по указанным основаниям противоречит требованиям положений Закона о контрактной системе.
Кроме того, Комиссией установлено, что в части III"Техническое часть" документации об Аукционе установлены излишние требования к закупаемым товарам, например: "позиция N 1 "Яблоки свежие" - содержание патулинане должно быть более 0,05 мг/кг; позиция N 4 "Апельсины свежие" содержание сахарадолжно быть более 13 %".
Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком в документации об Аукционе установлены требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, сведения о химическом составе и компонентах товара и иных показателях, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара.
Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к поставке, для представления подробных сведений.
Учитывая изложенное, действия Заказчика, не установившего в документации об Аукционе надлежащим образом описание объекта закупки нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, что содержит признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.1 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Также, действия Заказчика, не установившего надлежащей инструкции по заполнению заявки на участие в Аукционе, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, что содержит признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать в действияхЗаказчика нарушения пунктов 1, 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
2. В связи с тем, что государственный контракт заключен, предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок не выдавать.
3. Передать сведения о выявленных нарушениях Закона о контрактной системе соответствующему должностному лицу Управления контроля государственного оборонного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 13 октября 2016 г. N ПГОЗ-367/16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.10.2016