Решение Федеральной антимонопольной службы от 13 октября 2016 г. N ПГОЗ-369/16 РЕШЕНИЕ N ПГОЗ-369/16
по результатам проведения внеплановой проверки
соблюдения законодательства Российской Федерации
о контрактной системе в сфере закупок
13.10.2016 |
Москва |
На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в соответствии с приказом ФАС России от 22.06.2016 N 804/16"О создании комиссии по контролю в сфере государственного оборонного заказа" Комиссия ФАС России по контролю в сфере государственного оборонного заказа (далее - Комиссия), рассмотрев обращениеООО "ПЕГАС-ПРОД"(далее - Заявитель), содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действияхединой комиссииФедерального казенного учреждения здравоохранения "Санаторий "Аксаково" Федеральной службы исполнения наказаний"(далее -Единая комиссия) при проведении Федеральным казенным учреждением здравоохранения "Санаторий "Аксаково" Федеральной службы исполнения наказаний"(далее - Заказчик), ЗАО "Сбербанк-АСТ"(далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставкурыбной продукции(номер извещения 0348100062916000082) (далее - Аукцион), и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с пунктом 2 части 15статьи 99 Закона о контрактной системе,
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Единой комиссии при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Единой комиссии, принявшей решение об отказе Заявителю в допуске к участию в Аукционе по результатам рассмотрения первых частей заявок, поданных на участие в Аукционе.
Представители Заказчика не согласились с доводом Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Единая комиссия действовала в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, документацией обАукционе, протоколами, составленными при проведении Аукциона:
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системев сфере закупок на сайте www.zakupki.gov.ru - 09.09.2016;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 934 749 ,85 руб.;
3) дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе- 17.09.2016;
4) дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе - 19.09.2016;
5) дата проведения Аукциона - 22.09.2016;
6) на участие в Аукционе подано8 заявок от участников закупки;
7) к участию в Аукционе допущено4 участника закупки;
8) в период проведения Аукциона предложения о цене контракта подавали 3 участника Аукциона;
9) победителем Аукциона признано ООО "УНИВЕРСАЛ ИМПОРТС" с минимальным предложением о цене контракта 906 706 руб.;
10) Заказчиком 04.10.2016 заключен государственный контракт N 15029053251160000960002 с ООО "УНИВЕРСАЛ ИМПОРТС"по цене 906 706 руб.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 1 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на поставку товара должна содержать конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Согласно части 1 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Пунктом 2 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе установлено, что участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
В соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в Аукционе от 19.09.2016 N 0348100062916000082-1 (далее - Протокол) Заявителю отказано в допуске к участию в Аукционе в связи с тем, что в первой части заявкиЗаявителя на участие в Аукционе указано значение показателя"консистенция мяса (после варки)" предлагаемого к поставке кальмара, не соответствующее требованиям документации об Аукционе, а также из представленных в заявке сведений невозможно определить с головой или без будет кальмар, что не соответствует требованиям документации об Аукционе.
В части III"Техническая часть" документации об Аукционе установлены требования к закупаемым товарам, в том числе: "позиция N 2 "Кальмар" - классификация ГОСТ Р 51495-99; должен быть изготовлен в разделанном виде: потрошеный или разделанный на тушку - с головой и щупальцами - мантия целая или разрезана, внутренности, глаза, клюв, хитиновая пластинка удалены, брюшная полость зачищена. Голова с щупальцами могут быть удалены; консистенция мяса (после варки)1 от сочной до плотной, но нежесткая".
Изучив первую часть заявки Заявителя на участие в Аукционе, представленную представителями Заказчика, Комиссия установила, что в заявке указано: "позиция N 2 "Кальмар" - классификация ГОСТ Р 51495-99; изготовлен в разделанном виде: разделанный на тушку - с головой и щупальцами - мантия целая, внутренности, глаза, клюв, хитиновая пластинка удалены. Голова с щупальцами удалены; консистенция мяса (после варки) сочная, нежесткая".
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об Аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении Аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в Аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению.
Пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать в том числе наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при составлении описания объекта закупки должен использовать показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
В соответствии с ГОСТ Р 51495-99 мороженый кальмар изготовляют следующих видов разделки, в том числе:потрошеный с головой и щупальцами - мантия разрезана, внутренности, глаза, клюв, хитиновая пластинка удалены, брюшная полость зачищена; тушка - мантия целая, внутренности, голова с щупальцами и хитиновая пластинка удалены. Консистенция мяса (после варки) от сочной до плотной, но нежесткая.
Раздел 1.6 "Требования к содержанию и составу заявки на участие в электронном аукционе, инструкция по ее заполнению" (далее - Инструкция) документации об Аукционе содержит инструкцию по заполнения заявки на участие в Аукционе, согласно которой символ "1" после наименования параметра указывает, что значение данного параметра является неизменным.
При этом показатель "консистенция мяса (после варки)" не содержит символ "1".
Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком в документации об Аукционе установлены противоречивые требования к видам разделки кальмара - с головой и щупальцами; - голова с щупальцами удалены, что вводит участников закупки в заблуждение, а также не установлено надлежащей Инструкции, что не позволяет заполнить заявку на участие в Аукционе в соответствии с требованиями документации об Аукционе.
Также в соответствии с Протоколом участнику закупки с порядковым номером заявки "3" (далее - Участник N 3) отказано в допуске к участию в Аукционе в связи с тем, что в первой части заявкиУчастника N 3 на участие в Аукционе значение показателя "массовая доля поваренной соли (хлористого натрия) в диапазоне" рыбы соленой (лосось) указано конкретно, что не соответствует требованиям документации об Аукционе.
В части III"Техническое часть" документации об Аукционе установлены требования к закупаемым товарам, в том числе: "позиция N 6 "Рыба соленая (лосось)" - массовая доля поваренной соли (хлористого натрия)в диапазоне от 2 %".
На заседании Комиссии установлено, что в заявкеУчастника N 3 на участие в Аукционе указано: "позиция N 6 "Рыба соленая (лосось)" - массовая доля поваренной соли (хлористого натрия) в диапазоне 6 %", что соответствует требованиям Заказчика.
В соответствии с Инструкцией предлог "от" означает, что требуется параметр более указанного значения, не включая указанный.
Комиссия приходит к выводу, что положения Инструкции не позволяют определить значение показателей с предлогом "от" должны быть указаны в заявке на участие конкретно или в диапазоне, что вводит участников закупки в заблуждение.
Учитывая изложенное, отказ в допуске Заявителю и Участнику N 3 по указанным основаниямне соответствует требованиям положений Закона о контрактной системе.
Кроме того, Комиссией установлено, что в части III"Техническая часть" документации об Аукционе установлены излишние требования к закупаемым товарам, например: "позиция N 2 "Кальмар" - свинец и мышьякдолжно быть не более 5 мг/кг; позиция N 3 "Сельдь" - содержание: нитрозамины (сумма НДМА и НДЭА)должно быть до 0,003 мг/кг".
Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком в документации об Аукционе установлены требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, сведения о химическом составе и компонентах товара и иных показателях, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара.
Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к поставке, для представления подробных сведений.
Таким образом, действия Заказчика, не установившего в документации об Аукционе надлежащим образом описание объекта закупки нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, что содержит признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.1 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Также, действия Заказчика, не установившего надлежащей инструкции по заполнению заявки на участие в Аукционе, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, что содержит признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
2. В соответствии с Протоколом участники закупки с порядковым номером заявки "4", "5", "6", "7" (далее - Участники NN4, 5, 6, 7) допущены к участию в Аукционе.
Изучив первые части заявок Участников NN 4, 5, 6, 7, представленные представителями Заказчика, Комиссией установлено, что в заявках указано: "по позиции N 2 "Кальмар" - будет изготовлен в разделанном виде потрошеный - с головой и щупальцами - мантия целая и разрезана, внутренности, глаза, клюв, хитиновая пластинка удалены, брюшная полость зачищена. Голова с щупальцами удалены".
Комиссия приходит к выводу, что действия Единой комиссии, принявшей решение о допуске Участников NN 4, 5, 6, 7, нарушают пункт 2 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 7.30 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать в действияхЗаказчика нарушения пунктов 1, 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
2. Признать в действиях Единой комиссии нарушение пункта 2 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что государственный контракт заключен, предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок не выдавать.
4. Передать сведения о выявленных нарушениях Закона о контрактной системе соответствующему должностному лицу Управления контроля государственного оборонного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 13 октября 2016 г. N ПГОЗ-369/16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.10.2016