На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в соответствии с приказом ФАС России от 22.06.2016 N 804/16 "О создании комиссии по контролю в сфере государственного оборонного заказа" Комиссия ФАС России по контролю в сфере государственного оборонного заказа (далее - Комиссия) рассмотрев обращения (исх. от 26.09.2016 N 186/049, N 185/250) ООО "СТРОЙ-СИТИ" (далее - Заявитель), содержащие информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях ФГБВОУ ВО "Академия гражданской защиты МЧС России" (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, ЗАО "Сбербанк-АСТ" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на строительно-монтажные работы по объекту "Реконструкция общежитий N 21/2 и N 21/3 для курсантов Академии гражданской защиты МЧС России" (номер извещения 0348100039416000049) (далее - Аукцион), и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе,
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступили обращения Заявителя, содержащие информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Заказчика при проведении Оператором электронной площадки, Заказчиком Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика:
1) не установившего в документации об Аукционе надлежащим образом инструкцию по заполнению заявки на участие в Аукционе, в связи с чем невозможно определить перечень материалов, используемых при выполнении работ, который участникам закупки необходимо указывать в составе первой части заявки на участие в Аукционе;
2) установившего в подпунктах 7.1, 7.2, 7.3, 7.4, 7.5, 7.6, 7.7, 7.8, 7.9, 7.10, 7.11, 7.12, 7.13, 7.14, 7.15, 7.16, 7.18, 7.20, 7.21, 7.23, 7.24, 7.25, 7.26, 7.28, 7.30, 7.34, 7.35, 7.36, 7.37, 7.40, 7.41, 7.42, 7.43, 7.45, 7.47, 7.49, 7.50 пункта 7 части VI документации об Аукционе требования к техническим характеристикам материалов с нарушением положений Закона о контрактной системе;
3) установившего в документации об Аукционе требования к первой части заявки на участие в Аукционе с нарушением положений Закона о контрактной системе.
Представители Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, документацией об Аукционе, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Аукциона размещено в единой информационной системе в сфере закупок на сайте www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) - 15.09.2016;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 24 691 700 руб.;
3) дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе - 01.10.2016;
4) дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе - 04.10.2016;
5) дата проведения Аукциона - 07.10.2016;
6) на участие в Аукционе подана 3 заявки от участников закупки;
7) к участию в Аукционе допущено 3 участника закупки;
8) в период проведения Аукциона предложения о цене контракта подавали 3 участника Аукциона;
9) победителем Аукциона признано ООО "СТРОИТЕЛЬНАЯ КОМПАНИЯ МИСАЙЛ" с предложением о цене контракта - 23 704 032 руб.
1. Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению.
Заказчиком в инструкции документации об Аукционе установлено "Если показатели и значения характеристик материалов, установленные в требованиях аукционной документации, включая значения показателей, которые не могут изменяться, не применяются для указанного Участником закупки типа, сорта, вида, класса, модели, марки или конструктивного исполнения материала, Участнику закупки следует указать конкретное значение в соответствующей формулировке, определяющей отсутствие неприменяемого показателя и его значения, а именно: "не применяется" или "не используется". Если показатели и значения характеристик материалов, установленные в требованиях аукционной документации, включая значения показателей, которые не могут изменяться, не нормируются для указанного участником закупки типа, сорта, вида, класса, марки материала, Участнику закупки следует указать конкретное значение в соответствующей формулировке, определяющей отсутствие нормативных требований, а именно: "нe нормируется".
Комиссия приходит к выводу, что установленная в документации об Аукционе инструкция по заполнению заявки не противоречит требованиям Закона о контрактной системе.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться, в том числе тем, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описание объекта закупки не должны включаться требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующим: использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
Пунктом 3 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что описание объекта закупки может включать в себя спецификации, планы, чертежи, эскизы, фотографии, результаты работы, тестирования, требования, в том числе в отношении проведения испытаний, методов испытаний, упаковки в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации.
В пункте 7 части VI документации об Аукционе установлены требования к качественным, функциональным и техническим характеристикам материалов, в том числе требования о соответствии материалов указанным в документации об Аукционе ГОСТам.
Подпунктом 7.36 пункте 7 части VI документации об Аукционе установлено "Проволока стальная. Намотка проволоки должна быть произведена правильными рядами без перепутывания витков и должна обеспечивать свободное сматывание с мотков или катушек. Временное сопротивление разрыву требуется 290-490 (30-50) Н/мм (кгс/мм
). Относительное удлинение требуется не менее 15%".
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что требования к упаковке проволоки установлены в соответствии с потребностями Заказчика и не противоречат положениям Закона о контрактной системе.
Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика не противоречат положениям Закона о контрактной системе.
Подпунктом 7.10 пункта 7 части VI документации об Аукционе установлено "Арматурная сталь горячекатаная. Должна соответствовать ГОСТ 52544-2006. Номинальный диаметр должен быть 12; 14 мм. Номинальная масса 1 м длины проката должна быть не более 1.208 кг".
На заседании Комиссии установлено, что Заказчиком в подпункте 7.10 пункта 7 части VI документации об Аукционе установлены требования к техническим характеристикам материалов соответствующие ГОСТу.
Подпунктом 7.5 пункта 7 части VI документации об Аукционе установлено "Раствор цементный кладочный. Должен соответствовать ГОСТ 28013-98. Норма подвижности по погружению конуса должна быть "от 4 до 14" см. Марка по подвижности должна быть Пк3".
При этом, ГОСТом 28013-98 установлено, что "Раствор цементный кладочный. Марка по подвижности Пк3. Норма подвижности по погружению конуса должна быть "от 8 до 12" см".
Таким образом, Заказчиком в подпункте 7.5 пункта 7 части VI документации об Аукционе установлены требования к техническим характеристикам материалов, не соответствующие ГОСТу.
Вместе с тем Комиссией установлено, что в пункте 7 части VI документации об Аукционе установлены излишние требования к материалам, используемым при выполнении работ, например:
"подпункты 7.3, 7.9, 7.14, 7.28, 7.34, 7.40, 7.45 Смесь бетонная. Содержание слоистых силикатов в крупном заполнителе должно быть не более 15% объема. Содержание серы, сульфидов, кроме пирита, и сульфатов, в пересчете на SO3 для мелкого заполнителя не может быть > 1.0 % массы. Общая масса хлоридов в бетоне с напрягаемой арматурой не может быть > 0.1% массы. Содержание серы, сульфидов, кроме пирита, и сульфатов, в пересчете на SO3 для крупного заполнителя не должно быть > 1.5 % массы;
подпункты 7.8, 7.16, 7.21 Доски обрезные хвойных пород. Покоробленность поперечная стрела прогиба в долях ширины пиломатериала может быть 2.0%. Доски сухие с влажностью менее 23%. Прорость односторонняя длиной не более 1/10 в долях длины пиломатериала. Обзол тупой на пластях и кромках в долях ширины соответствующих сторон
1/3;
подпункт 7.20 Грунтовка. Должна представлять собой суспензию пигментов и наполнителей в алкидном лаке с добавлением растворителей, сиккатива и стабилизирующих веществ. Условная вязкость при "20.0 0.5"°С по вискозиметру ВЗ-4 не должна быть менее 45 с. Требуемая степень перетира не более 40 мкм. Массовая доля нелетучих веществ должна быть в интервале от 54* до 60* %".
Комиссия приходит к выводу, что документация об Аукционе устанавливает требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при оказании услуг, сведения о химическом составе и компонентах товара, показателях технологии производства, испытаниях товара, и иных показателях, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства.
Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при оказании услуг, для представления подробных сведений.
Кроме того, Комиссией установлено, что Заказчиком в подпунктах 7.1, 7.2, 7.4, 7.6, 7.7, 7.8, 7.11, 7.12, 7.13, 7.15, 7.16, 7.18, 7.23, 7.24, 7.25, 7.26, 7.30, 7.35, 7.36, 7.37, 7.41, 7.42, 7.43, 7.47, 7.49, 7.50 пункта 7 части VI документации об Аукционе установлены требования к техническим характеристикам материалов, но при этом не определено количество товара.
Таким образом, действия Заказчика, не установившего в документации об Аукционе надлежащим образом описание объекта закупки, не соответствуют требованиям пунктов 1, 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе и нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Согласно подпункту "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать согласие, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению.
Заказчиком в пункте 11.2.2 части II документации об Аукционе установлено требование к первой части заявки на участие в Аукционе "согласие участника аукциона на выполнение работ на условиях, предусмотренных документацией об аукционе, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией об аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара при условии отсутствия в документации указания на товарный знак, знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара".
Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком установлено требование к первой части заявки на участие в Аукционе с нарушением пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
4. Пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
В соответствии с частью 1 статьи 743 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ.
В соответствии с частью 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, в том числе в соответствии с проектной документацией. При этом согласно части 2 статьи 48 Градостроительного Кодекса Российской Федерации проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства.
Таким образом, строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства осуществляется на основании проектной документации, в которой указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки.
На заседании Комиссии установлено, что в составе документации об Аукционе, размещенной на Официальном сайте, отсутствует проектная документация.
Таким образом, действия Заказчика, не разместившего на Официальном сайте проектную документацию, приводят к невозможности формирования участником закупки заявки на участие в Аукционе, не соответствуют пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе и нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
5. Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с частью 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ.
При этом в соответствии с частью 3.1 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.
Согласно извещению о проведении Аукциона и документации об Аукционе объектом закупки является выполнение строительно-монтажных работ.
Вместе с тем, Заказчиком в документации об Аукционе не установлено требование к участникам Аукциона о предоставлении в составе второй части заявки свидетельства о допуске к виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выданного саморегулируемой организацией.
Таким образом, действия Заказчика, не установившего в документации об Аукционе требование в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим выполнение работ, нарушают пункт 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
6. Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению.
Частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования.
В соответствии с частью 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Дополнительные требования к участникам закупок в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление N 99).
В соответствии с пунктом 2 приложения N 1 к Постановлению N 99 для выполнения работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2), в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн руб., устанавливаются дополнительные требования к участникам закупки о наличии опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе.
Согласно извещению о проведении Аукциона и документации об Аукционе объектом закупки является выполнение строительно-монтажных работ, с начальной (максимальной) ценой контракта 24 691 700 руб.
Вместе с тем, Заказчиком в документации об Аукционе не установлены дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с Постановлением N 99.
Таким образом, действия Заказчика, не установившего в документации об Аукционе дополнительные требования к участникам закупки, нарушают часть 4 статьи 31 Закона о контрактной системе.
7. В соответствии с пунктом 6 статьи 42 Закона о контрактной системе Заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе. В извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, в том числе, информация о сроке, месте и порядке подачи заявок участников закупки.
В соответствии со статьей 191 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.
Комиссией установлено, что в соответствии с извещением о проведении Аукциона дата и время окончания подачи заявок на участие в Аукционе 01.10.2016 09:00 приходится на нерабочий день.
Согласно статьи 193 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
Таким образом, Заказчик, установив последний день подачи заявок на участие в Аукционе на нерабочий день, без права подать заявку на участие в Аукционе в первый рабочий день, нарушил пункт 6 статьи 42 Закона о контрактной системе.
Указанные нарушения в пунктах 2, 3, 4, 5, 6, 7 настоящего решения содержат признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
8. На заседании Комиссии представители Заказчика сообщили, что обращение Заявителя (исх. от 26.09.2016 N 185/250) содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Заказчика не относятся к данному Аукциону.
Комиссией установлено, что обращение Заявителя (исх. от 26.09.2016 N 185/250) содержит сведения о Заказчике, сведения о Заявителе; указание на электронный аукцион "строительно-монтажные работы по объекту "Реконструкция общежитий N 21/2 и N 21/3 для курсантов Академии гражданской защиты МЧС России" (номер извещения 0348100039416000049), указание на обжалуемые действия Заказчика. При этом, обжалуемые действия Заказчика, указанные в обращении Заявителя, не относятся к данному Аукциону.
Кроме того, на заседание Комиссии представитель Заявителя не явился и представил пояснений по обращению (исх. от 26.09.2016 N 185/250).
В связи с вышесказанным, Комиссии не представляется возможным рассмотреть доводы указанные в обращении Заявителя (исх. от 26.09.2016 N 185/250).
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях Заказчика нарушения пункта 1 части 1, части 4 статьи 31, пункта 6 статьи 42, пунктов 1, 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
2. Выдать Заказчику, единой комиссии Заказчика, Оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
3. Передать сведения о выявленных нарушениях Закона о контрактной системе соответствующему должностному лицу Управления контроля государственного оборонного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 17 октября 2016 г. N ПГОЗ-371/16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.10.2016