Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу ООО ГК "Адмирал" (далее - Заявитель) на действия Министерства спорта Российской Федерации (далее - Заказчик), ФГУП "Дирекция программы по развитию физической культуры и спорта" (далее - Уполномоченный орган) при проведении ГУП "Агентство по государственному заказу, инвестиционной деятельности и межрегиональным связям республики Татарстан" (далее - Оператор электронной площадки), аукционной комиссией ФГУП "Дирекция программы по развитию физической культуры и спорта" (далее - Аукционная комиссия), Заказчиком, Уполномоченным органом электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение строительно-монтажных работ на объекте: Федеральное государственное бюджетное учреждение "Южный федеральный центр спортивной подготовки", г. Сочи, Краснодарский край. Реконструкция объектов спортивной базы в г. Кисловодске. 2-й этап. Верхняя база. 2 очередь (номер извещения 0573100031516000026) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Оператором электронной площадки, Заказчиком, Аукционной комиссией, Уполномоченным органом Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика, Уполномоченного органа:
1. По позициям N 3, 56, 118 Приложения N 1 к Техническому заданию документации об Аукционе установлено требование о соответствии товаров ГОСТ 26633-2012, утратившего силу с 01.09.2016.
2. По позициям N 27 "Кольцо опорное", N 108 "Гвозди строительные" Приложения N 1 к Техническому заданию документации об Аукционе установлены требования, вводящие участников закупки в заблуждение и позволяющие указать в заявке противоречащие положениям ГОСТ значения.
3. По позиции N 65 "Провода" Приложения N 1 к Техническому заданию документации об Аукционе установлено требование о соответствии товара ГОСТ 6323-79, что ограничивает число участников закупки, так как данный ГОСТ применяется при изготовлении кабельной продукции только по заказу Министерства обороны Российской Федерации.
Представитель Заказчика не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Заказчик, Уполномоченный орган действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 26.08.2016;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 631 883 130 рублей;
4) на участие в Аукционе подано 4 заявки от участников закупки;
5) дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок участников - 21.10.2016.
1. По мнению Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом по позициям N 3, 56, 118 Приложения N 1 к Техническому заданию документации об Аукционе установлено требование о соответствии товаров ГОСТу 26633-2012, который утратил силу с 01.09.2016.
Пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
На заседании Комиссии, представитель Заказчика пояснил, что извещение о проведении закупки размещено в ЕИС 26.08.2016, таким образом, на момент размещения закупки ГОСТ 26633-2012 был действующим.
Вместе с тем, Заявитель, на заседание Комиссии не явился, и не представил доказательств, подтверждающих обратное, в связи с чем довод не нашел своего подтверждения.
2. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом по позициям N 27 "Кольцо опорное", N 108 "Гвозди строительные" Приложения N 1 к Техническому заданию документации об Аукционе установлены требования, вводящие участников закупки в заблуждение и позволяющие указать в заявке противоречащие положениям ГОСТ значения.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В Приложении N 1 к Техническому заданию документации об Аукционе установлены следующие положения в отношении позиции N 27:
"27. Кольцо опорное
Описание: Железобетонная конструкция, изготовляемая из тяжелого бетона, предварительно напряженной - без предварительно напряженной арматуры, предназначенные для устройства круглых колодцев подземных трубопроводов канализационных, водо- и газопроводных сетей.
Характеристики: Класс бетона по прочности на сжатие: не ниже B15.
Соответствие ГОСТ: Кольцо опорное должно соответствовать ГОСТ 8020 "Конструкции бетонные и железобетонные для колодцев канализационных, водопроводных и газопроводных сетей. Технические условия", ГОСТ 13015 "Изделия бетонные и железобетонные для строительства. Общие технические требования. Правила приемки, маркировки, транспортирования и хранения".
Согласно пункту 5.6.2 ГОСТ 13015 "Изделия бетонные и железобетонные для строительства. Общие технические требования. Правила приемки, маркировки, транспортирования и хранения" установлено, что для армированных изделий класс бетона по прочности на сжатие следует принимать не ниже:
"В15 - для железобетонных изделий без предварительно напряженной арматуры;"
В20 - для железобетонных предварительно напряженных изделий".
Таким образом, участник закупки указавший железобетонную конструкцию из предварительно напряженных изделий, с классом бетона по прочности на сжатие B15 будет соответствовать требованиям документации об Аукционе, но при этом не соответствовать требованиям ГОСТ 13015.
Аналогичное нарушение, Заказчиком, Уполномоченным органом установлено в отношении позиций 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34 Приложения N 1 к Техническому заданию документации об Аукционе.
Кроме того, по позиции 108 Приложения N 1 к Техническому заданию документации об Аукционе установлено следующее:
108. Гвозди строительные:
Описание гвоздей:
Гвозди круглого сечения с "плоской" - "конической" головкой.
Требования к гвоздям строительным:
Диаметр стержня не более 3,0 мм.
Соответствие ГОСТ:
Гвозди строительные должны соответствовать ГОСТ 4028 "Гвозди строительные. Конструкция и размеры", ГОСТ 283 "Гвозди проволочные. Технические условия", ГОСТ 3282 "Проволока стальная низкоуглеродистая общего назначения. Технические условия".
Вместе с тем, согласно Таблице 1 к ГОСТ 4028 "Гвозди строительные. Конструкция и размеры" максимальное значение показателя "Диаметр стержня" составляет 1,6 мм.
Следовательно, в Заказчиком, Уполномоченным органом по позиции 108 Приложения N 1 к Техническому заданию документации об Аукционе установлено значение противоречащее требованиям ГОСТ.
Кроме того, на заседании Комиссии установлено, что согласно пункту 3.1.3.1 документации об Аукционе установлены следующие положения:
"При указании участником в заявке конкретных значений показателей товаров, материалов и конструкций использование слов и/или словосочетаний: "не менее" / "не более" / "не больше"; "менее" / "более"; "выше" / "ниже"; "не выше" / "не ниже"; "меньше" / "больше"; "свыше" / "св."; "ранее" / "не ранее"; "позднее" / "не позднее"; "от" / "до"; "превышает" / "не превышает"; фраз "в диапазоне" / "в интервале"; символов ">" / "<"; "" / "
" не допускается с целью однозначного толкования представляемых участником данных (за исключением наличия указанных слов/словосочетаний/фраз/символов в значениях показателей, которые не могут изменяться).
В случае установления Заказчиком требования к значению показателя с использованием фразы "не превышает" (с учетом всех форм), указанное значение показателя, в том числе все слова и союзы, относящиеся к значению показателя, является неизменным и должно быть представлено участником аукциона в своей заявке в исходной форме.
Вместе с тем, инструкция документации об Аукционе не содержит положений, позволяющих определить применение фразы "не превышает" в неизменяемом виде.
Указанные действия Заказчика, Уполномоченного органа, не установивших в документации об Аукционе надлежащую инструкцию по заполнению первой части заявки на участие в Аукционе, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом по позиции N 65 "Провода" Приложения N 1 к Техническому заданию документации об Аукционе установлено требование о соответствии товара с ГОСТ 6323-79, что является невозможным, так как данный ГОСТ применяется при изготовлении кабельной продукции только по заказу Министерства обороны Российской Федерации.
Согласно N 65 "Провода" Приложения N 1 к Техническому заданию документации об Аукционе установлено следующее:
"65. Провода:
Соответствие ГОСТ: Провода должны соответствовать ГОСТ 6323 "Провода с поливинилхлоридной изоляцией для электрических установок. Технические условия", ГОСТ 22483 "Жилы токопроводящие для кабелей, проводов и шнуров".
На заседании Комиссии представитель Уполномоченного органа пояснили и представил сведения, согласно которым ГОСТ 6323-79 устанавливает требования к проводам для нужд народного хозяйства и экспорта, в том числе в страны с тропическим и холодным климатом. Дополнительно представитель Уполномоченного органа пояснил, что никаких ограничений на область применения данного стандарта на территории Российской Федерации в тексте стандарта также не установлено.
Вместе с тем, Заявитель на заседание Комиссии не явился и не представил доказательств подтверждающих обратное.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО ГК "Адмирал" обоснованной в части установления показателей противоречащих значениям ГОСТ.
2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушение пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Уполномоченному органу, Аукционной комиссии предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы от 18.10.2016 по делу N К-1692/16 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 18 октября 2016 г. N К-1692-16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.10.2016