Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в присутствии представителей Комитета по информатизации и связи (далее - Заказчик):
в отсутствие представителей АНО АТСК Уватского муниципального района "Высота" (далее - Заявитель), надлежащим образом извещенных о времени и месте заседания,
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. N 21141-ЭП/16 от 12.09.2016) на действия Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на выполнение работ по дооснащению объектов социальной инфраструктуры Санкт-Петербурга средствами комплексной системы обеспечения безопасности (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении аукциона размещено 29.08.2016 на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru, номер извещения N 0172200006116000127. Начальная (максимальная) цена контракта - 39 838 268,01 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Заказчика, нарушающие, по мнению Заявителя, требования Закона о контрактной системе, по основаниям, изложенным в жалобе.
Заказчик считает жалобу необоснованной.
Заявитель в жалобе указал на неправомерное объединение в один лот деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств пожарной безопасности зданий и сооружений, а также деятельности по созданию и ведению географических информационных систем федерального и регионального значения.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единое требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно Части II (подпункт 1.6.2.1 пункта 1.6.2 подраздела 1.6 раздела 1 части I) документации о закупке Заказчиком установлены следующие требования к участникам закупки:
"1. Наличие у участника закупки действующей лицензии МЧС России на деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.
Требование установлено подпунктом 15 пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", пунктами 1, 2, 5 Перечня работ и услуг, составляющих деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, являющимся приложением к Положению о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2011 N 1225.
2. Наличие у участника закупки действующей лицензии на выполнение геодезических и картографических работ. Вид работ, выполняемый в составе лицензируемого вида деятельности: "Создание и ведение географических информационных систем федерального и регионального назначения".
Требование установлено в соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 26.12.1995 N 209-ФЗ "О геодезии и картографии", пунктом 42 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", а так же пунктом 6 "Перечня геодезических и картографических работ федерального назначения, результаты которых имеют общегосударственное, межотраслевое значение (за исключением указанных видов деятельности, осуществляемых в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства), включенных в состав лицензируемого вида деятельности", являющегося приложением к Положению о лицензировании геодезических и картографических работ федерального назначения, результаты которых имеют общегосударственное, межотраслевое значение (за исключением указанных видов деятельности, осуществляемых в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства), утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 07.12.2011 N 1016.".
Согласно локальным сметам (Приложение N 2.1 к Техническому заданию) Заказчиком установлены, например, следующие виды работ: "Пусконаладочные работы: извещатель ПС автоматический дымовой, фотоэлектрический, радиоизотопный, световой в нормальном исполнении; световые настенные указатели; приборы ПС приемно-контрольные, пусковые, концентратор блок базовый на 10 лучей".
В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Федеральный закон N 99-ФЗ), утвержден перечень видов деятельности, подлежащих лицензированию.
В соответствии с п. 15 ст. 12 Федерального закона N 99-ФЗ, деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений относится к видам деятельности, подлежащих лицензированию.
В соответствии с п. 3 постановления Правительства РФ от 30.12.2011 N 1225 "О лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений" (далее - постановление Правительства N 1225) определен перечень работ и услуг, входящих в деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений (далее - Перечень), осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.
Согласно Перечню к работам и услугам, входящим в деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений отнесены:
1. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожаротушения и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ
2. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожарной и охранно-пожарной сигнализации и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ
3. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем противопожарного водоснабжения и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ
4. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем (элементов систем) дымоудаления и противодымной вентиляции, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ
5. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем оповещения и эвакуации при пожаре и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ
6. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт фотолюминесцентных эвакуационных систем и их элементов
7. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт противопожарных занавесов и завес, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ
8. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт заполнений проемов в противопожарных преградах
9. Устройство (кладка, монтаж), ремонт, облицовка, теплоизоляция и очистка печей, каминов, других теплогенерирующих установок и дымоходов
10. Выполнение работ по огнезащите материалов, изделий и конструкций
11. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт первичных средств пожаротушения.
Таким образом, Заказчиком в документации о закупке установлено требование о наличии у участников закупки действующей лицензии по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе.
Согласно п. 8.1.9 Части III документации о закупке Заказчиком установлено следующее: "Требования по актуализации картографической информации.
8.1.9.1. В целях принятия оперативных управленческих решений руководством Санкт-Петербурга, по окончанию монтажных работ, Подрядчик должен нанести данные о существующей оснащенности КСОБ каждого объекта на картографический слой, указанный в пункте 8.1.9.2 Технического задания, который будет включен в государственную информационную систему "Территориальная отраслевая региональная информационная система".
8.1.9.2. В результате работ должен быть актуализирован картографический слой "Объекты социальной инфраструктуры Санкт-Петербурга, оснащенные КСОБ", представленный Заказчиком (Приложение N 6 к Техническому заданию).".
В соответствии с п. 42 ст. 12 Федерального закона N 99-ФЗ лицензированию подлежат геодезические и картографические работы федерального назначения, результаты которых имеют общегосударственное, межотраслевое значение (за исключением указанных видов деятельности, осуществляемых в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства).
В соответствии с п. 6 Приложения к Положению о лицензировании геодезических и картографических работ федерального назначения, результаты которых имеют общегосударственное, межотраслевое значение (за исключением указанных видов деятельности, осуществляемых в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 07.12.2011 N 1016, создание и ведение географических информационных систем федерального и регионального назначения является лицензируемым видом деятельности.
Таким образом, Заказчиком установлено требование о наличии у участника закупки действующей лицензии на выполнение геодезических и картографических работ в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе.
В соответствии со ст. 13 Закона о контрактной системе заказчиками осуществляются закупки для обеспечения федеральных нужд, нужд субъектов Российской Федерации и муниципальных нужд, а именно для:
1) достижения целей и реализации мероприятий, предусмотренных государственными программами Российской Федерации (в том числе федеральными целевыми программами, иными документами стратегического и программно-целевого планирования Российской Федерации), государственными программами субъектов Российской Федерации (в том числе региональными целевыми программами, иными документами стратегического и программно-целевого планирования субъектов Российской Федерации), муниципальными программами;
2) исполнения международных обязательств Российской Федерации, реализации межгосударственных целевых программ, участником которых является Российская Федерация, за исключением исполняемых в соответствии с п. 1 ст. 13 Закона о контрактной системе государственных программ;
3) выполнения функций и полномочий государственных органов Российской Федерации, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственных органов субъектов Российской Федерации, органов управления территориальными внебюджетными фондами, муниципальных органов, за исключением выполняемых в соответствии с п.п. 1 и 2 ст. 13 Закона о контрактной системе функций и полномочий.
В соответствии с ч. 1 ст. 12 Закона о контрактной системе государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Комиссия УФАС приходит к выводу, что предмет закупки определяется Заказчиком самостоятельно в соответствии с потребностями Заказчика по осуществлению возложенных функций.
Исходя из предмета закупки, Комиссия УФАС установила, что разделение в отдельные лоты работ по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств пожарной безопасности зданий и сооружений, а также работ по созданию и ведению географических информационных систем федерального и регионального значения приведет к нецелесообразному расходованию бюджетных средств и необходимости проведения раздельных закупок в рамках проведения работ взаимосвязанных между собой работ, включенных в одну смету.
Довод Заявителя о содержании в документации о закупке работ по созданию и ведению географических информационных систем федерального и регионального значения в объеме 3 %, а также неправомерное, по мнению Заявителя, установление требования о наличии у участников закупки лицензии на осуществление данных видов работ, что ограничивает количество участников закупки, признан несостоятельным.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе Заказчик устанавливает требование к участникам закупки в соответствии с законодательством Российской Федерации вне зависимости от объема подлежащих лицензированию работ.
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность.
Жалоба Заявителя не содержит документы, подтверждающие доводы Заявителя об ограничении количества участников закупки.
Следовательно, жалоба признана необоснованной.
В результате проведения внеплановой проверки установлено следующее.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единое требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно Части II (подпункт 1.6.2.1 пункта 1.6.2 подраздела 1.6 раздела 1 части I) документации о закупке Заказчиком установлены следующие требования к участникам закупки:
"1. Наличие у участника закупки действующей лицензии МЧС России на деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.
Требование установлено подпунктом 15 пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", пунктами 1, 2, 5 Перечня работ и услуг, составляющих деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, являющимся приложением к Положению о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2011 N 1225.
2. Наличие у участника закупки действующей лицензии на выполнение геодезических и картографических работ. Вид работ, выполняемый в составе лицензируемого вида деятельности: "Создание и ведение географических информационных систем федерального и регионального назначения".
Требование установлено в соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 26.12.1995 N 209-ФЗ "О геодезии и картографии", пунктом 42 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", а так же пунктом 6 "Перечня геодезических и картографических работ федерального назначения, результаты которых имеют общегосударственное, межотраслевое значение (за исключением указанных видов деятельности, осуществляемых в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства), включенных в состав лицензируемого вида деятельности", являющегося приложением к Положению о лицензировании геодезических и картографических работ федерального назначения, результаты которых имеют общегосударственное, межотраслевое значение (за исключением указанных видов деятельности, осуществляемых в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства), утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 07.12.2011 N 1016.".
В соответствии с п. 2 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным п. 1 ч. 1, ч.ч. 2 и 2.1 ст. 31 (при наличии таких требований) Закона о контрактной системе, или копии этих документов, а также декларацию о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным п.п. 3 - 9 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе.
Согласно Части II (подпункт 3.1.4.2 пункта 3.1.4 подраздела 3 части I) документации о закупке Заказчиком установлены следующие требования к составу и содержанию второй части заявки на участие в аукционе:
"1. Копия действующей лицензии МЧС России на деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.
2. Копия действующей лицензии на выполнение геодезических и картографических работ. Вид работ, выполняемый в составе лицензируемого вида деятельности: "Создание и ведение географических информационных систем федерального и регионального назначения".".
Таким образом, Заказчиком в документации о закупке установлено требование о предоставлении в составе второй части заявки на участие в аукционе копии действующей лицензии по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений без указания видов работ, которые должны быть представлены в составе лицензии.
Следовательно, Заказчиком в документации о закупке установлено требование о наличии у участников закупки лицензии на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений по видам деятельности, установленным п.п. 1, 2, 5 Перечня, при этом Заказчиком не установлено требование о предоставлении лицензии с данными видами работ в составе второй части заявки на участие в аукционе.
Отсутствие в документации о закупке требования о предоставлении лицензии во второй части заявки на участие в аукционе с указанием видов работ позволяет участнику закупки представить в составе заявки лицензию на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений с указанием любых видов работ, установленных в Перечне, при этом у аукционной комиссии Заказчика будут отсутствовать правовые основания для признания такой второй части заявки на участие в аукционе несоответствующей требованиям документации о закупке.
В действиях Заказчика выявлено нарушение п. 2 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе в части установления требований к составу и содержанию второй части заявки на участие в аукционе не в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе.
Комиссией УФАС принято решение обязательное для исполнения предписание об устранении выявленного нарушения законодательства о контрактной системе не выдавать в связи с ранее выданным предписанием в отношении рассматриваемой закупки по делу N 44-3471/16 от 19.09.2016.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 12, 13, 31, 33, 66, 99, 105, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу АНО АТСК Уватского муниципального района "Высота" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 2 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе.
3. Обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 19 сентября 2016 г. N 44-3472/16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.09.2016