Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в присутствии представителей:
Северо-Западный региональный центр МЧС России (далее - Заказчик):
в отсутствие представителей:
ООО "Балтстрой" (далее - Заявитель), надлежащим образом уведомленного о времени и месте заседания Комиссии УФАС;
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. N 20773-ЭП/16 от 06.09.2016) на действия Заказчика при определении поставщика путем проведения электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту пожарной части ФГКУ "15 пожарная часть ФПС по Новгородской области", по адресу: Новгородская область, п. Крестцы, ул. Соколова, д. 23 (извещение N 0372100035716000059) (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении электронного аукциона размещено 01.08.2016 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372100035716000059. Начальная (максимальная) цена контракта - 6 286 130,00 рублей.
В жалобе ООО "Балтстрой" указывает на неправомерные действия Заказчика, выразившиеся, по мнению Заявителя, в нарушении правил описания объекта закупки в отношении товаров по позициям 2 "Щебень и гравий из горных пород для бетонов", 3 "Песок", 6 "Канат", 9 "Унитаз в комплекте с бачком и гофрой", 14 "Устройство мелких покрытий (брандмауэры, парапеты, свесы) из листовой оцинкованной стали" и 55 "Уайт-спирит".
Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает ее необоснованной.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения представителей сторон, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства.
1. В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчики обязаны использовать при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Частью 2 ст. 33 Закона о контрактной системе установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
При формировании технического задания заказчику в рамках закона предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Однако из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
Требования к товарам, использующимся при выполнении работ, установлены Заказчиком в Приложении N 2 "Требования к товарам (материалам), используемым при выполнении работ" к Техническому заданию документации об аукционе.
Заявитель указывает на неправомерное установление требований к товару по позиции 2 "Щебень и гравий из горных пород для бетонов", а также установление требования "Унитаз должен выдерживать нагрузку более 2.0 кН" в отношении товара по позиции 9 "Унитаз в комплекте с бачком и гофрой".
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, на заседание Комиссии УФАС Заявитель явку своих представителей не обеспечил, а также не представил в составе своей жалобы доказательств подтверждающих изложенные в данной части доводы.
Учитывая изложенное, данные доводы жалобы не находят своего подтверждения.
2. Заявитель обжалует нарушение правил описания объекта закупки в отношении товара по позиции 3 "Песок", а именно требование: "Должен быть мелкий; средний песок", поскольку песок не может одновременно относиться к двум группам.
Согласно положениям инструкции по заполнению первой части заявки "Термины: либо, или, ;(точка с запятой), / -то участником должно быть представлено одно значение показателя параметра или один параметр из всех требуемых параметров или показателей параметров, при этом данное требование касается лишь только двух соседних значений, разделенных либо, или, ;(точка с запятой), /". Таким образом, в данном случае участникам закупки надлежит выбрать одну из групп песка, к которой относится предлагаемый ими товар, следовательно, данный довод жалобы является несостоятельным.
К аналогичным выводам Комиссия УФАС пришла в отношении доводов об описании товара по позиции 14 "Устройство мелких покрытий (брандмауэры, парапеты, свесы) из листовой оцинкованной стали".
3. К товару по позиции 53 "Уайт-спирит" Заказчиком установлены следующие требования: "Плотность: не более 0,790 г/куб.см. Продолжительность испарения уайт-спирита, с, не более 45. Температура начала перегонки не выше °С: 160. 10 % уайт-спирита перегоняется при температуре, °С: не выше 170. 90 % уайт-спирита перегоняется при температуре, °С: не выше 195. До 200°С перегоняется, %: не менее 98. Температура вспышки, определяемая в закрытом тигле, °С: не ниже 33. Не должно быть водорастворимых кислот, щелочи, механических примесей и воды. Продолжительность испарения ксилола при испытании на летучесть уайт-спирита по ксилолу, с, не менее 4. Должен соответствовать: ГОСТ 3134-78".
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.ч.. 3 - 6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с п. 3 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать указанную в одном из следующих подпунктов информацию:
а) согласие участника такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией о таком аукционе, в том числе согласие на использование товара, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, либо согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара и, если участник такого аукциона предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией, при условии содержания в ней указания на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, а также требование о необходимости указания в заявке на участие в таком аукционе на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара;
б) согласие участника такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией о таком аукционе, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Частью 6 ст. 66 Закона о контрактной системе запрещается требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных ч.ч. 3 и 5 ст. 66 Закона о контрактной системе документов и информации.
Заказчиком установлены требования в соответствии с пп. "б" п. 3 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе.
Заказчиком установлены требования о соответствии товара "Уайт-спирит" положениям ГОСТ 3134-78 "Уайт-спирит. Технические условия".
В соответствии с п.п. 1.1 и 1.2 данного государственного стандарта уайт-спирит (нефрас-С4-155/200) должен изготовляться в соответствии с требованиями настоящего стандарта, из сырья и по технологии, утвержденным в установленном порядке. По физико-химическим показателям уайт-спирит (нефрас-С4-155/200) должен соответствовать требованиям и нормам, указанным в таблице ГОСТ.
В данной таблице установлены нормы для всех показателей, использованных Заказчиком при описании, а также указаны методы испытаний, которые определяют значения данных показателей.
Согласно п. 2.4 испытания товара производится производителем в отношении определенной партии товара, а при получении неудовлетворительных результатов испытаний хотя бы по одному показателю по нему проводят повторные испытания от удвоенной выборки. Результаты повторных испытаний распространяются на всю партию.
Пунктом 5.1 ГОСТ 3134-78 "Уайт-спирит. Технические условия" установлено, что изготовитель должен гарантировать соответствие уайт-спирита (нефраса-С4-155/200) требованиям настоящего стандарта при соблюдении условий транспортирования и хранения.
Предусмотренные ГОСТ испытания осуществляются на определенные партии товара.
Учитывая, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар, подлежащий описанию в соответствии с требованиями документации, вышеприведенные примеры подробного изложения в документации об аукционе требований к описанию участниками закупок испытательных характеристик ограничивают возможность участников закупки предоставить надлежащее и достоверное предложение в составе заявки на участие в аукционе, в чем усматривается нарушение ч. 6 ст. 66 Закона о контрактной системе.
К аналогичным выводам Комиссия УФАС пришла в отношении доводов об описании товара по позиции 6 "Канат".
Согласно протоколу N 16-59 от 09.09.2016 рассмотрения первых частей заявок на участие в закупке были поданы заявки 3 (трех) участников, при этом все они были допущены к участию в электронном аукционе, в результате чего цена контракта составило 27,5 % от его начальной (максимальной) цены.
Данные обстоятельства свидетельствуют о наличии добросовестной ценовой конкуренции между участниками закупки, следовательно, выявленное в действиях Заказчика нарушение не оказало влияния на результаты закупки.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 33, 64, 66, 99, 105, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Балтстрой" обоснованной в части доводов о нарушении правил описания объекта закупки в отношении ряда товаров.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение ч. 6 ст. 66 Закона о контрактной системе.
3. Предписание об устранении выявленного нарушения не выдавать в связи с отсутствием доказательств того, что оно повлияло на результаты закупки.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 13 сентября 2016 г. N 44-3468/16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.09.2016