Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в присутствии представителей:
Управление по развитию садоводства и огородничества Санкт-Петербурга (далее - Заказчик):
в отсутствие представителей:
ООО "ЯРО-строй" (далее - Заявитель), надлежащим образом уведомленного о времени и месте заседания Комиссии УФАС;
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. N 20849/16 от 07.09.2016) на действия Заказчика при определении поставщика путем проведения электронного аукциона на выполнение работ по демонтажу аварийных дачных домов в п. Солнечное-2 (извещение N 0172200006516000010) (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении электронного аукциона размещено 22.08.2016 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0172200006516000010. Начальная (максимальная) цена контракта - 19 399 360,75 рублей.
В жалобе ООО "ЯРО-строй" указывает на неправомерные действия Заказчика, выразившиеся, по мнению Заявителя, в:
- установлении требований к товарам, которые не используются при выполнении работ;
- неверном формирование начальной (максимальной) цены контракта;
- нарушении правил описания объекта закупки;
- непредоставлении разъяснений положений документации об аукционе.
Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает ее необоснованной.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения представителей сторон, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства.
1. Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.ч.. 3 - 6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с п. 3 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать указанную в одном из следующих подпунктов информацию:
а) согласие участника такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией о таком аукционе, в том числе согласие на использование товара, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, либо согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара и, если участник такого аукциона предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией, при условии содержания в ней указания на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, а также требование о необходимости указания в заявке на участие в таком аукционе на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара;
б) согласие участника такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией о таком аукционе, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Частью 6 ст. 66 Закона о контрактной системе запрещается требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных ч.ч. 3 и 5 ст. 66 Закона о контрактной системе документов и информации.
Заказчиком установлены требования в соответствии с пп. "б" п. 3 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе.
Требования к товарам, использующимся при выполнении работ, установлены Заказчиком в Приложении N 3 к Техническому заданию документации об аукционе.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчики обязаны использовать при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Частью 2 ст. 33 Закона о контрактной системе установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
При формировании технического задания заказчику в рамках закона предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Однако из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
Заявитель указывает, что товары по позициям 2 "Бруски", 10 "Профиль тип 1", 12 "Сталь арматурная", 14 "Винты самонарезающие" и 20 "Раствор тип 1" не используются при выполнении работ.
Из пояснений представителей Заказчика следует, что данные товары используются при выполнении работ по устройству подъездных путей и устройству бытового городка, что предусмотрено проектом производства работ.
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, на заседание Комиссии УФАС Заявитель явку своих представителей не обеспечил и не представил в составе своей жалобы доказательств подтверждающих обратное.
Таким образом, данный довод жалобы не находит своего подтверждения.
2. Вторым доводом жалобы Заявитель обжалует неверное формирование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно ч. 8 ст. 99 Закона о контрактной системе органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль (за исключением контроля, предусмотренного ч. 10 настоящей статьи) в отношении:
1) соблюдения требований к обоснованию закупок, предусмотренных ст. 18 Закона о контрактной системе, и обоснованности закупок;
2) соблюдения правил нормирования в сфере закупок, предусмотренного ст. 19 Закона о контрактной системе;
3) обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), включенной в план-график;
4) применения заказчиком мер ответственности и совершения иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
5) соответствия поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги условиям контракта;
6) своевременности, полноты и достоверности отражения в документах учета поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги;
7) соответствия использования поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги целям осуществления закупки.
В соответствии с ч. 9 ст. 99 Закона о контрактной системе контроль в сфере закупок в соответствии с ч. 8 настоящей статьи осуществляется в целях установления законности составления и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в отношении расходов, связанных с осуществлением закупок, достоверности учета таких расходов и отчетности в соответствии с настоящим Федеральным законом, Бюджетным кодексом Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации:
1) федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, в отношении закупок для обеспечения федеральных нужд;
2) органом государственного финансового контроля, являющимся органом (должностными лицами) исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в отношении закупок для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации;
3) органом муниципального финансового контроля, являющимся органом (должностными лицами) местной администрации, в отношении закупок для обеспечения муниципальных нужд.
В связи с тем, что контроль в отношении обоснования начальной (максимальной) цены контракта осуществляется органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, доводы Заявителя о формировании Заказчиком начальной (максимальной) цены контракта, установленной в документации об аукционе, с нарушением требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, Комиссией УФАС не рассматривается.
3. Третьим доводом жалобы Заявитель указывает на нарушение правил описания объекта закупки в отношении ряда товаров.
Например, товару по позиции 14 "Винты самонарезающие" Заказчиком установлены следующие требования: "Должны соответствовать ГОСТ 11650-80, ГОСТ 10620-80 и ГОСТ 10618-80".
При этом приведенные государственные стандарты регулируют характеристики разных товаров, а именно:
- ГОСТ 11650-80 "Винты самонарезающие с полукруглой головкой и заостренным концом для металла и пластмассы. Конструкция и размеры" распространяется на самонарезающие винты с полукруглой головкой и заостренным концом для металла и пластмассы класса точности В с номинальным диаметром резьбы от 2,5 до 8 мм;
- ГОСТ 10620-80 "Винты самонарезающие с полупотайной головкой для металла и пластмассы" распространяется на самонарезающие винты с полупотайной головкой для металла и пластмассы класса точности В номинальным диаметром резьбы от 2,5 до 8 мм;
Таким образом, характеристики товара по позиции 14 "Винты самонарезающие", использованные Заказчиком при его описании, не могут совпадать одновременно для вышеуказанных государственных стандартов, следовательно, товар не может соответствовать одновременно требованиям двух разных стандартов.
Таким образом, требование о соответствии одного характеристик одного товара различным документам технического регулирования является нестандартным и не соответствует правилу объективного характера описания объекта закупки.
Надлежащее обоснование использования нестандартных требований при описании требований к товарам, использующимся при выполнении работ, в документации об аукционе отсутствует.
Учитывая вышеизложенное, Комиссия УФАС приходит к выводу, что в действиях Заказчика усматривается нарушение п. 1 ч. 1 ст. 64 (п. 1 и п. 2 ч. 1 ст. 33) Закона о контрактной системе.
4. Четвертым доводом жалобы Заявитель указывает на непредоставление Заказчиком разъяснений положений документации об аукционе.
Частью 3 ст. 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе.
В соответствии с ч.ч. 4 и 5 ст. 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки вышеуказанного запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. Разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть.
В адрес Заказчика поступил запрос на разъяснения положений документации об аукционе следующего содержания:
"Так же просим подробно ответить на ранее направленные запросы, а не просто дублировать инструкцию. Это уточняющие вопросы. Из инструкции неочевидно, каким образом участник должен подготовить свое предложение. В частности:
Каким образом следует указать значение показателя, если в столбце "Минимальные значения показателей" использовано уточняющее слово "не <"? Например, показатель 18 п. 4., показатель 11 п. 12 и т.д.". Ссылка на данное уточняющее слово отсутствует в инструкции вообще.
"Каким образом следует указать значение показателя, если значения показателей установлены ОДНОВРЕМЕННО (с уточняющими словами или без них) и в столбце "Минимальные значения показателей" и в столбце "Максимальные значения показателей" без слов "в диапазоне"? Например, показатель 20 п. 1., показатель 6 п. 5, показатель 13 п. 10, показатель 3 п. 11, показатель 9 п. 13 и т.д.". Данный случай требований также отсутствует в инструкции.
П. 1 Раствор тип 1
Показатель 4. Согласно инструкции надо выбрать один из типов раствора - тяжелый либо легкий.
Показатель 2: Указано требование для легких растворов.
Показатель 5: Указано требование для тяжелых растворов.
Означает ли это, что, если участник предлагает легкий раствор, то ему нужно указать значение только по показателю 2, а по показателю 5 указать "не нормируется"? Соответственно, также в случае, если участник предлагает тяжелый раствор, то необходимо указать значения только для показателя 5, а для показателя 2 указать "не нормируется"?
Или какой бы тип раствора не предлагал участник (показатель 4), необходимо представить значение и по показателю 2, и по показателю 5?
П. 4 Болты с гайками и шайбами
Показатель 5 Длина болтов. Согласно инструкции заказчику требуются болты всех представленных длин - и 20, и 30, и 50 мм.
Согласно ГОСТ на болты (7798-70) от длины болтов зависит масса 1000 шт. болтов (таблица Приложения 1 ГОСТа).
При этом в показателе 15 "теоретическая масса 1000 шт. болтов" указано значение показателя в виде ОДНОЙ цифры "не более 26". Тогда как в других пунктах требований в подобных случаях указываются значения для каждого подвида товара (п. 8 показатель 4, 6; п. 10 показатель 4 и т.д.).
Означает ли это, что участнику требуется указать три варианты массы болтов: масса для 20 мм болтов, масса для 30 мм болтов, масса для 50 мм болтов?
П. 5 Битумы
Показатель 6: Минимальное значение указано - 40, максимальное - 50. Без уточняющих слов. Согласно инструкции участник в данном случае должен указать значения более 40 (в случае минимального значения) и менее 50 (в случае максимального значения). Однако согласно ГОСТ 9548-74, которому должен соответствовать товар, битум марки БНК-45/190 имеет температуру размягчения по кольцу и шару 40-50. Просим уточнить требование.
П. 8 Гвозди строительные
Уточните, для какой именно длины гвоздя требуется указать диаметр головки и диаметр стержня, если требуются гвозди одновременно трех длин (50,70,100), а требование указывается в виде ОДНОЙ цифры?
В п.1, п. 15 и п. 16 один и тот же показатель "Массовая доля ангидрида серной кислоты в цементе" указан в первых двух случаях без слов "в диапазоне", в третьем случае со словами "в диапазоне". Просим разъяснить, значение какого показателя и каким образом требуется все-таки указать. Очевидно, что он не может в одном случае иметь одно конкретное цифровое значение, а в другом диапазон".
Установлено, что 05.09.2016 в 18 часов 59 минут Заказчиком на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru были следующие разъяснения положений документации об аукционе:
"Заказчиком неоднократно указано, что все положения которые необходимы участнику закупки учесть при заполнении первой части заявки установлены в инструкции по заполнению первой части заявки размещенной в составе документации. При этом, из представленных вопросов не представляется возможным определить какое именно положение размещенной инструкции вызывает затруднение и подлежит дополнительному разъяснению со стороны Заказчика".
В данных разъяснениях Заказчик фактически уклоняется от предоставления разъяснений положений документации по тексту запроса, а дублирует положения инструкции по заполнению первой части заявок, следовательно, в его действиях усматривается нарушение ч. 4 ст. 65 Закона о контрактной системе, а данный довод жалобы является обоснованным.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 33, 64, 65, 99, 105, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ЯРО-строй" обоснованной в части доводов о нарушении правил описания объекта закупки, непредоставлении разъяснений положений документации об аукционе.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения п. 1 ч. 1 ст. 64 (п. 1 и п. 2 ч. 1 ст. 33), ч. 4 ст. 65 Закона о контрактной системе.
3. Предписание об устранении выявленных нарушений не выдавать в связи с его выдачей в рамках рассмотрения дела N 44-3458/16 от 13.09.2016.
4. Не передавать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика в связи с их передачей в рамках рассмотрения дела N 44-3458/16 от 13.09.2016.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 14 сентября 2016 г. N 44-3480/16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.09.2016