Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере размещения закупок в составе: председателя комиссии - О.П. Харченко, заместителя руководителя управления, членов Комиссии - Т.М. Чудиновой, начальника отдела, А.А. Кирилловой, специалиста-эксперта (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу АНО содействия юридическому просвещению "Центр юридического мониторинга" на действия заказчика и уполномоченного органа при проведении электронного аукциона N ЭА 5242/16 "Поставка оборудования и программ для электронных вычислительных машин для информационной системы "Енисей-МФЦ" субъектами малого предпринимательства, социально ориентированными некоммерческими организациями", закупка N 0119200000116004660 (далее - электронный аукцион, закупка), установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России поступила жалоба АНО содействия юридическому просвещению "Центр юридического мониторинга" на действия заказчика и уполномоченного органа при проведении электронного аукциона (далее - жалоба).
Жалоба была подана в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 4 статьи 105 Закона о контрактной системе, соответствовала требованиям частей 8, 9, 10 статьи 105 указанного закона, в связи с чем была принята к рассмотрению по существу.
Красноярским УФАС России в адрес заказчика, уполномоченного органа, подателя жалобы, оператора электронной площадки было направлено уведомление о содержании жалобы и сообщение о месте и времени ее рассмотрения.
Заказчику, уполномоченному органу было предложено представить в адрес Красноярского УФАС России пояснения и копии материалов, необходимые для рассмотрения жалобы.
Существо жалобы: составление документации о проведении электронного аукциона с нарушением требований действующего законодательства.
На заседании Комиссии по рассмотрению жалобы по существу присутствовали:
- представитель уполномоченного органа Лавров Н.А. (доверенность б/н от 02.06.2016);
- представители заказчика Распопин Н.А. (распоряжение N469-рг от 29.08.2016), Егоров А.В. (доверенность N14/09/16 от 14.09.2016), Емельянов И.А. (доверенность N11 от 11.11.2015);
- представители подателя жалобы Лосева Ю.С. (доверенность б/н от 18.08.2016).
Из содержания жалобы следует, что, по мнению подателя жалобы, при формировании аукционной документации заказчиком были допущены следующие нарушения действующего законодательства.
Во-первых, в документации установлены незаконные требование о наличии авторизационного письма производителя.
Во-вторых, заказчик установил требование к году выпуска товара (не ранее 2016 года), противоречащее положениям Закона о контрактной системе.
В-третьих, инструкция по заполнению заявок содержит ряд терминов, которые не могут быть объективно поняты участниками торгов. Характеристики "не хуже", "не лучше", "хуже", "лучше" не носят объективного и разъясняющего характера, а представляют собой оценочное мнение, которое не может быть проверено на предмет его соответствия действительности, поскольку критериев толкования и оценки, что является лучше и хуже применительно к техническим параметрам, не существует.
В адрес Красноярского УФАС России поступили письменные пояснения заказчика и уполномоченного органа, из которых следует, что заказчик и уполномоченный орган с доводами подателя жалобы не согласны, поскольку, по их мнению, аукционная документация в обжалуемой части соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
Заседание комиссии Красноярского УФАС России было назначено на 15.09.2016 года в 10 часов 00 минут по адресу: г. Красноярск, пр. Мира, 81д, каб. 20.
В связи с необходимостью получения дополнительных сведений от заказчика, Комиссией был объявлен перерыв до 15.09.2016 года, 17 часов 30 минут.
Заказчику до 15.09.2016 года, 16 часов 00 минут необходимо было представить в адрес Красноярского УФАС России информацию о товарах, соответствующих требованиям, установленным в приложении к аукционной документации N1 "Описание объекта закупки", в том числе в п. 2.1 технического задания (относительно года выпуска товара).
Дополнительно заказчику необходимо было предоставить следующее:
- копии запросов (с приложением) о предоставлении коммерческих предложений, послуживших обоснованием НМЦК;
- копии коммерческих предложений, послуживших обоснованием НМЦК.
После окончания объявленного перерыва, представители заказчика и уполномоченного органа представили копии запросов о предоставлении коммерческих предложений, послуживших обоснованием НМЦК, копии коммерческих предложений от ООО "Интех-НСК", ООО "Зенит", ООО "Эр-Стайл Сибирь Интеграция", первые части заявок, поданных с целью участия в электронном аукционе участников закупки
Рассмотрев существо жалобы, документы и сведения, представленные Комиссии, заслушав пояснения лиц, допущенных к рассмотрению жалобы по существу, проведя внеплановую проверку определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на предмет соответствия требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, установила следующие обстоятельства.
В связи с возникшей потребностью заказчиком, уполномоченным органом были совершены действия по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона N ЭА 5242/16 "Поставка оборудования и программ для электронных вычислительных машин для информационной системы "Енисей-МФЦ" субъектами малого предпринимательства, социально ориентированными некоммерческими организациями", номер извещения 0119200000116004660.
Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в том числе в части планирования закупок товаров, работ, услуг, а также определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются предметом правового регулирования Закона о контрактной системе (пункты 1, 2 части 1 статьи 1).
Согласно части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать информацию о наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта и требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с частью 1 статьи 64 Федерального Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе, наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно статье 33 Закона о контрактной системе:
1. Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии;
3) описание объекта закупки может включать в себя спецификации, планы, чертежи, эскизы, фотографии, результаты работы, тестирования, требования, в том числе в отношении проведения испытаний, методов испытаний, упаковки в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, маркировки, этикеток, подтверждения соответствия, процессов и методов производства в соответствии с требованиями технических регламентов, документов, разрабатываемых и применяемых в национальной системе стандартизации, технических условий, а также в отношении условных обозначений и терминологии;
4) документация о закупке должна содержать изображение поставляемого товара, позволяющее его идентифицировать и подготовить заявку, окончательное предложение, если в такой документации содержится требование о соответствии поставляемого товара изображению товара, на поставку которого заключается контракт;
5) документация о закупке должна содержать информацию о месте, датах начала и окончания, порядке и графике осмотра участниками закупки образца или макета товара, на поставку которого заключается контракт, если в такой документации содержится требование о соответствии поставляемого товара образцу или макету товара, на поставку которого заключается контракт;
6) документация о закупке должна содержать указание на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования, если объектом закупки являются лекарственные средства. Заказчик при осуществлении закупки лекарственных средств, входящих в перечень лекарственных средств, закупка которых осуществляется в соответствии с их торговыми наименованиями, а также при осуществлении закупки лекарственных препаратов в соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 83 Закона о контрактной системе вправе указывать торговые наименования этих лекарственных средств. Указанный перечень и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации. В случае, если объектом закупки являются лекарственные средства, предметом одного контракта (одного лота) не могут быть лекарственные средства с различными международными непатентованными наименованиями или при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями при условии, что начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает предельное значение, установленное Правительством Российской Федерации, а также лекарственные средства с международными непатентованными наименованиями (при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями) и торговыми наименованиями;
7) поставляемый товар должен быть новым товаром (товаром, который не был в употреблении, в ремонте, в том числе который не был восстановлен, у которого не была осуществлена замена составных частей, не были восстановлены потребительские свойства) в случае, если иное не предусмотрено описанием объекта закупки.
2. Документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
3. Не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена Законом о контрактной системе.
4. Требования к гарантийному сроку товара, работы, услуги и (или) объему предоставления гарантий их качества, к гарантийному обслуживанию товара, к расходам на эксплуатацию товара, к обязательности осуществления монтажа и наладки товара, к обучению лиц, осуществляющих использование и обслуживание товара, устанавливаются заказчиком при необходимости. В случае определения поставщика машин и оборудования заказчик устанавливает в документации о закупке требования к гарантийному сроку товара и (или) объему предоставления гарантий его качества, к гарантийному обслуживанию товара, к расходам на обслуживание товара в течение гарантийного срока, а также к осуществлению монтажа и наладки товара, если это предусмотрено технической документацией на товар. В случае определения поставщика новых машин и оборудования заказчик устанавливает в документации о закупке требования к предоставлению гарантии производителя и (или) поставщика данного товара и к сроку действия такой гарантии. Предоставление такой гарантии осуществляется вместе с данным товаром.
5. Особенности описания отдельных видов объектов закупок могут устанавливаться Правительством Российской Федерации.
6. Особенности описания объектов закупок по государственному оборонному заказу могут устанавливаться Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе".
Кроме того, согласно части 1статьи 31 Закона о контрактной системе, при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки:
- соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки;
- непроведение ликвидации участника закупки - юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании участника закупки - юридического лица или индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства;
- неприостановление деятельности участника закупки в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на дату подачи заявки на участие в закупке;
- отсутствие у участника закупки недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации за прошедший календарный год, размер которых превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника закупки, по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период.
- отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере, а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации;
- обладание участником закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением контракта заказчик приобретает права на такие результаты, за исключением случаев заключения контрактов на создание произведений литературы или искусства, исполнения, на финансирование проката или показа национального фильма;
- отсутствие между участником закупки и заказчиком конфликта интересов;
- участник закупки не является офшорной компанией.
Кроме того, согласно частей 1.1 и 2, 2.1 Закона о контрактной системе:
Заказчик вправе установить требование об отсутствии в предусмотренном настоящим Федеральным законом реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки - юридического лица.
Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Правительство Российской Федерации вправе установить дополнительные требования к участникам закупок аудиторских и сопутствующих аудиту услуг, а также консультационных услуг.
Иных требований к участникам закупки, кроме тех, что указаны в статье 31 Закона о контрактной системе, законодательством о контрактной системе не установлено.
Кроме того, согласно части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе, заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований данного закона.
Проанализировав аукционную документацию, Комиссия установила, что согласно пункту 1.7. документации об электронном аукционе описание объекта закупки установлено в соответствии с приложением N 1.
В пункте 2.2 и 2.3 технического задания описания объекта закупки (приложением N 1) установлены следующие требования "Все поставляемое оборудование должно быть серийным. В случае поставки импортного оборудования, оно должно быть официально предназначено для поставки в Российскую Федерацию, обладать возможностью технической поддержки в авторизованных производителем сервисных центрах и возможностью доступа к расширенным сервисам по технической поддержке, ремонту и послегарантийному обслуживанию производителем. В целях проверки п. 2.2. Поставщик должен предоставить Заказчику серийные номера оборудования за 14 дней до приемки товара Заказчиком. В случае, если производитель оборудования не подтверждает, что оборудование было произведено для продажи на территории РФ, то Заказчик вправе отказать в приемке такого оборудования. В дополнение к вышесказанному Поставщик обязан предоставить авторизационное письмо производителя, подтверждающее возможность поставить оборудование, предназначенное для поставки на таможенную территорию РФ".
Вместе с тем, Комиссия Красноярского УФАС России отмечает, что указанные требования о предоставлении поставщиком, то есть победителем электронного аукциона, авторизационного письма производителя, установленные в техническом задании Приложения N 1 к аукционной документации "Описание объекта закупки" не содержатся в требованиях к содержанию и составу заявки на участие в электронном аукционе, однако, не в соответствии с требованием законодательства Российской Федерации, предъявлены заказчиком. Вместе с тем, участники, подавая заявки на участие в электронном аукционе, предполагают о том, что могут стать победителями по результатам закупки. Таким образом, любой участник, ставший победителем электронного аукциона должен соответствовать требованиям установленным, в том числе, в техническом задании, которое впоследствии станет приложением к государственному контракту и которое содержит аналогичные требования, об обязанности поставщика предоставить авторизационное письмо производителя, подтверждающее возможность поставить оборудование, предназначенное для поставки на таможенную территорию РФ. Следовательно, указанное требование, установленное заказчиком не в соответствии с требованием законодательства Российской Федерации для поставщика, опосредовано установлено и для участника закупки, который может стать победителем электронного аукциона. При этом непредставление указанного письма может послужить основанием для непринятия заказчиком товара и одностороннего отказа от исполнения контракта.
Таким образом, исходя из пункта 2.3 технического задания, изложенного в приложении к аукционной документации N1 "Описание объекта закупки" поставщик обязан предоставить авторизационное письмо производителя, и возможности его непредставления поставщиком аукционной документацией не предусмотрена.
Кроме того, Комиссией принята во внимание позиция, изложенная в письме Минэкономразвития РФ от 17 июня 2016 г. N ОГ-Д28-8128 "Об изменении условий долгосрочных госконтрактов при сокращении лимитов бюджетных обязательств; о требованиях, устанавливаемых в документации об электронном аукционе" согласно которой, устанавливать в документации об аукционе требование к участнику аукциона о наличии прямого дистрибьюторского контракта с производителем или письма от производителя о праве на продажу товара на территории Российской Федерации неправомерно.
Ввиду вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу об установлении заказчиком излишнего требования о наличии авторизационного письма производителя, подтверждающее возможность поставить оборудование, предназначенное для поставки на таможенную территорию РФ, что противоречит требованиям части 1, части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Таким образом, довод жалобы, касающийся данного требования к поставщику, признан Комиссией обоснованным.
Кроме того, Комиссия учла пояснение заказчика, в котором заказчик отмечает, что заказчиком дано разъяснение на электронной площадке в порядке статьи 64 Закона о контрактной системе, относительно того, что "по смыслу пункта 2.3. Технического задания требование к Поставщику о предоставлении авторизационного письма производителя, подтверждающего возможность поставить оборудование, предназначенное для поставки на таможенную территорию РФ относится к стадии исполнения государственного контракта со сроком исполнения: "до приемки товара Заказчиком". Причем наличие или отсутствие авторизационного письма не является основанием для отказа в приемке товара".
Комиссия отмечает, что данная формулировка разъяснения изменяет суть положений аукционной документации, поскольку противоречит формулировке "поставщик обязан предоставить авторизационное письмо производителя", что не соответствует требованиям статьи 65 Закона о контрактной системе.
Согласно одному из доводов жалобы, податель жалобы считает, что аукционная документация содержит незаконное требование к году выпуска поставляемого товара, которое приводит к тому, что в закупке не смогут принять участие поставщики, имеющие возможность поставить товар, который является новым товаром в толковании Закона о контрактной системе, но выпущен ранее 2016 года.
Проанализировав документацию об электронном аукционе, Комиссия установила следующее.
Согласно пункту 2.3 технического задания, изложенного в приложении к аукционной документации N1 "Описание объекта закупки" "все поставляемое оборудование должно быть новым (не ранее 2016 г. выпуска, не быть в употреблении, не проходить ремонт, в том числе восстановление, замену составных частей, восстановление потребительских свойств), свободным от прав на него третьих лиц и других обременений, не должно быть предметом спора или залога".
Вместе с тем, из пояснений заказчика следует, что "Особенностью развития информатизации является высокая динамичность процессов, быстрое развитие информационно технологий и такое же быстрое старение существующих. Данная закупка осуществляется заказчиком в целях исполнения мероприятия "Приобретение, установка, модернизация программного обеспечения и оборудования, необходимого для функционирования КГБУ "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг" и его структурных подразделений" государственной программы Красноярского края "Развитие информационного общества" утвержденной постановлением Правительства Красноярского края от 30.09.2013 N 504-п. Данное мероприятие рассчитано на несколько лет и тесно связано с другими мероприятиями государственной программы направленными на посторонние информационной и информационно - телекоммуникационной инфраструктуры Красноярского края и оказания государственных услуг. Учитывая долгосрочность данных мероприятий и высокую динамику развития рынка вышеуказанного товара (специфика производства данного оборудования заключается в том, что одна и также модель оборудования комплектуется разной элементной базой, чем позже выпуск модели, тем новее элементная база), агентство ввело подобный критерий в конкурсную документацию, чтобы в результате получить "новый", но не "устаревший" товар, что в конечном итоге может привести к нерациональному расходованию бюджетных средств и возможно дополнительным закупкам товара".
Таким образом, Комиссия не признает довод подателя жалобы, касающийся требования к году выпуска товара, как обоснованный, ввиду следующего:
- требования к описанию объекта закупки, установлены в статье 33 Закона о контрактной системе, иных требований к описанию объекта закупки (в том числе правил и ограничений или требований к форме его описания) законодательством о контрактной системе не предусмотрено;
- подателем жалобы не было представлено доказательств, свидетельствующих о том, что содержащиеся в описании объекта закупки требования создали одному участнику закупки преимущество перед другими, либо являются непреодолимыми, неисполнимыми для потенциальных участников закупки;
- согласно статье 10 Закона о контрактной системе заказчики при планировании и осуществлении закупок должны исходить из приоритета обеспечения государственных и муниципальных нужд путем закупок инновационной и высокотехнологичной продукции;
- год выпуска, в случае закупки средств автоматизации, является важным параметром с точки зрения технологической новизны оборудования;
- пункт 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе предоставляет исключительное право заказчику, при необходимости, излагать функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки ровно в том объеме, в котором у него существует потребность;
- действующим законодательством Российской Федерации не установлено требование о расширении конкуренции до всех без исключения потенциальных участников, если следствием данного расширения станет вероятность получения заказчиком товаров, не отвечающих первоначальным потребностям в части функционально-технических характеристик.
Согласно одному из доводов жалобы, по мнению ее подателя, инструкция по заполнению заявок содержит ряд терминов, которые не могут быть объективно поняты участниками торгов. Характеристики "не хуже", "не лучше", "хуже", "лучше" не носят объективного и разъясняющего характера, а представляют собой оценочное мнение, которое не может быть проверено на предмет его соответствия действительности, поскольку критериев толкования и оценки, что является лучше и хуже применительно к техническим параметрам, не существует.
В соответствии с положениями пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе заказчик обязан установить в документации о закупке требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкцию по ее заполнению.
Проанализировав документацию об электронном аукционе, Комиссия установила, что в ее состав включено приложение N 3 "Инструкция по заполнению заявки на участие в электронном аукционе".
Таким образом, поскольку Законом о контрактной системе не установлено требований к содержанию инструкции по заполнению заявки, то действие заказчика, как в принципе включившего в состав аукционной документации инструкцию, признается Комиссией надлежащим исполнением требований Закона о контрактной системе в отношении включения в состав документации инструкции по заполнению заявок.
Вместе с тем, указанная инструкция, по мнению подателя жалобы, вводит участников закупки в заблуждение, что может привести к необоснованному отклонению заявок на участие в электронном аукционе.
Проанализировав приложение N3 к аукционной документации Комиссия установила, что инструкция по заполнению заявки на участие в электронном аукционе содержит следующие указания:
Если в описании объекта закупки значения технических параметров, для которых установлены минимальные значения (сопровождаются словами "не менее", "не меньше", "от", "не хуже", "не ниже", "не уже", "знак "", "не меньше", "не ранее") участнику закупки необходимо указать конкретные значения показателей, равные или превышающие значения, установленные настоящей документацией.
Если в описании объекта закупки значения технических параметров, для которых установлены максимальные значения (сопровождаются словами "не более", "не больше", "до", "не выше", "не превышает", знак "", "не лучше", "не больше", "не позже") участнику закупки необходимо указать конкретные значения показателей, равные или меньшие значений, установленных настоящей документацией.
Если в описании объекта закупки значения технических параметров для которых установлены минимальные значения (сопровождаются словами "более", "выше", знак ">", "лучше", "больше", "позже") участнику закупки необходимо указать конкретные значения показателей, превышающие значения, установленные настоящей документацией, т.е установленное значение в описании объекта закупки не включительно.
Если в описании объекта закупки значения технических параметров, для которых установлены максимальные значения (сопровождаются словами "менее", "хуже", "ниже", знак "<", "ранее") участнику закупки необходимо указать конкретные значения показателей меньшие значений, установленных настоящей документацией, т.е установленное значение в описании объекта закупки не включительно.
Однако, согласно пункту 2 части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться, в том числе, следующими правилами: использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Комиссией не установлен факт наличия в технических регламентах или иных стандартах, таких пороговых значений показателей и свойств продукции, как "хуже", "лучше", "не хуже", "не лучше". Кроме того, документация об электронном аукционе, в том числе, в части инструкции по подготовки заявки, не содержит указания, как определить конкретные значения показателей, сопровождающихся такими пороговыми значениями, которое однозначно будет понято всеми участниками закупки.
Вместе с тем, проанализировав документацию к электронному аукциону, в том числе в части описания объекта закупки, Комиссия не установила, что показатели товара сопровождаются словами "хуже", "лучше", "не хуже", "не лучше".
Таким образом, Комиссия не установила, что вышеуказанные максимальные показатели, содержащиеся в инструкции по заполнению заявки, могут ввести в заблуждение участников электронного аукциона и привести к отклонению заявок, поданных с целью участия в нем. Ввиду чего, довод жалобы, касающийся инструкции по заполнению заявок, признан Комиссией необоснованным.
Кроме того, согласно пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе, наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно части 1 статьи 22 Закона о контрактной системе, начальная (максимальная) цена контракта и в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяются и обосновываются заказчиком посредством применения следующего метода или нескольких следующих методов:
1) метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка);
2) нормативный метод;
3) тарифный метод;
4) проектно-сметный метод;
5) затратный метод.
В соответствии с частью 5 статьи 22 Закона о контрактной системе, в целях применения метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) могут использоваться общедоступная информация о рыночных ценах товаров, работ, услуг в соответствии с частью 18 настоящей статьи, информация о ценах товаров, работ, услуг, полученная по запросу заказчика у поставщиков (подрядчиков, исполнителей), осуществляющих поставки идентичных товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам, или при их отсутствии однородных товаров, работ, услуг, а также информация, полученная в результате размещения запросов цен товаров, работ, услуг в единой информационной системе.
Обоснование начальной (максимальной) цены контракта содержится в Приложении N2 к аукционной документации.
Комиссией установлено, что начальная (максимальная) цена контракта была определена Заказчиком посредством применения метода сопоставимых рыночных цен.
Согласно части 1 статьи 99 Закона о контрактной системе, в соответствии с Закона о контрактной системе и иными нормативными правовыми актами, правовыми актами, определяющими функции и полномочия государственных органов и муниципальных органов, контроль в сфере закупок осуществляют следующие органы контроля в пределах их полномочий:
1) федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, контрольный орган в сфере государственного оборонного заказа, органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления муниципального района, органы местного самоуправления городского округа, уполномоченные на осуществление контроля в сфере закупок;
2) федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, органы управления государственными внебюджетными фондами;
3) органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, определенные в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 99 Закона о закупках, контроль в сфере закупок, за исключением контроля, предусмотренного частями 5, 8 и 10 настоящей статьи, с учетом части 4 настоящей статьи осуществляется: 1) федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, путем проведения:
а) плановых проверок в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений при осуществлении закупок для обеспечения федеральных нужд, в отношении специализированных организаций, выполняющих в соответствии с настоящим Федеральным законом отдельные полномочия в рамках осуществления закупок для обеспечения федеральных нужд, в отношении операторов электронных площадок;
б) внеплановых проверок в отношении субъектов контроля.
Согласно части 8 статьи 99 Закона о закупках, органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль (за исключением контроля, предусмотренного частью 10 настоящей статьи) в отношении:
1) соблюдения требований к обоснованию закупок, предусмотренных статьей 18 настоящего Федерального закона, и обоснованности закупок;
2) соблюдения правил нормирования в сфере закупок, предусмотренного статьей 19 настоящего Федерального закона;
3) обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), включенной в план-график;
4) применения заказчиком мер ответственности и совершения иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
5) соответствия поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги условиям контракта;
6) своевременности, полноты и достоверности отражения в документах учета поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги;
7) соответствия использования поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги целям осуществления закупки.
Таким образом, учитывая, что заказчиком и уполномоченным органом не представлены копии запросов о предоставлении коммерческих предложений, послуживших обоснованием НМЦК с приложением описания требующихся заказчику характеристик и показателей товара (не представлено Приложение на 1 листе в 1 экземпляре, на которое идет ссылка в сопроводительном письме запроса), Комиссия приняла решение передать материалы жалобы в органы внутреннего государственного финансового контроля для рассмотрения на предмет соответствия действий заказчика требованиям Закона о контрактной системе в части обоснования начальной (максимальной) цены контракта.
Руководствуясь частями 3, 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктом 3.34 Приказа ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, котировочной или аукционной комиссии, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Красноярского УФАС России приняла следующее решение:
1. Признать жалобу АНО содействия юридическому просвещению "Центр юридического мониторинга" частично обоснованной.
2. Признать заказчика, уполномоченный орган нарушившими требования статьи 64, статьи 65 Закона о контрактной системе.
3. Предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе заказчику, уполномоченному органу не выдавать в связи с тем, что Красноярским УФАС России ранее выдавалось предписание об устранении нарушений по аналогичной жалобе ООО "Сервис-Енисей Плюс"" (решение N 1496, предписание N 1496).
4. Передать материалы жалобы АНО содействия юридическому просвещению "Центр юридического мониторинга" в органы внутреннего государственного финансового контроля, осуществляющего контроль в отношении обоснования начальной (максимальной) цены контракта.
Председатель Комиссии |
О.П. Харченко |
|
|
Члены Комиссии |
Т.М. Чудинова |
|
|
|
А.А. Кириллова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 15 сентября 2016 г. N 1508
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.09.2016