Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия по контролю закупок в составе:
Председатель комиссии - |
".."., руководитель Управления; |
Члены комиссии: |
"_"., Вр.и.о. начальника отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти, ".."., главный специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти, ".."., специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти, |
при участии сторон:
1.Государственного заказчика - Федерального государственного бюджетного учреждения детский санаторий "Озеро Шира" (далее - ФГБУ ДС "Озеро Шира"):
-"_", по доверенности от 11.05.2016 года N 6,
-"_", по доверенности от 14.09.2016 года N 15,
2. Заявителя - Индивидуального предпринимателя "_"(далее- ИП "_".),
-"_", по доверенности от 14.09.2016 года N 2,
рассмотрев жалобу N 248/КС ИП "_". на действия государственного заказчика - ФГБУ ДС "Озеро Шира" при проведении электронного аукциона на поставку сметаны, творога, сыра (закупка N 0380100006116000169), и результаты проведения внеплановой проверки действий указанного заказчика и уполномоченного органа, содержащие признаки нарушения Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок),
на заседании комиссии по рассмотрению жалобы велась аудиозапись,
УСТАНОВИЛА:
В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия 08.09.2016 г. входящий N 960 поступила жалоба ИП ".." на действия государственного заказчика - ФГБУ ДС "Озеро Шира" при проведении электронного аукциона на поставку сметаны, творога, сыра (закупка N 0380100006116000169).
В своей жалобе заявитель указывает, что аукционная документация составлена с нарушениями Закона о контрактной системе в сфере закупок, и приводит следующие доводы.
1.В техническом задании присутствует требование о наличии санитарного паспорта на автомобили, осуществляющие доставку продуктов.
Тогда как, требование наличия оформленного в установленном порядке санитарного паспорта на специально предназначенные или специально оборудованные транспортные средства для перевозки пищевых продуктов отменено.
2. По позиции N2 Технического задания требуется поставить - Сыр полутвердый, "Российский". "Голландский", Сыр Фасован в заводскую упаковку из полимерного материала весом - не более 600г.
В соответствии с ГОСТом 32260-2013 "Сыры полутвердые" минимальный вес одной булки сыра "Российский" составляет 1 кг, а минимальный вес одной булки сыра "Голландский" составляет 1,8 кг. То есть оба вида сыра весят более требуемых 600 граммов.
По позициям N2 и N3 в общем количестве указаны несколько видов продуктов (сыр "Российский" и сыр "Голландский") без разбивки количества по видам. Учитывая, что себестоимость разных видов продуктов может существенно разниться, у заказчика появляется возможность после заключения контракта требовать поставлять более дорогие продукты. Заявитель считает необходимым указывать конкретное количество каждого вида продуктов.
Заявитель просит:
1. Провести внеплановую проверку заказчика по электронному аукциону 0380100006116000169 "На поставку сметаны, творога, сыра".
Присутствующий на рассмотрении жалобы представитель заявителя, устно поддержал доводы жалобы, а также добавил, что действия заказчика по установлению вышеперечисленных требований влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В адрес антимонопольного органа 14.09.2016 года вх. N 4943 от государственного заказчика поступил пакет документов с пояснениями в которых указано следующее.
Заказчик в аукционной документации, в проекте контракта не устанавливал требования о наличии оформленного в установленном порядке санитарного паспорта на специально предназначенные или специально оборудованные транспортные средства для перевозки пищевых продуктов.
Заказчик установил: Транспортирование сырья и пищевых продуктов должно отвечать требованиям СанПиН 2,3.6. 1079-01: в частности автотранспорт Поставщика должен обеспечивать сохранение качества и безопасности продуктов питания, иметь санитарный паспорт; лица, сопровождающие продовольственное сырье и пищевые продукты должны иметь санитарную одежду и личную медицинскую книжку установленного образца.
При организации лечебного питания, что является частью лечебного процесса и входит в число основных лечебных мероприятий при подборе индивидуального диетического питания для детей с показаниями, подборе белковой диеты, со склада на кухню отпускается сыр малыми порциями, Заказчик вынужден заказывать сыр полутвердый в заводской упаковки не большим весом.
При составлении технического задания, Заказчик запросил ассортимент сыра полутвердого, в данном случае объединив два вида сыра в одну позицию "Российский", "Голландский". Данное решение обоснованно по следующим причинам: в соответствии с ГОСТ 32260-2013 у сыра "Российского", "Голландского" совпадают основные показатели при формировании начально - максимальной цены контракта, условные поставщики предоставили коммерческие предложения в которых предлагают сыр "Российский", "Голландский" по одной цене за кг.
Присутствующие на рассмотрении жалобы представители заказчика устно подтвердили доводы, изложенные в пояснениях.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия установила, что все истребованные у государственного заказчика и уполномоченного органа документы и информация о размещении вышеуказанной закупки представлены на рассмотрение жалобы N 248/КС в полном объеме.
В результате анализа и оценки информации и документов в рамках рассмотрения жалобы по существу, комиссия пришла к следующим выводам.
01.09.2016 года на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru и на электронной торговой площадке ЗАО "Сбербанк-АСТ" размещена информация (извещение, аукционная документация, сметы) о проведении электронного аукциона на поставку сметаны, творога, сыра (закупка N 0380100006116000169).
Заказчиком электронного аукциона выступает ФГБУ ДС "Озеро Шира".
Документация об электронном аукционе N0380100006116000169 утверждена заместителем главного врача по экономическим вопросам ФГБУ ДС "Озеро Шира" "_".
Начальная (максимальная) цена контракта 309 621 рублей 46 копеек.
1.По первому доводу заявителя о наличии санитарного паспорта на автомобили, осуществляющие доставку продуктов.
В соответствии с частью 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в сфере закупок, в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки. В случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.
В техническом задании аукционной документации, а также в пункте 6.2. Раздела "Сдача-приёмка товара" проекта контракта указано: Транспортирование сырья и пищевых продуктов должно отвечать требованиям СанПиН 2,3.6. 1079-01: в частности автотранспорт Поставщика должен обеспечивать сохранение качества и безопасности продуктов питания, иметь санитарный паспорт; лица, сопровождающие продовольственное сырье и пищевые продукты должны иметь санитарную одежду и личную медицинскую книжку установленного образца.
Согласно Раздела 7 "Требования к транспортировке, приему и хранению сырья, пищевых продуктов" Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 8 ноября 2001 г. N 31 "О введении в действие санитарных правил организации общественного питания санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья санитарно-эпидемиологические правила СП 2.3.6.1079-01 (далее- Санитарно-эпидемиологические правила СП 2.3.6.1079-01):
7.1. В целях предупреждения возникновения и распространения массовых инфекционных заболеваний транспортирование сырья и пищевых продуктов осуществляется специальным, чистым транспортом, на который в установленном порядке выдается санитарный паспорт.
7.2. Кузов автотранспорта изнутри обивается материалом, легко поддающимся санитарной обработке, и оборудуется стеллажами.
7.3. Лица, сопровождающие продовольственное сырье и пищевые продукты в пути следования и выполняющие их погрузку и выгрузку, пользуются санитарной одеждой (халат, рукавицы и др.), имеют личную медицинскую книжку установленного образца с отметками о прохождении медицинских осмотров, результатах лабораторных исследований и прохождении профессиональной гигиенической подготовки и аттестации.
Федеральным законом от 19.07.2011 N 248-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с реализацией положений Федерального закона "О техническом регулировании", вступившим в силу с 21 октября 2011 года, в Федеральный закон от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" были внесены изменения.
Подпунктом "б" пункта 10 статьи 36 Федерального закона N 248-ФЗ внесено изменение в пункт 4 статьи 19 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов": в статье 19: в пункте 4 слова ", имеющие оформленные в установленном порядке санитарные паспорта" исключить.
Пункт 4 статьи 19 Федерального закона N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" в редакции, действующей с 21 октября 2011 года, сформулирован следующим образом: "Для перевозок пищевых продуктов должны использоваться специально предназначенные или специально оборудованные для таких целей транспортные средства".
Наличие санитарного паспорта на специально предназначенные или специально оборудованные транспортные средства для перевозки пищевых продуктов с 21 октября 2011 года не требуется.
Обязанность контроля технического и санитарно-гигиенического состояния указанных транспортных средств законодательством возложена на перевозчика.
Таким образом, в техническом задании, а также в пункте 6.2. Раздела "Сдача-приёмка товара" проекта контракта, в нарушение части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в сфере закупок, установлены условия приемки (в части наличия санитарного паспорта на автотранспорт поставщика), которые не предусмотрены действующим законодательством.
Кроме того, на рассмотрении жалобы представителями заказчика также подтвержден факт того, что установленная форма санитарного паспорта отсутствует и при приемки товара заказчик руководствуется иными документами (договорами, справками).
Довод заявителя жалобы нашел свое подтверждение.
2.По доводу заявителя о том, что требование к упаковке весом - не более 600г., противоречит ГОСТу 32260-2013 "Сыры полутвердые". Об указании в одной позиции (сыр "Российский" и сыр "Голландский") без разбивки количества по видам.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок,
1. Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Техническое задание аукционной документации содержит следующие требования к товару:
Наименование |
Характеристика |
Ед. изм. |
Количество |
Сыр |
полутвердый, "Российский", "Голландский", массовая доля жира в пересчете на сухое вещество 50 |
кг |
80 |
Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22 ноября 2013 г. N 2072-ст введен в действие "Межгосударственный стандарт сыры полутвердые технические условия ГОСТ 32260-2013" (далее-ГОСТ 32260-2013). Настоящий стандарт распространяется на полутвердые сыры с массовой долей влаги в обезжиренном веществе <*> от 54,0% до 69,0% (далее - сыры), изготовляемые из коровьего молока и продуктов, полученных из коровьего молока: обезжиренного молока и сливок, предназначенные для непосредственного употребления в пищу или дальнейшей переработки.
Согласно части 4 ГОСТа 32260-2013 Классификация сыров:
4.2. Сыры изготовляют в следующем ассортименте:
- с низкой температурой второго нагревания - Российский, Голландский, Костромской, Ярославский, Эстонский, Степной, Угличский, Латвийский.
Согласно части 5 ГОСТа 32260-20135, технические требования:
5.1.2. По форме, размерам и массе сыры должны соответствовать требованиям, указанным в таблице 1.
Таблица 1.
Наименование сыра |
Форма |
Длина |
Ширина |
Высота |
Диаметр |
Масса, кг |
Российский |
Низкий цилиндр со слегка выпуклой боковой поверхностью и округленными гранями |
- |
- |
От 12 до 16 включ. |
От 32 до 38 включ. |
От 10,5 до 18,0 включ. |
- |
- |
От 10 до 16 включ. |
От 24 до 28 включ. |
От 4,7 до 11,0 включ. |
||
- |
- |
От 5 до 12 включ. |
От 12 до 18 включ. |
От 1,0 до 2,5 включ. |
||
Прямоугольный брусок со слегка выпуклыми боковыми поверхностями и округленными гранями |
От 27 до 34 включ. |
От 14 до 17 включ. |
От 10 до 12 включ. |
- |
От 4,0 до 7,5 включ. |
|
От 32 до 34 включ. |
От 15 до 17 включ. |
От 10 до 12 включ. |
- |
От 5,0 до 7,5 включ. |
||
Голландский |
Шаровидная, с равномерной осадкой |
- |
- |
От 10 до 16 включ. |
От 12 до 16 включ. |
От 1,8 до 2,5 включ. |
Прямоугольный брусок со слегка выпуклыми боковыми поверхностями и округлыми гранями |
От 24 до 30 включ. |
От 12 до 15 включ. |
От 9 до 12 включ. |
- |
От 2,5 до 6,0 включ. |
Таким образом, в соответствии с ГОСТом 32260-2013 минимальный вес одной булки сыра "Российский" составляет 1 кг, а минимальный вес одной булки сыра "Голландский" составляет 1,8 кг.
Поскольку заказчиком в техническом задании указаны контрактные наименования сыров "Российский, Голландский", при описании характеристик заказчику необходимо было руководствоваться ГОСТом 32260-2013.
В нарушении, пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, заказчиком указаны характеристики товара которые противоречат ГОСТу 32260-2013.
Довод заявителя нашел свое подтверждение.
По доводу заявителя, о указании в одной позиции (сыр "Российский" и сыр "Голландский") без разбивки количества по видам.
На этапе обоснования начальной (максимальной) цены контракта, государственным заказчиком - получены ответы от потенциальных участников электронного аукциона, и установлено, что поставить необходимый заказчику товар могут:
- ИП "..".,
- ИП "..".,
- ИП "..".
Комиссией антимонопольного органа при принятии решения, также учитывалось, что согласно Протокола рассмотрения первых частей заявок от 09.09.2016 года на участие в аукционе было подано 4 заявки, что свидетельствует об отсутствии затруднений для поставки Российского" и "Голландского" сыров, без предварительной разбивки по количеству каждого.
Таким образом, данный довод заявителя не нашел своего подтверждения.
На основании вышеизложенного, в ходе рассмотрения жалобы по существу, не все доводы заявителя нашли свое подтверждение, что дает основание признать жалобу ИП "..". частично обоснованной.
В соответствии с положениями части 3.30 Административного регламента, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 года N 727/14, комиссией антимонопольного органа при рассмотрении жалобы N 248/КС также осуществлялась внеплановая проверка соблюдения законодательства о контрактной системе в сфере закупок. Эта проверка проводилась в соответствии с положениями части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
Согласно части 15 статьи 99 Закон о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок проводит внеплановую проверку по следующим основаниям - получение обращения участника закупки либо осуществляющих общественный контроль общественного объединения или объединения юридических лиц с жалобой на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего. Рассмотрение такой жалобы осуществляется в порядке, установленном главой 6 настоящего Федерального закона. В случае, если внеплановая проверка проводится на основании жалобы участника закупки, по результатам проведения указанной проверки и рассмотрения такой жалобы принимается единое решение.
В результате проведения внеплановой проверки размещения закупки нарушений не выявлено.
В соответствии с частью 3.33 Административного регламента, пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок по результатам проведения указанной проверки и рассмотрения жалобы принимается единое решение.
Согласно пункта 3.35 Административного регламента, в случаях, если при рассмотрении жалобы или проведения внеплановой проверки выявлены нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, Комиссия выдает предписание об устранении допущенных нарушений.
Комиссия вправе не выдавать предписание только в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе, которые не повлияли или не могли повлиять на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок, установлено, что при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Комиссией антимонопольного органа установлено, что выявленные нарушения повлияли на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), в связи с чем, решено выдать предписание об устранении выявленных нарушений.
Кроме того, вышеуказанные действия заказчика содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании вышеизложенного и руководствуясь положениями пункта 2 части 1 статьи 33, части 13 статьи 34,части 15 статьи 99, части 8 статьи 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок, пунктов 3.30, 3.33,3.35 Административного регламента, комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия по контролю закупок,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу N 248/КС ИП "..". на действия государственного заказчика - Федерального государственного бюджетного учреждения детский санаторий "Озеро Шира" при проведении электронного аукциона на поставку сметаны, творога, сыра (закупка N 0380100006116000169) частично обоснованной.
2. Признать государственного заказчика - ФГБУ ДС "Озеро Шира" нарушившим пункт 2 части 1 статьи 33, часть 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
3. Государственному заказчику - ФГБУ ДС "Озеро Шира" выдать Предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе в сфере закупок.
4. Передать материалы жалобы по выявленным нарушениям Закона о контрактной системе в сфере закупок соответствующему должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия для рассмотрения вопроса о наличии в действиях заказчика - ФГБУ ДС "Озеро Шира" признаков состава административного правонарушения.
Примечание: решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы, может быть обжаловано в Арбитражном суде Республики Хакасия в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии: |
".." |
Члены комиссии: |
".." ".." ".." |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия от 15 сентября 2016 г. N 248
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.09.2016