Резолютивная часть объявлена 14.09.2016 г.Ханты-Мансийск
Изготовлено в полном объеме 19.09.2016
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Комиссия Управления) по контролю в сфере закупок (размещения заказов) товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в составе:
Председателя комиссии:
- Демкин А.В. - Руководитель Управления;
Членов комиссии:
- Плеханов А.Н. - Начальник отдела Управления;
- Капаклы А.Д. - Ведущий специалист-эксперт отдела Управления.
от Заявителя - не явились, уведомлены надлежащим образом;
от Заказчика - не явились, уведомлены надлежащим образом.
рассмотрев жалобу ООО "СТРОЙИНВЕСТ" (далее - Заявитель) от 07.09.2016 N1418-ж на действия Заказчика - Казенное общеобразовательное учреждение ХМАО - Югры "Кадетская школа-интернат имени героя Советского Союза Безноскова Ивана Захаровича" при проведении электронного аукциона, предметом которого является выполнение работ по текущему ремонту объекта КОУ "Кадетская школа-интернат имени Героя Советского Союза Безноскова Ивана Захаровича" (извещение N0887200001716000011) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона.
По мнению Заявителя его права и интересы нарушены действиями Заказчика, в части формирования аукционной документации с нарушением Закона о контрактной системе.
1. Заказчиком в Проекте контракта неправомерно установлено требование, что срок действия банковской гарантии, предоставление которой выбирается участником закупки в качестве обеспечения исполнения контракта, должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц, если иные положения конкурсной документации не дают возможности установить конкретный минимальный срок банковской гарантии.
2. В нарушение п. 7 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение Заказчика не содержит информацию о порядке предоставления обеспечения исполнения заявки. Вместо этого указано: "оператору электронной площадки".
3. Заказчиком в Проекте контракта установлено следующее:
"2.3. Расчеты по Контракту производятся в следующем порядке:
2.3.1. Авансовые платежи по Контракту не предусмотрены.
2.3.2. Окончательный расчет осуществляется в рублях путем перечисления Заказчиком денежных средств на расчетный счет Подрядчика в течение 20 рабочих дней со дня подписания Акта сдачи-приемки работы (по форме КС-2) (Акта взаимосверки обязательств в случаях, предусмотренных Контрактом), на основании представленного Подрядчиком счета и счета-фактуры, а также справки о стоимости выполненных работ (по форме КС-3)".
Налоговым законодательством установлен специальный налоговый режим в виде упрощенной системы налогообложения, применение которой организациями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций. Организации, применяющие УСНО, не признаются плательщиками НДС, за исключением НДС при ввозе товаров на таможенную территорию РФ, а также НДС, уплачиваемого в соответствии со ст. 174.1 НК РФ.
Пунктом 3 ст. 169 гл. 21 НК РФ предусмотрено, что составлять счета-фактуры обязаны плательщики налога на добавленную стоимость, реализующие товары (работы, услуги) на территории РФ. Кроме того, на основании п. 1 ст. 169 НК РФ счета-фактуры имеют право выставлять комиссионеры (агенты), в том числе применяющие УСНО, осуществляющие реализацию товаров (работ, услуг) от своего имени. В иных случаях организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, оформлять счета-фактуры не должны. Такое мнение высказывают и финансисты в Письме Минфина РФ от 03.11.2009 N 03-07-09/54.
Таким образом, если организация применяет УСНО, она не является плательщиком НДС (за исключением отдельных случаев, которые мы не рассматриваем).
Согласно ст. 169 НК РФ налогоплательщик обязан составлять счета-фактуры, вести журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур, книги покупок и книги продаж при совершении операций, признаваемых объектом налогообложения в соответствии с гл. 21 НК РФ. Поэтому счет-фактуру "упрощенец" выставлять не должен, что и подтверждает Минфин. Тем более что счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия покупателем предъявленных продавцом товаров (работ, услуг), имущественных прав (включая комиссионера, агента, которые осуществляют реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав от своего имени) сумм НДС к вычету в порядке, предусмотренном гл. 21 НК РФ (ст. 169 НК РФ). Таким образом, установление Заказчиком данного условия неправомерно.
В ходе рассмотрения доводов Заявителя Комиссией Управления установлено следующее.
1. В соответствии с требованиями части 1 и 2 статьи 24 Закона о контрактной системе Заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Извещение и аукционная документация о проведении электронного аукциона, предметом которого является выполнение работ по текущему ремонту объекта КОУ "Кадетская школа-интернат имени Героя Советского Союза Безноскова Ивана Захаровича" (извещение N0887200001716000011) размещены на официальном сайте единой информационной системы 22.07.2016.
1. Закон о контрактной системе не устанавливает правил, регулирующих срок действия контракта.
Согласно п. п. 1, 3 ст. 425 ГК РФ контракт становится обязательным для сторон с момента его заключения и по общему правилу действует до определенного в нем момента окончания исполнения сторонами обязательств.
В соответствии с частью 3 статьи 96 Закона о контрактной системе, исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
Пунктом 3.3 проекта контракта установлен срок выполнения работ: работы должны быть закончены в срок не позднее "30" ноября 2016 г.
Пунктом 10.4 проекта контракта установлено требование к сроку действия банковской гарантии для обеспечения исполнения контракта: срок действия обеспечения исполнения Контракта в форме банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
Пунктом 13.1. проекта контракта установлено, что контракт вступает в силу со дня подписания его Сторонами и действует до 30 ноября 2016 г. С 01 декабря 2016 г. обязательства Сторон по Контракту прекращаются, за исключением обязательств по оплате услуг, гарантийных обязательств, обязательств по возмещению убытков и выплате неустойки.
Из письма Министерства экономического развития Российской Федерации от 7 октября 2014 г. N Д28и-2103 следует, что установление срока предоставления обеспечения исполнения контракта в документации о закупке должно осуществляться заказчиком с учетом срока исполнения основного обязательства поставщиком (подрядчиком, исполнителем). При этом гарантийный срок не включается в срок действия обеспечения исполнения контракта, за исключением случаев, при которых условиями контракта на выполнение работ предусмотрены гарантийные обязательства подрядчика в отношении объекта, созданного в результате выполнения таких работ.
Таким образом, положения проекта контракта не противоречат нормам действующего законодательства о контрактной системе, доводы Заявителя не нашли своего подтверждения.
2. Согласно пункту 7 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать размер и порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок на участие в закупке, а также условия банковской гарантии (если такой способ обеспечения заявок применим в соответствии с настоящим Федеральным законом).
Частью 8 статьи 44 Закона о контрактной системе установлено, что денежные средства, внесенные в качестве обеспечения заявок, при проведении электронных аукционов перечисляются на счет оператора электронной площадки в банке. Доходы, полученные оператором электронной площадки от размещения денежных средств, внесенных в качестве обеспечения заявок, подлежат выплате участникам электронных аукционов за период размещения указанных средств на счете оператора электронной площадки в банке с момента блокирования указанных средств до прекращения их блокирования в соответствии с положениями настоящей статьи на основании договора, заключенного оператором электронной площадки с каждым участником закупки при прохождении им аккредитации на электронной площадке.
В соответствии с частью 1 статьи 61 Закона о контрактной системе для обеспечения доступа к участию в электронных аукционах оператор электронной площадки осуществляет аккредитацию участников такого аукциона.
Для получения аккредитации участник электронного аукциона предоставляет оператору электронной площадки документы и информацию, указанные в части 2 статьи 61 Закона о контрактной системе.
Частью 4 статьи 61 Закона о контрактной системе в срок не более чем пять рабочих дней с даты поступления документов и информации, указанных в части 2 настоящей статьи, оператор электронной площадки обязан аккредитовать участника электронного аукциона или отказать этому участнику в аккредитации по основаниям, предусмотренным частью 6 настоящей статьи, а также направить ему уведомление о принятом решении.
В силу части 5 статьи 61 Закона о контрактной системе, предусмотренное частью 4 настоящей статьи уведомление должно также содержать информацию о реквизитах счета для проведения операций по обеспечению заявок на участие в электронных аукционах. Оператор электронной площадки обязан обеспечить аккредитованному на электронной площадке участнику такого аукциона доступ к участию в любых таких аукционах, проводимых на данной электронной площадке.
Как следует из материалов дела, в извещении о проведении электронного аукциона указано следующее: размер обеспечения заявок - 166069.30, порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок - оператору электронной площадки.
При этом в пункте 26 аукционной документации установлено, что денежные средства, внесенные в качестве обеспечения заявок, при проведении электронных аукционов перечисляются на счет оператора электронной площадки в банке.
Таким образом, порядок предоставления обеспечения заявок указан в извещении как "оператору электронной площадки", а положением аукционной документации конкретизировано, что денежные средства в качестве обеспечения заявок, при проведении электронных аукционов должны быть перечислены на счет оператора электронной площадки в банке, при это как следует из части 5 статьи 61 Закона о контрактной системе реквизиты счета для проведения операций по обеспечению заявок на участие в электронных аукционах будут указаны в уведомлении оператора площадки при осуществлении аккредитации.
На основании вышеизложенного, нарушение части 7 статьи 42 Закона о контрактной системе Комиссией Управления в действиях Заказчика не установлено.
3. Налоговым законодательством установлен специальный налоговой режим в виде упрощенной системы налогообложения, применение которой организациями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на прибыль организации, налога на имущество организации. Приведенные же доводы Заявителя говорят лишь об отсутствии обязанности перед налоговым органом на использование счетов-фактур для юридических лиц перешедших на упрощенную систему налогообложения (УСН). Однако в настоящее время для таких юридических лиц не существует запрета на составление "нулевых" счетов-фактур, которые широко используются повсеместно на территории Российской Федерации, когда юридическое лицо, находящееся в режиме упрощенной системы налогообложения составляет счета - фактуры с надписью "Без налога НДС" по просьбе своих контрагентов.
Обязанность по составлению счетов-фактур возложена налоговым законодательством на плательщиков НДС (ст. 169 НК РФ). При этом организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, не признаются плательщиками НДС, за исключением НДС, подлежащего уплате в соответствии с НК РФ при ввозе товаров на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, а также НДС, уплачиваемого в соответствии со статьей 174.1 НК РФ (при осуществлении операций в соответствии с договором простого товарищества (договором о совместной деятельности), договором доверительного управления имуществом или концессионным соглашением на территории РФ) (п. 2 ст. 346.11 НК РФ).
Поскольку обязанности по составлению "нулевых" счетов-фактур для организаций, применяющих УСН, НК РФ не установлено (как и запрета на их составление), то организация вправе оформлять такие счета-фактуры по просьбе контрагентов. Выставление таких счетов-фактур не приведет ни к декларированию НДС, ни к уплате налога организацией, применяющей УСН. Налоговая ответственность за оформление таких счетов-фактур главой 16 НК РФ не установлена. Не появится у организации, применяющей УСН, и право на применение налоговых вычетов по НДС (так же, как и в случае выделения НДС в гаком счете-фактуре).
Таким образом, исходя из норм налогового законодательства оформление организациями, не являющимися плательщиками налога на добавленную стоимость счетов-фактур возможно при заполнении только первой части журнала учета счетов - фактур и указании в счет-фактуре: "без налога НДС".
В то же время, помимо свободного применения "нулевых" счетов - фактур с пометкой "Без НДС на территории РФ, по решению сторон возможно изменение условий муниципального контакта, как в процессе его выполнения так и еще этапе заключение контракта, когда участник закупки в качестве подтверждения факта применения УСН предоставляет копию Уведомления о переходе на упрощенную систему налогообложения по форме N 26.2-1, утвержденной приказом ФНС России от 02.11.2012 N ММВ-7-3/829@ "Об утверждении форм документов для применения упрощенной системы налогообложения" возможно изменение условий муниципального контакта. В случае предоставления данного Уведомления у Заказчика не будет основания для отказа победителю торгов в принятии иных платежных документов вместо "нулевых" счетов - фактур.
Изучив доводы сторон, Комиссия Управления пришла к выводу, что нарушения Закона о контрактной системе в действиях Заказчика отсутствуют.
Рассмотрев материалы дела, изучив представленные документы представителей сторон, руководствуясь положениями статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
решила:
1. Признать жалобу ООО "СТРОЙИНВЕСТ" от 07.09.2016 N1418-ж на действия Заказчика - Казенное общеобразовательное учреждение ХМАО - Югры "Кадетская школа-интернат имени героя Советского Союза Безноскова Ивана Захаровича" при проведении электронного аукциона, предметом которого является выполнение работ по текущему ремонту объекта КОУ "Кадетская школа-интернат имени Героя Советского Союза Безноскова Ивана Захаровича" (извещение N0887200001716000011) необоснованной.
2. Направить данное решение сторонам и опубликовать на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru).
Председатель Комиссии Демкин А.В.
Члены Комиссии: Плеханов А.Н.
Капаклы А.Д.
Примечание: В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 14 сентября 2016 г. N 03/КА
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.09.2016