Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере закупок в составе:
- заместителя руководителя Управления, председателя Комиссии;
- ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии;
- специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии,
при участии представителей:
- заказчика в лице Уральского регионального центра по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - (доверенность б/н от 25.05.2016 г.), (доверенность б/н от 17.08.2016 г.),
- в отсутствии представителей заявителя жалобы в лице ЗАО "Корпорация "Атомстройкомплекс", надлежащим образом уведомленного о месте и времени рассмотрения жалобы,
рассмотрев жалобу ЗАО "Корпорация "Атомстройкомплекс" (620075, г. Екатеринбург, ул. Белинского, 39) на действия (бездействие) заказчика в лице Уральского регионального центра по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (620014, г. Екатеринбург, ул. Шейнкмана, д.84), его комиссии при проведении закупки путем электронного аукциона (извещение N 0162100022916000029) на выполнение работ по реконструкции объекта: "Реконструкция пожарной части ФГКУ "1 отряд федеральной противопожарной службы для размещения специализированного пожарно-спасательного подразделения по защите от чрезвычайных ситуаций и крупных природных пожаров, г. Екатеринбург", в части наличия нарушений Федерального Закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии со ст. 99, 106 Закона о контрактной системе,
У С Т А Н О В И Л А:
В Свердловское УФАС России поступила жалоба ЗАО "Корпорация "Атомстройкомплекс" (вх. N 01-14280 от 08.09.2016 г.) на действия (бездействие) заказчика в лице Уральского регионального центра по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, его комиссии при проведении закупки в форме электронного аукциона (извещение N 0162100022916000029) на выполнение работ по реконструкции объекта: "Реконструкция пожарной части ФГКУ "1 отряд федеральной противопожарной службы для размещения специализированного пожарно-спасательного подразделения по защите от чрезвычайных ситуаций и крупных природных пожаров, г. Екатеринбург".
В своей жалобе заявитель указал, что положения аукционной документации нарушают Закон о контрактной системе в части описания объекта закупки, а именно:
- материалы, указанные заказчиком в п. 5, п. 30 Технического задания, отсутствуют в проектно-сметной документации;
- заказчиком не указаны назначения материалов по п. 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 14, 15, 16, 19, 25, 45, 61, 62, 63, 64;
- в требованиях к материалу по п. 3, п. 42 установлено требование о соответствии материалов недействующему ГОСТ.
Представители заказчика с доводами заявителя не согласились, просили признать жалобу необоснованной.
Проведя анализ всех представленных материалов, Комиссия Свердловского УФАС России пришла к следующим выводам.
29.07.2016 года в единой информационной системе заказчиком размещено извещение о проведении электронного аукциона N 0162100022916000029 и аукционная документация.
Начальная (максимальная) цена контракта составила 235 887 290,00 рублей.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии;
Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Комиссией установлено, что объем и содержание выполняемых работ определенно заказчиком в проектно-сметной документации, также приложением к части II "Задание на аукцион (описание объекта закупки)" установлены технические требования, качественные характеристики к используемому товару.
Вместе с тем, отсутствие прямого указания в проектно-сметной документации на используемый при выполнении работ материал не означает невозможности его использования при выполнении работ, поскольку выполнение строительно-монтажных работ по разработанным чертежам подразумевает, в том числе, выполнение корректировки проектной документации.
Согласно п. 1.5. Проекта государственного контракта при исполнении настоящего государственного контракта по согласованию Государственного заказчика с Подрядчиком допускается применение материалов и оборудования, качество, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) которых являются улучшенными по сравнению с качеством и соответствующими техническими и функциональными характеристиками, предусмотренными техническим заданием (Приложение N 1 к государственному контракту) и проектной документацией без изменения цены государственного контракта.
Таким образом, довод заявителя о том, что корректировка проектной документации не предусмотрена проектом государственного контракта, не находит своего подтверждения.
Поскольку проектно-сметная документация не является приложением к государственному контракту, внесение в нее необходимых изменений не будет являться изменением условий государственного контракта, ввиду чего нарушений действующего законодательства в действиях заказчика Комиссией не выявлено.
В соответствии со ст. 13 Закона о контрактной системе заказчиками осуществляются закупки для обеспечения федеральных нужд, нужд субъектов Российской Федерации и муниципальных нужд, в том числе для достижения целей и реализации мероприятий, предусмотренных государственными программами Российской Федерации (в том числе федеральными целевыми программами, иными документами стратегического и программно-целевого планирования Российской Федерации), государственными программами субъектов Российской Федерации (в том числе региональными целевыми программами, иными документами стратегического и программно-целевого планирования субъектов Российской Федерации), муниципальными программами.
При планировании и осуществлении закупок заказчик исходит из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных нужд в процессе реализации возложенных на него функций.
Законодательством о контрактной системе не предусмотрена обязанность заказчика указывать целевое назначение закупаемых материалов, обосновывать целесообразность применения тех или иных материалов, используемых при выполнении работ. Перечень материалов и их характеристики устанавливаются заказчиком исходя из его потребностей, и ограничены требованиями ст. 33 Закона о контрактной системе.
Исходя из вышеизложенного, довод заявителя об отсутствии в документации об аукционе указаний на назначения требуемых заказчиком материалов является несостоятельным.
Приложением к части II "Задание на аукцион (описание объекта закупки)" установлены технические требования, качественные характеристики к используемому товару, в том числе:
N п/п |
Наименование товара |
Наименование и значение показателей (минимальное и (или) максимальное) или значение, которое не может быть изменено) |
3. |
Бетон на цементном вяжущем |
Бетон должен быть тяжелый Бетон должен соответствовать ГОСТ 26633-2012 Класс прочности на сжатие не ниже В 15 Марка средней плотности от D 2000 до D 2500 Марка бетона по морозостойкости: не менее F50 Марка бетона по водонепроницаемости: W 2 или W 4 или W 6 или W 8 В качестве мелких заполнителей используется природный песок или песок из отсевов дробления горных пород. Наибольшая крупность заполнителя: от 20 до 40 мм |
42. |
Бетон |
Бетон должен соответствовать ГОСТ 26633-2012. Бетон должен быть тяжелый или мелкозернистый. Наибольшая крупность заполнителя должна быть не менее 10 мм. Класс прочности на сжатие бетона в проектном возрасте должен быть не ниже В25. Марка по морозостойкости должна быть не ниже F50. |
В перечне используемых материалов установлены требования к товарам "Бетон на цементном вяжущем" и "Бетон". В частности, описанием объекта закупки к указанным товарам установлено следующее требование: соответствие ГОСТ 26633-2012. Указанный ГОСТ является не действующим. Вместе с тем, заказчиком помимо ссылки на данный ГОСТ установлены определенные требования к значениям товара. Кроме того, доказательств того, что на рынке не имеется товара, соответствующего данному ГОСТу, Комиссии представлено не было, ввиду чего у Комиссии нет оснований полагать, что указанные требования являются фактором ограничивающим возможность подачи заявки.
На основании вышеизложенного и руководствуясь административным регламентом, утвержденным ФАС России от 19.11.2014 г. N714/14, ч.8 ст. 106 Федерального Закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Жалобу ЗАО "Корпорация "Атомстройкомплекс" признать необоснованной.
2. В действиях заказчика в лице Уральского регионального центра по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, его комиссии нарушений Закона о контрактной системе не выявлено.
3. Заказчику в лице Уральского регионального центра по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, его комиссии предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 14 сентября 2016 г. N 1248-З
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.09.2016