Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере закупок (далее по тексту - Комиссия) в составе:
при участии представителей:
- уполномоченного органа в лице Департамента государственных закупок Свердловской области - ,
- в отсутствие заказчика в лице Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Свердловской области "Областная станция переливания крови", надлежащим образом уведомленного о месте и времени рассмотрения жалобы,
проведя внеплановую проверку действий (бездействия) заказчика в лице Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Свердловской области "Областная станция переливания крови" (620014, г. Екатеринбург, ул. 8 марта, 13, 2 этаж), уполномоченного органа в лице Департамента государственных закупок Свердловской области (620004, г. Екатеринбург, ул. Малышева, 101), его комиссии при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на услуги по вывозу и термическому уничтожению опасных медицинских отходов (извещение N 0162200011816001235) в части соблюдения требований законодательства о контрактной системе в части наличия нарушений Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закона о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Свердловское УФАС России поступила информация (вх. N 01- 14146 от 06.09.2016 г.), направленная Департаментом государственных закупок Свердловской области от 05.09.2016 г., о нарушении заказчиком в лице Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Свердловской области "Областная станция переливания крови" при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на услуги по вывозу и термическому уничтожению опасных медицинских отходов (извещение N 0162200011816001235) Закона о контрактной системе.
В обращении содержится информация о неправомерном объединении в один электронный аукцион двух видов услуг по сбору, транспортировке и обезвреживанию медицинских отходов класса Б, В, которые не подлежат лицензированию, и аналогичных услуг на отходы класса Г, которые требуют лицензирования, что ведет к ограничению конкуренции при осуществлении закупки, а также установленном требовании к составу второй части заявки с нарушением норм Закона о контрактной системы, указывая на невозможность принятия объективного решения о соответствии или несоответствии заявки на участие в аукционе требованиям, установленным аукционной документацией.
Внеплановая проверка проведена в соответствии с п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе.
Согласно пп. "б" п.1 ч.3 ст.99 Закона о контрактной системе контроль в сфере закупок, за исключением контроля, предусмотренного частями 5, 8 и 10 настоящей статьи, с учетом части 4 настоящей статьи осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, путем проведения, в том числе, внеплановых проверок в отношении субъектов контроля.
Частью 15 ст.99 Закона о контрактной системе установлено, что контрольный орган в сфере закупок проводит внеплановую проверку в том числе, при поступлении информации о нарушении законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок (п.2.).
В силу п.2 ч.22 ст.99 Закона о контрактной системе при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
По обстоятельствам дела Комиссией установлено нижеследующее.
11 августа 2016 года на официальном сайте опубликовано извещение о проведении электронного аукциона N0162200011816001235 и аукционная документация на оказание услуг по вывозу и термическому уничтожению опасных медицинских отходов.
Начальная максимальная цена контракта составила 2 352 583,33 рублей.
25.08. 2016 г. аукционной комиссией была проведена процедура рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе, по ее итогам составлен протокол, подписанный присутствующими на заседании членами комиссии. В соответствии с указанным протоколом поступило 4 заявки от участников закупки, которые признаны соответствующими, все участники закупки допущены до процедуры электронного аукциона.
Согласно протоколу проведения электронного аукциона от 29.08.2016 г., размещенному на официальном сайте, предложения о цене контракта поступили от участников, заявкам которых присвоены порядковые номера 1, 2, 3, 4.
31 августа 2016 г. аукционной комиссией была проведена процедура подведения итогов электронного аукциона, по ее итогам составлен протокол, подписанный членами аукционной комиссии.
В соответствии с указанным протоколом заявки с порядковыми номерами 3, 1, 4 участников закупки ООО "Энерго", ООО "Экоменеджмент", ООО "Интер" соответственно признаны соответствующими требованиям аукционной документации.
По итогам закупочной процедуры между заказчиком в лице Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Свердловской области "Областная станция переливания крови" и победителем ООО "Энерго" заключен государственный контракт от 12.09.2016 г., сведения о котором размещены на официальном сайте от 13.09.2016 09:09 (МСК+2).
В соответствии с требованием п. 1 ч. 1 ст. 33 , п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе в п. 11.1 информационной карты аукционной документации установлено, что объектом закупки являются услуги по вывозу и термическому уничтожению опасных медицинских отходов.
Частью 2 аукционной документации установлено описание объекта закупки, техническое требование заказчика на оказание услуг, требование к транспортировке отходов, в том числе: общие требования к качеству и техническим характеристикам оказываемых услуг - оказание услуг по вывозу и термическому уничтожению опасных медицинских отходов класса "Б", "В" и "Г" (отходы непригодных к применению из-за срока давности химических реактивов лабораторий, лекарственных средств, в т.ч. цитостатиков, дезинфицирующих средств, отходы диагностических и лекарственных препаратов) с последующим захоронением отходов образовавшихся при обезвреживании биологических и медицинских отходов.
Также установлено, что с целью подтверждения безопасности и качества оказываемых услуг, а также соблюдения п. 5.12. СанПиН2.1.7.2790-10 исполнитель представляет, в том числе: копию действующей Лицензии на обезвреживание и размещение отходов I-1V классов опасности или Лицензии на сбор, использование, обезвреживание и размещение отходов I-IV классов опасности (полученную до вступления в силу ПП РФ от 05.02.2013 г. N 84) или Лицензии на сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение отходов I - IV классов опасности (полученную после вступления в силу Федерального закона от 29 декабря 2014 г. N 458-ФЗ). В лицензии должны быть указаны - перечень видов отходов (среди которых должны быть обозначены опасные отходы код 3130000000000 (код 74780000000 - по ФККО-2014), виды деятельности и мест ее осуществления (п. 4.2).
Согласно ч.3 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1 и 2 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе заказчик не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
Требования к участникам закупки установлены в п. 13.1 информационной карты аукционной документации.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе предусмотрено, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и информацию, в том числе документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона (п. 2).
Заказчиком в п.14.2 информационной карты аукционной документации установлено требование к содержанию, составу второй части заявки на участие в аукционе - действующие лицензии на право осуществления деятельности по обезвреживанию и размещение отходов I-IV классов опасности либо на право осуществления деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности либо с правом выполнения следующих видов работ по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности.
Согласно аукционной документации предметом закупки является оказание по вывозу и термическому уничтожению опасных медицинских отходов, в том числе класса "Г" для нужд заказчика.
Для оказания указанных услуг одним из требований к содержанию и составу части заявки на участие в аукционе являлось наличие копии действующей лицензии на деятельность по обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности.
Статьей 9 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах производства и потребления) предусмотрено, что лицензирование деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности.
В соответствии с пп. 30 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании) лицензированию подлежит деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности.
Статьей 4.1 Закона об отходах производства и потребления установлено, что отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности:
I класс - чрезвычайно опасные отходы;
II класс - высокоопасные отходы;
III класс - умеренно опасные отходы;
IV класс - малоопасные отходы;
V класс - практически неопасные отходы.
В соответствии с ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 24.06.1998 N 89- Закон об отходах производства и потребления (ред. от 25.11.2013) отношения в области обращения с радиоактивными отходами, с биологическими отходами, с медицинскими отходами, веществами, разрушающими озоновый слой (за исключением случаев, если такие вещества являются частью продукции, утратившей свои потребительские свойства), с выбросами вредных веществ в атмосферу и со сбросами вредных веществ в водные объекты регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации.
Понятие медицинских отходов раскрыто в ч. 1 ст. 49 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", согласно которой под медицинскими отходами понимаются все виды отходов, в том числе, анатомические, патолого-анатомические, биохимические, микробиологические и физиологические, образующиеся в процессе осуществления медицинской деятельности и фармацевтической деятельности, деятельности по производству лекарственных средств и медицинских изделий, а также деятельности в области использования возбудителей инфекционных заболеваний и генно-инженерно-модифицированных организмов в медицинских целях.
На основании ч. 2 указанной нормы права медицинские отходы разделяются по степени их эпидемиологической, токсикологической, радиационной опасности, а также негативного воздействия на среду обитания в соответствии с критериями, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации, на следующие классы:
1) класс "А" - эпидемиологически безопасные отходы, приближенные по составу к твердым бытовым отходам;
2) класс "Б" - эпидемиологически опасные отходы;
3) класс "В" - чрезвычайно эпидемиологически опасные отходы;
4) класс "Г" - токсикологические опасные отходы, приближенные по составу к промышленным;
5) класс "Д" - радиоактивные отходы.
В силу ч. 3 ст. 49 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" медицинские отходы подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, размещению, хранению, транспортировке, учету и утилизации в порядке, установленном законодательством в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Постановлением Правительства Российской Федерации N 681 от 04.07.2012 в соответствии со ст. 49 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" утверждены "Критерии разделения медицинских отходов на классы по степени их эпидемиологической, токсикологической, радиационной опасности, а также негативного воздействия на среду обитания".
Согласно данному постановлению, критерием опасности медицинских отходов класса "Г" является наличие в их составе токсичных веществ.
В основу классификации медицинских отходов по степени их опасности согласно статье 49 Федерального закона N 323-ФЗ, санитарно-эпидемиологическим правилами нормативам (СанПиН) 2.1.7.2790-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами" и "Критериям разделения медицинских отходов на классы по степени их эпидемиологической, токсикологической, радиационной опасности, а также негативного воздействия на среду обитания", утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации N 68 от 04.07.2012, положена их эпидемиологическая, токсикологическая и радиационная опасность для населения, в то время как для классификации отходов на основании статьи 4. Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" используется такой критерий как степень их негативного воздействия на окружающую среду.
Согласно п. 1 Положения о лицензировании по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.10.2015 N 1062, деятельность в области обращения с отходами составляют работы согласно приложению.
Отходы при обезвреживании биологических и медицинских отходов указаны в Федеральном классификационном каталоге отходов (ФККО), утв. Приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 18.07.2014 N 445, под кодом 7 47 800 00 00 0. Указания на иные медицинские отходы в классификационном каталоге не имеется.
Согласно п. 9 Порядка ведения государственного кадастра отходов, утвержденного Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 30.09.2011 N 792, конкретные виды отходов представлены в кадастре отходов по наименованиям, а их классификационные признаки и классы опасности - в кодифицированной форме по 11-значной системе. Одиннадцатый знак 11-значного кода используется для кодирования класса опасности вида отходов в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду: 0 - для блоков, типов, подтипов, групп, подгрупп и позиций классификации отходов; 1 - I-й класс опасности; 2 - II-й класс опасности; 3 - III-й класс опасности; 4 - IV-й класс опасности; 5 - V-й класс опасности.
Паспортизация в порядке, установленном ч. 3 ст. 14 Законом об отходах производства и потребления и Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.08.2013 N 712 "О порядке проведения паспортизации отходов I-IV классов опасности", подлежат лишь отходы I-IV класса опасности, которым присвоен класс опасности согласно Федеральному классификационному каталогу отходов и деятельность по обращению с которыми регулируется Законом об отходах производства и потребления.
Вместе с тем, само по себе включение отхода в Федеральный классификационный каталог отходов не свидетельствует о необходимости его паспортизации и относимости к одному из 4-х классов опасности.
Обязательные санитарно-эпидемиологические требования к обращению (сбору, временному хранению, обеззараживанию, обезвреживанию, транспортированию) с отходами, образующимися в организациях при осуществлении медицинской и/или фармацевтической деятельности, выполнении лечебно-диагностических и оздоровительных процедур (медицинские отходы), а также к размещению, оборудованию и эксплуатации участка по обращению с медицинскими отходами, санитарно-противоэпидемиологическому режиму работы при обращении с медицинскими отходами установлены СанПиН 2.1.7.2790-10"Санитарно-эпидемиологические требования по обращению с медицинскими отходами", утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача от 09.12.2010 N 163.
Согласно п. 2.1 СанПиН 2.1.7.2790-10 медицинские отходы в зависимости от степени их эпидемиологической, токсикологической и радиационной опасности, а также негативного воздействия на среду обитания подразделяются на пять классов опасности, а также негативного воздействия на среду обитания подразделяются на пять классов опасности (таблица 1):
Класс А - эпидемиологически безопасные отходы, приближенные по составу к твердым бытовым отходам (далее - ТБО);
Класс Б - эпидемиологически опасные отходы;
Класс В - чрезвычайно эпидемиологически опасные отходы;
Класс Г - токсикологически опасные отходы 1 - 4 классов опасности;
Класс Д - радиоактивные отходы.
СанПиН 2.1.7.2790-10 определяет Класс "Г" как токсикологические опасные отходы, которые в свою очередь делятся на 1-4 класс опасности.
Согласно п. 4.29 СанПиН 2.1.7.2790-10 сбор и временное хранение отходов класса "Г" осуществляется в маркированные емкости ("Отходы. Класс Г") в соответствии с требованиями нормативных документов в зависимости от класса опасности отходов. Вывоз отходов класса "Г" для обезвреживания или утилизации осуществляется специализированными организациями, имеющими лицензию на данный вид деятельности.
В соответствии с п. 7.6 СанПиН 2.1.7.2790-10 транспортирование, обезвреживание и захоронение отходов класса "Г" осуществляется в соответствии с гигиеническими требованиями, предъявляемыми к порядку накопления, транспортирования, обезвреживания и захоронения токсичных промышленных отходов.
В силу вышеуказанных положений законодательных актов, требований СанПиН 2.1.7.2790-10 деятельность по обращению с опасными медицинскими отходами класса "Г" является лицензируемой.
Учитывая изложенное, что деятельность по транспортировке и утилизации медицинских отходов класса "Г" требует наличия лицензии на право обращения с отходами I-IV классов опасности.
Любой хозяйствующий субъект, не обладающий лицензией на осуществление такой деятельности (подтверждающей наличие у лицензиата соответствующих материально-технической базы, специалистов, квалификации), не имеет безусловного права заниматься обезвреживанием и захоронением крайне опасных для жизни отходов.
К отходам 1-4 классов опасности относятся только медицинские отходы класса "Г". Лицензирование деятельности в отношении медицинских отходов (за исключением медицинских отходов класса "Г", имеющих I-IV классы опасности и класса "Д") нормативно не предусмотрено.
Таким образом, в соответствии с требованием Закона о контрактной системе заказчиком правомерно установил требование о наличии действующей лицензии на осуществление деятельности по обезвреживанию, размещению отходов 1-4 класса опасности, так как объектом закупки предусмотрена деятельности по вывозу и утилизации отходов класса Г, при этом Комиссия полагает, что положения части 2 описания объекта закупки не противоречат, а дополняют и разъясняют положения п.14.2 информационной карты аукционной документации в части отражения кода отходов 7 47 800 00 00 0 по ФККО-2014.
Доказательств того, что таким образом установленное требование не позволило оформить и подать заявки на участие в закупке, нарушило права и законные интересы участников закупки со стороны уполномоченного органа предоставлено не было.
Со стороны участников закупки в соответствии с ч. 65 Закона о контрактной системе были направлены запросы на разъяснение положений аукционной документации сведения о которых опубликованы на официальном сайте от 19.08.2016 NРД4, 15.08.2016 NРД1, 15.08.2016 NРД3, 15.08.2016 NРД2.
В разъяснениях положений документации содержится указание на необходимость объединения медицинских отходов класса Б, В и Г в один лот, что экономически целесообразно для заказчика, данные услуги технологически связаны, что подтверждается описанием объекта закупки.
Оказание услуг по сбору, транспортировке и утилизации медицинских отходов класса Б, В и Г имеют один код по ОКПД 2 и объединены в одной позиции, что позволяет сделать вывод о том, что данные позиции технологически и функционально связанны.
Заказчиком изначально прописано обоснование указанного объединения в техническом задании об осуществлении закупки услуг по вывозу и термическому уничтожению опасных медицинских отходов класса "Б", "В" и "Г" соответствующем требованиям законодательства Российской федерации в области обращения медицинских отходов и отходов 1-4 классов опасности. Обеспечить качественное, оперативное и надежное выполнение функций и полномочий заказчика, учитывая принцип персональной ответственности.
Реализовать приоритеты заказчика в области гарантий экологической и эпидемиологической безопасности услуг, принимая во внимание неразрывную технологическую и функциональную связь процесса термического обезвреживания ОМО и последующего размещения отходов, образовавшихся при их утилизации, на ОРО.
Также Комиссия принимает во внимание, что основной задачей заказчика является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказа, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования бюджетных средств, достижения необходимого результата.
Закон о контрактной системе (ст. 33) не содержит требований к порядку формирования лотов, при этом при размещении заказа заказчик наделен правом самостоятельного выставления предмета торгов единым лотом и определения его содержания (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.12.2010 N 11017/10 по делу N А06-6611/2009).
Таким образом, в действиях заказчика относительно объединения деятельности по сбору, транспортировке и обезвреживанию медицинских отходов класса Б, В и Г и установления требования лицензии на обезвреживание и размещение отходов I-IV классов опасности во второй части заявки, нарушений законодательства о контрактной системе не усматривается.
На основании вышеизложенного и руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 г. N 727/14, ч. 8 ст. 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. В действиях заказчика в лице Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Свердловской области "Областная станция переливания крови" нарушений Закона о контрактной системе не выявлено.
2. Заказчику в лице Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Свердловской области "Областная станция переливания крови" предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе не выдавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 16 сентября 2016 г. N 61-В
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.09.2016