Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия), в составе:
Председателя Комиссии: |
Сапрыкиной Н.В. |
- |
заместителя руководителя Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Долгополовой К.А. |
- |
начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
|
Кулезневой Е.В. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), рассмотрев жалобу ООО "Энергокачество" на действия конкурсной комиссии при проведении открытого конкурса на выполнение мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов при эксплуатации объектов наружного освещения на территории Лазурненского сельского поселения (извещение N 0169300024816000235) в присутствии:
- представителя Администрации Лазурненского сельского поселения (далее - заказчик), действующего на основании доверенности от 14.09.2016;
- главы Лазурненского сельского поселения, действующего на основании решения Совета депутатов Лазурненского сельского поселения от 15.02.2016 N 8;
- представителя Администрации Красноармейского муниципального района (далее - уполномоченный орган), действующего на основании доверенности от 13.09.2016 N 4271,
в отсутствие представителей ООО "Энергокачество" (далее - заявитель, Общество),
УСТАНОВИЛА:
В Челябинское УФАС России 07.09.2016 поступила жалоба ООО "Энергокачество" на действия конкурсной комиссии при проведении открытого конкурса на выполнение мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов при эксплуатации объектов наружного освещения на территории Лазурненского сельского поселения (извещение N 0169300024816000235) (далее - Конкурс).
Согласно представленным документам, заказчик, уполномоченный орган 25.07.2016 объявили о проведении открытого конкурса путем опубликования на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru извещения N 0169300024816000235 об осуществлении закупки. Изменения извещения размещены в единой информационной системе 10.08.2016.
Начальная (максимальная) цена контракта определена в размере 5 753 716 рублей 80 копеек.
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в закупке - 02.09.2016 в 10 часов 00 минут.
В соответствии с протоколом вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе от 02.09.2016 на участие в закупке поступило три заявки.
Согласно протоколу рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе от 02.09.2016 победителем конкурса признано ООО "Авторитет-Транс".
На дату рассмотрения жалобы контракт не заключен.
Доводы жалобы заявителя заключаются в следующем.
1. Конкурсной комиссией неправомерно отклонена заявка ООО "Энергокачество".
2. Более того, как считает заявитель, несмотря на отстранение ООО "Энергокачество" от участия в конкурсе, конкурсная комиссия оценила заявку Общества и начислила баллы по критериям, установленным конкурсной документацией. Указанное обстоятельство не соответствует требованиям действующего законодательства о контрактной системе.
3. В пункте 3.7.6 раздела I конкурсной документации установлено, что заявка участника конкурса должна содержать предложение о сумме, определяемой как разница между соответствующими расходами заказчика на поставки энергетических ресурсов (начальной (максимальной) ценой контракта) и экономией в денежном выражении указанных расходов заказчика, предложенной участником закупки и уменьшенной на стоимостную величину, соответствующую предложенному участником закупки проценту такой экономии.
В разделе VI конкурсной документации "Критерии и порядок оценки заявок на участие в конкурсе" предложение о сумме определяется как сумма соответствующих расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов, которые заказчик осуществит в результате заключения, исполнения энергосервисного контракта, а также расходов, которые заказчик понесет по энергосервисному контракту.
По мнению заявителя, указанные противоречия не позволяют участникам закупки установить, какое именно значение необходимо указать в заявке в качестве предложения о сумме. Также, исходя из содержания конкурсной документации, непонятно, какое предложение о сумме будет использоваться заказчиком для оценки заявки.
Представители заказчика с доводами, изложенными в жалобе, не согласились и на заседании Комиссии пояснили следующее.
1. Конкурсной комиссией рассмотрены заявки участников в порядке, установленном статьей 53 Закона о контрактной системе.
По результатам рассмотрения заявок конкурсной комиссией принято решение о несоответствии заявки ООО "Энергокачество" требованиям конкурсной документации. Так, Обществом в заявке в отношении предлагаемых светодиодных светильников указано, что световая отдача прибора составляет 120 Лм/Вт, габаритные размеры светильника - 270х260х100 мм. Вместе с тем, заказчиком в конкурсной документации установлено, что световая отдача прибора должна быть не менее 115 Лм/Вт и не более 118 Лм/Вт, габаритные размеры светильника - не менее 250х100х130 мм и не более 265х120х150 мм.
2. На основании указанных обстоятельств, конкурсная комиссия отстранила ООО "Энергокачество" от участия в конкурсе. Заявка Общества конкурсной комиссией не оценивалась, что подтверждается протоколом рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе от 02.09.2016.
3. Конкурсная документация сформирована заказчиком с учетом положений пункта 2 части 3, пункта 2 части 6 статьи 108 Закона о контрактной системе. Соответственно, участникам закупки в заявках необходимо указывать предложение о сумме, определяемой как разница между соответствующими расходами заказчика на поставки энергетических ресурсов (начальной (максимальной) ценой контракта) и предложенной участником экономией в денежном выражении указанных расходов заказчика.
Заслушав пояснения сторон, изучив представленные документы и материалы, рассмотрев доводы, изложенные в жалобе, проведя внеплановую проверку закупки, руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 106 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
1. Согласно пункту 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать предусмотренные статьей 51 Закона о контрактной системе требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать всю указанную заказчиком в конкурсной документации информацию, в том числе предложение участника открытого конкурса в отношении объекта закупки, а в случае закупки товара также предлагаемую цену единицы товара, наименование страны происхождения товара.
В силу части 2 статьи 53 Закона о контрактной системе заявка на участие в конкурсе признается надлежащей, если она соответствует требованиям Закона о контрактной системе, извещению об осуществлении закупки или приглашению принять участие в закрытом конкурсе и конкурсной документации, а участник закупки, подавший такую заявку, соответствует требованиям, которые предъявляются к участнику закупки и указаны в конкурсной документации.
Согласно части 3 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия отклоняет заявку на участие в конкурсе, если участник конкурса, подавший ее, не соответствует требованиям к участнику конкурса, указанным в конкурсной документации, или такая заявка признана не соответствующей требованиям, указанным в конкурсной документации.
Как установлено материалами дела, на участие в закупке подано три заявки. В соответствии с протоколом рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе от 02.09.2016 конкурсной комиссией принято решение о несоответствии заявки ООО "Энергокачество" требованиям конкурсной документации. Так, в нарушение ч. 3 ст. 53 Закона о контрактной системе, пп. 1.6.1 п. 1.6 "Условия допуска к участию в конкурсе. Отклонение от участия в конкурсе" раздела I конкурсной документации "Общие условия проведения конкурса", а также в нарушение пп. 5 "Световая отдача прибора", пп. 12 "Габаритные размеры светильника" п. 5.1 "Требования к светодиодным светильникам" раздела III "Техническая часть конкурсной документации" участником в заявке указано, что световая отдача прибора составляет 120 Лм/Вт, габаритные размеры светильника - 270х260х100 мм. Вместе с тем, в пп. 5, пп. 12 п. 5.1 раздела III конкурсной документации заказчиком установлено, что световая отдача прибора должна быть не менее 115 Лм/Вт не более 118 Лм/Вт, габаритные размеры светильника - не менее 250х100х130 мм не более 265х120х150 мм.
Как пояснено представителями заказчика, установление таких требований к светодиодным светильникам обусловлено необходимостью обеспечения эффективного функционирования оборудования. Так, в случае, если значение световой отдачи прибора будет большим по сравнению со значением, установленным в конкурсной документации, светильники могут быстро выйти из строя. Более того, часть столбов, на которые будут устанавливаться светильники, имеют большую парусность. В связи с этим, заказчиком в конкурсной документации установлены наиболее оптимальные размеры светильника.
В пункте 5.1 раздела III конкурсной документации "Техническая часть конкурсной документации" содержатся требования к светодиодным светильникам.
5 |
Световая отдача прибора |
не менее 115 Лм/Вт и не более 118 Лм/Вт |
12 |
Габаритные размеры светильника (ДхШхВ) |
не менее 250х100х130 мм, не более 265х120х150 мм |
В соответствии с пп. 1.6.1 п. 1.6 раздела I конкурсной документации, приложением N 2 к заявке на участие в конкурсе участник закупки должен указать подробное описание и конкретные показатели (функциональные характеристики (потребительские свойства) и качественные характеристики товара и наименование страны происхождения товара) на все товары и осветительное оборудование, которое будет использоваться при исполнении энергосервисного контракта. Предложение участника должно соответствовать требованиям технической части и требованиям, установленным п. 4.1 раздела VI конкурсной документации "Критерии и порядок оценки заявок на участие в конкурсе".
В заявке ООО "Энергокачество" указаны следующие характеристики светодиодных светильников.
N п/п |
Наименование параметра |
Предлагаемые участником технические характеристики и комплектация |
5 |
Световая отдача прибора |
120 Лм/Вт |
12 |
Габаритные размеры светильника (ДхШхВ) |
270х260х100 мм |
Фактически содержащаяся в заявке ООО "Энергокачество" информация о характеристиках оборудования не соответствует требованиям, установленным в конкурсной документации.
Таким образом, антимонопольный орган не усматривает нарушений в действиях конкурсной комиссии в части отклонения заявки ООО "Энергокачество".
2. Как считает заявитель, несмотря на отстранение ООО "Энергокачество" от участия в конкурсе, конкурсная комиссия оценила заявку Общества и начислила баллы по критериям, установленным конкурсной документацией, что не соответствует требованиям законодательства о контрактной системе.
Исследовав все обстоятельства дела, Комиссия Челябинского УФАС России приходит к следующим выводам.
Согласно пунктам 3, 4 части 10 статьи 53 Закона о контрактной системе результаты рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе фиксируются в протоколе рассмотрения и оценки таких заявок, в котором должна содержаться, в том числе информация об участниках конкурса, заявки на участие в конкурсе которых были отклонены, с указанием причин их отклонения, в том числе положений Закона о контрактной системе и положений конкурсной документации, которым не соответствуют такие заявки, предложений, содержащихся в заявках на участие в конкурсе и не соответствующих требованиям конкурсной документации; решение каждого члена комиссии об отклонении заявок на участие в конкурсе.
В протоколе рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе от 02.09.2016, размещенном в единой информационной системе www.zakupki.gov.ru, содержится информация о решении членов конкурсной комиссии об отклонении заявки ООО "Энергокачество". Также в данном протоколе отражены причины отклонения заявки Общества, положения Закона о контрактной системе и положения конкурсной документации, которым не соответствует заявка ООО "Энергокачество", предложения Общества о характеристиках оборудования, не соответствующие требованиям документации о закупке. Информация о баллах, начисленных конкурсной комиссией ООО "Энергокачество" в соответствии с критериями, установленными конкурсной документацией, в протоколе от 02.09.2016 отсутствует.
Таким образом, довод заявителя, в соответствии с которым конкурсная комиссия оценила заявку ООО "Энергокачество", не находит своего подтверждения.
3. Согласно доводам жалобы ООО "Энергокачество", в пункте 3.7.6 раздела I конкурсной документации установлено, что заявка участника конкурса должна содержать предложение о сумме, определяемой как разница между соответствующими расходами заказчика на поставки энергетических ресурсов (начальной (максимальной) ценой контракта) и экономией в денежном выражении указанных расходов заказчика, предложенной участником закупки и уменьшенной на стоимостную величину, соответствующую предложенному участником закупки проценту такой экономии.
В разделе VI конкурсной документации "Критерии и порядок оценки заявок на участие в конкурсе" предложение о сумме определяется как сумма соответствующих расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов, которые заказчик осуществит в результате заключения, исполнения энергосервисного контракта, а также расходов, которые заказчик понесет по энергосервисному контракту.
По мнению заявителя, указанные противоречия не позволяют участникам закупки установить, какое именно значение необходимо указать в заявке в качестве предложения о сумме. Также, исходя из содержания конкурсной документации, непонятно, какое предложение о сумме будет использоваться заказчиком для оценки заявки.
Таким образом, заявителем оспариваются положения документации о закупке. Вместе с тем, в соответствии с частью 3 статьи 105 Закона о контрактной системе жалоба на положения документации о закупке может быть подана участником закупки до окончания установленного срока подачи заявок.
Исходя из содержания извещения о проведении открытого конкурса срок подачи заявок истекает 02 сентября 2016 года в 10 часов 00 минут. Жалоба направлена в антимонопольный орган 05 сентября 2016 года, т. е. по истечении установленного законом срока для обжалования положений документации о закупке.
В соответствии с частью 3 статьи 99 Закона о контрактной системе антимонопольный орган вправе провести внеплановую проверку действий заказчика на предмет соблюдения законодательства о контрактной системе.
Исходя из содержания пунктов 1, 2, 3 части 6 статьи 108 Закона о контрактной системе при заключении энергосервисного контракта путем проведения конкурса или запроса котировок заказчик, уполномоченный орган, уполномоченное учреждение указывают также в конкурсной документации или извещении о проведении запроса котировок на необходимость включения в заявку на участие в конкурсе или заявку на участие в запросе котировок одного из следующих предложений:
- предложение о цене контракта или в случае, предусмотренном пунктом 1 части 3 статьи 108 Закона о контрактной системе, о проценте экономии;
- предложение о сумме, определяемой как разница между соответствующими расходами заказчика на поставки энергетических ресурсов (начальной (максимальной) ценой контракта) и предложенной участником закупки экономией в денежном выражении указанных расходов заказчика, в случае, предусмотренном пунктом 2 части 3 статьи 108 Закона о контрактной системе;
- предложение о сумме, определяемой как разница между соответствующими расходами заказчика на поставки энергетических ресурсов (начальной (максимальной) ценой контракта) и экономией в денежном выражении указанных расходов заказчика, предложенной участником закупки и уменьшенной на стоимостную величину, соответствующую предложенному участником закупки проценту такой экономии, в случае, предусмотренном пунктом 3 части 3 статьи 108 Закона о контрактной системе.
Согласно части 9 статьи 108 Закона о контрактной системе в случаях, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 108 Закона о контрактной системе, для определения лучших условий исполнения энергосервисного контракта, предложенных в заявках на участие в конкурсе, конкурсная комиссия вместо такого критерия оценки заявки на участие в конкурсе, как цена контракта, оценивает и сопоставляет такой критерий, как предложение о сумме, в целях выявления лучших условий исполнения этого контракта, соответствующих расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов, которые заказчик осуществит в результате заключения, исполнения энергосервисного контракта, а также расходов, которые заказчик понесет по энергосервисному контракту. При этом рассмотрение и оценка заявок на участие в конкурсе в соответствии с таким критерием, как предложение о сумме, осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе в отношении такого критерия, как цена контракта, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
В разделе I конкурсной документации заказчиком установлено требование об указании участниками закупки в заявках на участие в конкурсе предложения о сумме, определяемой как разница между соответствующими расходами заказчика на поставки энергетических ресурсов (начальной (максимальной) ценой контракта) и экономией в денежном выражении указанных расходов заказчика, предложенной участником закупки и уменьшенной на стоимостную величину, соответствующую предложенному участником закупки проценту такой экономии.
В соответствии с Формой 3 "Предложение участника конкурса о цене муниципального контракта" (приложение N 1 к заявке на участие в конкурсе) участникам в заявках необходимо указать предложение о сумме, определяемой как разница между соответствующими расходами заказчика на поставки энергетических ресурсов (начальной (максимальной) ценой контракта) и предложенной участником экономией в денежном выражении, указанных расходов заказчика.
Таким образом, в разделе I конкурсной документации, приложении N 1 к заявке на участие в конкурсе содержится противоречивая информация относительно предложения о сумме, которое необходимо указать участникам закупки в заявках на участие в конкурсе. Указанное обстоятельство может ввести участников в заблуждение и не позволит надлежащим образом оформить заявку.
С учетом изложенного, антимонопольный орган приходит к выводу о нарушении заказчиком пунктов 2, 3 части 6 статьи 108 Закона о контрактной системе.
4. В силу пункта 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с данным Законом.
Согласно части 4 статьи 32 Закона о контрактной системе в документации о закупке заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта. Не указанные в документации о закупке критерии и их величины значимости не могут применяться для целей оценки заявок.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 г. N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
Согласно пункту 4 Правил в целях оценки заявок (предложений) заказчик устанавливает в документации о закупке следующие критерии оценки:
а) характеризующиеся как стоимостные критерии оценки:
- цена контракта;
- расходы на эксплуатацию и ремонт товаров (объектов), использование результатов работ;
- стоимость жизненного цикла товара (объекта), созданного в результате выполнения работы в случаях, предусмотренных пунктом 5 настоящих Правил (далее - стоимость жизненного цикла);
- предложение о сумме соответствующих расходов заказчика, которые заказчик осуществит или понесет по энергосервисному контракту;
б) характеризующиеся как нестоимостные критерии оценки:
- качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
- квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Исходя из содержания пункта 10 Правил, в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
В соответствии с пунктом 25 Правил показателями нестоимостного критерия оценки "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок" в том числе могут быть:
а) качество товаров (качество работ, качество услуг);
б) функциональные, потребительские свойства товара;
в) соответствие экологическим нормам.
Заказчиком в конкурсной документации в качестве показателя нестоимостного критерия оценки заявок "Качественные, функциональные характеристики объекта закупки" установлено следующее.
N |
Подкритерии для определения значения критерия "Качественные, функциональные характеристики объекта закупки" |
Максимальное значение баллов |
1. |
Обеспеченность экономии СС (светодиодные светильники) не менее 90% - 50 баллов; не менее 60% - 35 баллов; не менее 40% - 25 баллов |
60 |
2. |
Гарантийные обязательства СС (от 1 г. до 3 л. - 10 баллов; от 3-5 л. - 25 баллов) |
40 |
|
Итого |
"100" |
Однако, исходя из содержания указанной информации, не представляется возможным определить, какими документами будет подтверждаться обеспеченность экономии светодиодных светильников. Также непонятно, что представляют собой установленные заказчиком показатели не менее 90%, не менее 60%, не менее 40% и каким образом они подтверждают качество светодиодных светильников.
Как пояснено представителями заказчика, показатель обеспеченности экономии СС - это предложение о сумме, определяемой как разница между соответствующими расходами заказчика на поставки энергетических ресурсов (начальной (максимальной) ценой контракта) и предложенной участником экономией в денежном выражении, указанных расходов заказчика.
Вместе с тем, в соответствии с приложением N 1 к заявке на участие в конкурсе заказчиком уже предусмотрена обязанность указания участниками в заявках предложения о сумме, которое согласно части 9 статьи 108 Закона о контрактной системе, разделу VI конкурсной документации является самостоятельным стоимостным критерием и будет оцениваться конкурсной комиссией наряду с другими критериями в порядке, предусмотренном частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе.
Предусмотренные заказчиком гарантийные обязательства не являются качественной характеристикой товара и, соответственно, не могут являться критерием оценки. Более того, в соответствии с пунктом 47 Информационной карты конкурса заказчиком установлен гарантийный срок на оборудование, который составляет не менее 3-х лет и действует с даты подписания в установленном порядке Акта сдачи-приемки энергосберегающих мероприятий.
С учетом изложенного, порядок оценки заявок не соответствует содержанию рассматриваемого критерия, поскольку не позволяет определить качество предлагаемых светильников и, соответственно, наилучшие условия исполнения контракта.
Таким образом, показатели "Обеспеченность экономии СС", "Гарантийные обязательства СС" не соответствуют пункту 10 Правил, статье 32, пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе, поскольку не позволяют определить наилучшие условия контракта.
С учетом изложенного, Комиссия Челябинского УФАС России приходит к выводу о нарушении заказчиком части 4 статьи 32, пункта 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе, пункта 10 Постановления Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 г. N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
5. В нарушение пункта 4 части 1 статьи 50, пункта 2 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе заказчиком в конкурсной документации не установлено требование об указании участниками в заявке на участие в конкурсе предложения в отношении объекта закупки.
6. В нарушение пункта 8 статьи 42, пункта 1 части 3 статьи 49 Закона о контрактной системе в извещении о проведении конкурса отсутствует информация о порядке предоставления обеспечения исполнения контракта, требования к такому обеспечению.
7. В нарушение пункта 1 части 1 статьи 31, пункта 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе заказчиком в пункте 39.1 Информационной карты конкурса не конкретизировано, каким именно требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, должен соответствовать участник закупки.
Кроме того, в соответствии с Федеральным законом от 04.06.2014 N 140-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" пункт 2 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, содержащий требование о правомочности участника закупки заключать контракт, утратил силу.
8. Согласно пункту 8 части 3 статьи 49 Закона о контрактной системе в извещении о проведении конкурса заказчик должен указать условия, запреты, ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если данные условия, запреты, ограничения установлены заказчиком в конкурсной документации в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.12.2015 N 1457 утвержден перечень отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено с 1 января 2016 года. В указанный перечень входит выполнение работ, оказание услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Вместе с тем, Постановление Правительства РФ от 29.12.2015 N 1457 не содержит информации о порядке реализации установленного запрета, а также о документах, которые должны быть представлены участниками в подтверждение соответствия установленному запрету.
Согласно позиции Министерства экономического развития Российской Федерации и Федеральной антимонопольной службы, выраженной в совместном письме N 12589-ЕЕ/Д28и/АЦ/28993/16 от 28.04.2016, требование о соответствии участника закупки условиям, указанным в Постановлении N 1457, может быть установлено заказчиком как на основании пункта 1 части 1 статьи 31 Закона N 44-ФЗ, так и в соответствии с частью 3 статьи 14 Закона N 44-ФЗ.
Исходя из содержания извещения о проведении конкурса, подпункта 9 пункта 39.1 Информационной карты конкурса заказчик установил требование о соответствии участника условиям, указанным в Постановлении Правительства РФ от 29.12.2015 N 1457, на основании части 3 статьи 14 и пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Таким образом, указав противоречивую информацию в части требования о соответствии участника условиям, указанным в Постановлении Правительства РФ от 29.12.2015 N 1457, заказчик нарушил пункт 1 части 1 статьи 31, пункт 8 части 3 статьи 49 Закона о контрактной системе.
9. В подпункте 1 пункта 11 Информационной карты конкурса заказчиком предусмотрено требование о предоставлении участником закупки в составе заявки документов, подтверждающих право на получение преимуществ в соответствии со статьями 28 и 29 Закона о контрактной системе или заверенные копии таких документов.
Однако согласно пунктам 34, 35 Информационной карты конкурса учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы, организациям инвалидов не предоставляются преимущества в соответствии со статьями 28, 29 Закона о контрактной системе.
Таким образом, указанное обстоятельство свидетельствует о нарушении заказчиком пункта 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.
10. В нарушение пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе в пункте 2.3.4 проекта контракта не конкретизированы СНиПы, ГОСТы, РДС, ТУ, в соответствии с которыми должны выполняться энергосберегающие мероприятия.
11. Согласно пункту 1 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 18.08.2010 N 636 "О требованиях к условиям энергосервисного договора (контракта) и об особенностях определения начальной (максимальной) цены энергосервисного договора (контракта) (цены лота)" (далее - Постановление Правительства РФ от 18.08.2010 N 636) установлены требования к условиям энергосервисного договора (контракта).
Так, согласно пункту 1 Постановления Правительства РФ от 18.08.2010 N 636 в энергосервисном договоре (контракте) должна быть отражена информация о наличии перечня мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности, которые обязан выполнить исполнитель энергосервисного договора (контракта), с подробным техническим описанием каждого мероприятия и сроками их выполнения, сформированного государственным или муниципальным заказчиком либо бюджетным учреждением, которое осуществляет закупки в соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", включенного в конкурсную документацию, документацию об аукционе, документацию об открытом аукционе в электронной форме или в извещение о проведении запроса котировок.
При невозможности формирования перечня мероприятий заказчиком в контракт должен быть включен перечень мероприятий, сформированный в заявке участника закупки, с которым заключается контракт.
Перечень мероприятий может формироваться на основании:
энергетического паспорта, составленного по результатам обязательного энергетического обследования и включаемого заказчиком в конкурсную документацию, документацию об аукционе, документацию об открытом аукционе в электронной форме, извещение о проведении запроса котировок;
актуальных на дату формирования перечня мероприятий сведений об объекте (при отсутствии у заказчика энергетического паспорта или изменении информации об объекте (объектах) со времени его составления). Для формирования перечня мероприятий может использоваться информация о количестве объектов (зданий), годе постройки, типе ограждающих конструкций, годе капитального ремонта, технических характеристиках оборудования, потребляющего энергетический ресурс, наличии приборов учета используемого энергетического ресурса, об объеме потребления энергетического ресурса за предыдущие периоды, указанная заказчиком в конкурсной документации, документации об аукционе, документации об открытом аукционе в электронной форме, извещении о проведении запроса котировок, и дополнительная информация, собранная участниками закупки на объекте (объектах) самостоятельно.
Как пояснено представителями Администрации Лазурненского сельского поселения, у заказчика отсутствует энергетический паспорт. Информация об объекте энергосервиса (его характеристики, а также информация о наличии приборов учета используемого энергетического ресурса) содержится в пункте 4 раздела III конкурсной документации.
Исследовав все обстоятельства дела, антимонопольный орган приходит к следующим выводам.
В пункте 4 раздела III конкурсной документации указано следующее: "приборы учета: 2". При этом в конкурсной документации отсутствуют какие-либо характеристики указанных приборов.
Из устных пояснений представителей заказчика следует, что приборы учета находятся в собственности межрегиональной распределительной сетевой компании (далее - МРСК). В связи с чем, установить характеристики приборов не представляется возможным.
Вместе с тем, Комиссия Челябинского УФАС России считает необходимым отметить, что документация о закупке является по своей правовой природе публичной офертой, которая в силу части 2 статьи 437 Гражданского Кодекса Российской Федерации должна быть полной и безоговорочной и содержать все существенные условия, позволяющие сформировать свое предложение (акцепт) участнику закупки для принятия участия в определении поставщика. Отсутствие информации о характеристиках приборов учета потребует от хозяйствующих субъектов дополнительных технических затрат, необходимых для получения данной информации. Указанное обстоятельство, в свою очередь, может стать причиной ненадлежащего выполнения участником закупки работ, предусмотренных контрактом. Аналогично обстоит ситуация с приложениями N 1, N 3, N 4 к контракту. В данных приложениях отсутствуют сведения об объекте энергосервиса, перечень энергосберегающих мероприятий на объекте энергосервиса, график работы уличного освещения.
Таким образом, указав ненадлежащую информацию относительно условий энергосервисного контракта, в том числе условий, предусмотренных Постановлением Правительства РФ от 18.08.2010 N 636, заказчик нарушил пункт 1 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе, пункт 1 Постановления Правительства РФ от 18.08.2010 N 636 "О требованиях к условиям энергосервисного договора (контракта) и об особенностях определения начальной (максимальной) цены энергосервисного договора (контракта) (цены лота)".
12. Согласно пункту 5 Постановления Правительства РФ от 18.08.2010 N 636, в контракт должно включаться положение, предусматривающее, что обязательство исполнителя по обеспечению экономии расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов считается исполненным, если размер экономии (доли размера экономии), достигнутой в результате исполнения контракта, в натуральном выражении равен или больше размера экономии (доли размера экономии) энергетического ресурса, указанного в контракте.
Пункт 4.1 проекта контракта предусматривает, что заказчик уплачивает платеж, который составляет ____ % () от достигнутого размера экономии (доли размера экономии) соответствующих расходов заказчика на оплату энергетического ресурса, определенного в стоимостном выражении по ценам (тарифам) на соответствующий энергетический ресурс, фактически сложившимся за период достижения предусмотренного контрактом размера экономии (доли размера экономии).
В соответствии с пунктом 4.4 проекта контракта Исполнитель не позднее 25 (двадцать пятого) числа расчетного периода, следующего за оплачиваемым расчетным периодом, направляет заказчику акт о потреблении энергетических ресурсов за расчетный период и Акт об определении экономии энергетических ресурсов, который должен содержать расчет фактической экономии энергетических ресурсов (доли размера экономии) в натуральном выражении, а также подлежащий уплате исполнителю процент такой экономии, определенный в стоимостном выражении по ценам (тарифам) на соответствующие энергетические ресурсы, фактически сложившимся за расчетный период. Одновременно с двумя актами, указанными в данном пункте контракта, исполнитель выставляет заказчику счет, акт оказанных услуг и счет-фактуру на оплату контракта.
Таким образом, условие об оплате платежа установлено заказчиком в проекте контракта вне взаимосвязи с исполнением обязательств исполнителя по обеспечению экономии расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов, что не соответствует части 19 статьи 108 Закона о контрактной системе, пункту 5 Постановления Правительства РФ от 18.08.2010 N 636.
13. В соответствии со статьей 190 Гражданского кодекса РФ установленный законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемый судом срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами.
Согласно частям 1, 3 статьи 96 Закона о контрактной системе Заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта.
Исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 Закона о контрактной системе, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
В пункте 11.1 проекта контракта заказчиком в качестве обеспечения исполнения контракта предусмотрена банковская гарантия.
В пункте 14.3 проекта контракта прописано, что контракт прекращает свое действие по истечении _______________ лет от начального срока достижения предусмотренного контрактом размера экономии, ранее срока, предусмотренного пунктом 14.2 контракта.
Таким образом, исходя из содержания пунктеа 14.3 проекта контракта, не представляется возможным определить конкретный срок действия контракта. Указанное обстоятельство не позволяет использовать предусмотренную частью 3 статьи 96 Закона о контрактной системе, а также пунктом 11.1 проекта контракта банковскую гарантию в качестве обеспечения исполнения контракта. Данный факт свидетельствует о нарушении заказчиком части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе.
14. В нарушение частей 4, 5, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе проект контракта не предусматривает начисление штрафов за неисполнение или ненадлежащее исполнение заказчиком и поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту.
Комиссия, руководствуясь статьей 106 Закона о контрактной системе и приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать доводы жалобы ООО "Энергокачество" на действия конкурсной комиссии при проведении открытого конкурса на выполнение мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов при эксплуатации объектов наружного освещения на территории Лазурненского сельского поселения (извещение N 0169300024816000235) необоснованными.
2. Признать в действиях заказчика нарушения пункта 1 части 1 статьи 31, пункта 1 части 1 статьи 33, части 4 статьи 32, частей 4, 5, 8 статьи 34, пункта 8 статьи 42, пунктов 1, 8 части 3 статьи 49, пунктов 1, 4, 9 части 1 статьи 50, пункта 2 части 2 статьи 51, части 3 статьи 96, пунктов 2, 3 части 6, части 19 статьи 108 Закона о контрактной системе, пункта 10 Постановления Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 г. N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", пунктов 1, 9 Постановления Правительства РФ от 18.08.2010 N 636 "О требованиях к условиям энергосервисного договора (контракта) и об особенностях определения начальной (максимальной) цены энергосервисного договора (контракта) (цены лота)".
3. Выдать заказчику, конкурсной комиссии, уполномоченному органу обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела должностному лицу для рассмотрения вопроса о привлечении виновных лиц к административной ответственности.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии Н.В. Сапрыкина
Члены комиссии К.А. Долгополова
Е.В. Кулезнева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 14 сентября 2016 г. N 667-ж/2016
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.09.2016