Резолютивная часть решения объявлена 13 сентября 2016 года
В полном объеме решение изготовлено 16 сентября 2016 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Ингушетия (далее - Управление) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председатель комиссии:
Б.Б. Точиев - руководитель Управления;
Члены комиссии:
И.М. Хамчиев - главный специалист-эксперт Управления;
М.М. Халмурзиев - главный специалист-эксперт Управления;
в присутствии представителя заявителя жалобы ООО "Авангард" - Газдиева Магомеда Микаиловича (доверенность от 11.01.2016) (далее - Заявитель), уполномоченного органа - Министерство финансов РИ Отдел государственных закупок Республики Ингушетия - Баркинхоева Анзора Заурбековича (доверенность от 16.08.2016) (далее - Уполномоченный орган), представителя от заказчика - Государственное управление "Ингушавтодор" - Аушева Анзора Идрисовича (доверенность N10 от 08.09.2016) (далее - Заказчик);
рассмотрев жалобу Заявителя на неправомерные, по его мнению, действия (бездействия) Уполномоченного органа и заказчика при проведении процедуры закупки способом открытого аукциона N0114200000116001276 (далее - ОАN0114200000116001276 ) выразившиеся в нарушении статей 64, 33 Федерального закона N44-ФЗ от 05.04.2013 г. "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) в части нарушения требований к содержанию документации, проведя внеплановую проверку в соответствии с частью 15 статьи 99 и статьи 106 Закона о контрактной системе
УСТАНОВИЛА:
Уполномоченным органом в единой информационной системе в сети Интернет по размещению информации о размещении заказов www.zakupki.gov.ru (далее - ООС) размещены извещение и документация о проведении ОАN0114200000116001276 .
Согласно жалобе, документация на проведение ОАN0114200000116001276 не соответствует требованиям законодательства. В частности, показатели ряда товаров, используемых при выполнении работ не соответствуют требованиям ГОСТов, в то время как установлено требование о соответствии требованиям ГОСТов поставляемых при выполнении работ товаров; установлены излишние требования к товарам (к состовляющим товара); установлены требования о соответствии ГОСТам товаров, которые не указаны в техническом задании.
Представитель Заказчика пояснил, что документация составлена в соответствии с требованиями законодательства.
Исследовав материалы дела, Комиссия пришла к следующим выводам:
В силу части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе в числе прочего должна содержать описание объекта закупки.
Согласно пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
Пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе предусмотрено, что необходимо использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки может включать в себя спецификации, планы, чертежи, эскизы, фотографии, результаты работы, тестирования, требования, в том числе в отношении проведения испытаний, методов испытаний, упаковки в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, маркировки, этикеток, подтверждения соответствия, процессов и методов производства в соответствии с требованиями технических регламентов, документов, разрабатываемых и применяемых в национальной системе стандартизации, технических условий, а также в отношении условных обозначений и терминологии;
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе предусмотрено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В силу части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
В ходе рассмотрения жалобы установлено, что в техническом задании документации обжалуемого аукциона установлена необходимость соответствия поставляемого (используемого) при выполнении работ товара требованиям в том числе и ГОСТов. Вместе с тем, в техническом задании перечисляются также и ГОСТы к товарам, которые в ходе выполнения работ не поставляются (используются), например: грунтовка ГФ021, сваи железобетонные и т.д.
Также в техническом задании установлены характеристики асфальтобетонной смеси марки 2 типа А и установлена необходимость соответствия требованиям ГОСТ 9128-2013. При описании данной смеси установлены также и характеристики к компонентам асфальтобетонной смеси, в частности, к щебню и к гравию (также установлена необходимость соответствия требованиям ГОСТ8267-93). При указании характеристик гравия и щебня установлены следующие характеристики - марка щебня не менее 1000, потери массы при испытании щебня в сухом состоянии не должно быть менее 11 и более 20 %.
Вместе с тем, согласно ГОСТ8267-93 для щебня марки 1000 потери массы при испытании в сухом виде свыше 11 и до 13%, для щебня марки 1200 потери массы при испытании в сухом виде до 11% включительно.
Из изложенного следует, чт при описании объекта закупки заказчиком нижний предел потери массы сужен (согласно ГОСТ до 11 включительно для марки 1200, которая также подходит под описание объекта закупки, что подтверждается также и письменным пояснением представителя Заказчика), а верхний предел напротив расширен до 20%, в то время как согласно указанного ГОСТа данный показатель установлен как "до 13" (в документации марка щебня установлена не менее 1000, согласно ГОСТ ГОСТ8267-93 марка от 1000 и выше лишь одна - марка 1200). В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчиком не дано в составе документации обоснование необходимости использования других показателей, отличных от показателей, установленных требованиями ГОСТов.
Вследствие указанного выше, Комиссия Управления приходит к выводу, что техническое задание не отвечает целям и принципам, заложенным в контрактную систему и противоречит положениям статьи 33 Закона о контрактной системе.
На основании выше изложенного и руководствуясь статьей 99 и статьей 106 Закона о контрактной системе Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Авангард" частично обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение статей 64 и 33 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Уполномоченному органу, Заказчику предписание о внесении изменений в документацию.
4. Передать материалы дела должностному лицу Ингушского УФАС России для решения вопроса о привлечении виновных должностных лиц к административной ответственности.
5. В соответствии со статьи 106 Закона о контрактной системе направить настоящее решение сторонам.
Председатель комиссии: Б.Б. Точиев
Члены комиссии: И.М. Хамчиев
М.М. Халмурзиев
Настоящее решение (предписание) может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия в соответствии с требованиями Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с административным регламентом утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" заинтересованные лица вправе обжаловать действия (бездействие) контролирующего органа, его должностных лиц и решений, принятых (осуществляемых) ими в ходе исполнения государственной функции, в досудебном (внесудебном) порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Ингушетия от 16 сентября 2016 г. N 139-З/16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.09.2016