Комиссия Московского областного УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Управление, Комиссия)
рассмотрев жалобуООО "Энерго Эксперт" на действия Администрации городского округа Балашиха (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на выполнение работ по перекладке канализационного коллектора Д=800 мм по адресу: Московская область, Городской округ Балашиха, мкр. Заря (закупка N 0148200005416000511 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок Российской Федерации - www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт)) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Управление поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Оператором электронной площадкиАукциона.
По мнению Заявителя его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика утвердившего документацию об Аукционене соответствующую требованиям Закона о контрактной системе.
Представители Заказчика, Уполномоченного органа с доводом Заявителя не согласились и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с положениями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
В соответствии с извещением, документацией об Аукционе, протоколами, составленными при осуществлении закупки:
1) извещение о проведении Аукциона размещено на Официальном сайте - 05.07.2016;
2) дата и время окончания подачи заявок - 07.09.2016;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 135 978 227,36 рублей.
4) на участие в Аукционе подано 3 заявки от участников закупки;
5) дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок участников - 13.09.2016;
6) к участию в Аукционе допущены2 заявки участников закупки;
7) дата проведения Аукциона - 16.09.2016.
1. Согласно доводу жалобы, Заказчиком установлены требования к товарам таким образом, что не дают возможности предоставить достоверную информацию об используемом товаре, допускают возможность поставки товара, не соответствующего установленным государственным стандартам.
Пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при составлении описания объекта закупки должен использовать стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
В приложении N1 технического задания документации об Аукционе по товару "Кабели контрольные по ГОСТ 1508-78, ГОСТ 26411-85 и ГОСТ 22483-2012" установлено следующее:
Материал экрана медная фольга или алюминиевая фольга.
Номинальная толщина фольги экрана более 0,06 мм.
Однако, в соответствии с п. 2.6ГОСТ 1508-78 в кабелях КВВГЭ под оболочкой должен быть наложен экран в виде обмотки из медной фольги номинальной толщиной 0,06 мм или алюминиевой фольги номинальной толщиной 0,10 - 0,15 мм.
Следовательно, установленное Заказчиком требование противоречит ГОСТ 1508-78, чтоне позволяет подготовить первую часть заявки надлежащим образом.
На заседании Комиссии представители Заказчика и Уполномоченного органа согласились с указным доводом и сообщили, что при составлении технического задания допущена техническая ошибка.
В приложении N1 технического задания документации об Аукционе по товару "Кабели контрольные по ГОСТ 1508-78, ГОСТ 26411-85 и ГОСТ 22483-2012" установлено следующее:
Номинальное сечение жил более 1мм2 и менее 6 мм2;
Номинальная толщина изоляции не более 0,7 мм;
Диаметр токопроводящей жилы менее 2,4 мм.
При этом, под заданное значение номинальной толщины изоляции (не более 0,7 мм) и номинальное сечение жил (более 1мм2 и менее 6мм2) в соответствии с пунктом 2.4.2ГОСТ 26411-85подходят три кабеля: 4*1.5, 4*2.5 и 4*4. Однако, в соответствии с таблицей С.1. ГОСТ 22483-2012 кабель с номинальным сечением жилы 4мм2 не входит в указанный Заказчиком диапазон значений по диаметру жилы (менее 2,4 мм).
Следовательно, установленное Заказчиком требование противоречит ГОСТ 22483-2012, что не позволяет подготовить первую часть заявки надлежащим образом.
На заседании Комиссии представители Заказчика и Уполномоченного органа согласились с указным доводом и сообщили, что при составлении технического задания допущена техническая ошибка.
В приложении N1 технического задания документации об Аукционе по товару "Прокладки из паронита (В соответствии с ГОСТ 481-80)" установлено следующее:
Назначение: Для неподвижных соединений типа "гладкие" с давлением рабочей среды не более 4 МПа (40 кгс/см2), "шип-паз", "выступ-впадина" сосудов, аппаратов, насосов, арматуры, трубопроводов, компрессоров, двигателей внутреннего сгорания и других агрегатов;
Минимальные значения показателей: Толщина 1,0;
Максимальные значения показателей: Толщина 4,0;
Минимальные значения показателей: Плотность не менее 1,5;
Минимальные значения показателей: Максимально допустимое давление в рабочей среде: тяжелые и легкие нефтепродукты не менее 2,5 (25);
При этом, в совокупности с требованиемо соответствии ГОСТ 481-80, участником может быть предложено два варианта марки требуемого материала: ПОН или ПОН-Б.
Кроме того, в соответствии с пунктом 2.5 таблицы 4 ГОСТ 481-80,минимальный показатель плотности для марки ПОН составляет 1,6 г/см3, а для марки ПОН-Б 1,8 г/см3.
В требованиях документации об Аукционе для показателяПлотность установлено минимальное значением 1,5 г/см3.
Следовательно, показатель плотность от 1,5 до 1,6г/см3 не включительно соответствует значениям, установленным в документации об Аукционе, но не соответствует ГОСТ481-80.
Также вприложении N1 технического задания документации об Аукционе по товару "Прокладки из паронита указано следующее:
Минимальные значения показателей: Ширина не менее 100;
Значения показателей, которые не могут изменяться: Толщина 100; 125;
В ГОСТ 8486-86 "Пиломатериалы хвойных пород. Технические условия" от 30 сентября 1986 года, ГОСТ 24454-80 "Пиломатериалы хвойных пород. Размеры" от 10 ноября 1980 года имеется прямая ссылка на ГОСТ 18288-87.
В соответствии с таблицей 1 пункта 21 ГОСТ 18288-87 определение для Пиломатериала "доска" это пиломатериал толщиной до 100 мм и шириной более двойной толщины.
Следовательно, установленное Заказчиком требование противоречит ГОСТ 18288-87, что не позволяет подготовить первую часть заявки надлежащим образом.
В приложении N1 технического задания документации об Аукционе по товару "Трубы напорные из полиэтилена в соответствии с ГОСТ 18599-2001" установлено следующее:
Внешний вид поверхности труб (показатель, который не может изменяться) Цвет труб - черный, черный с синими продольными маркировочными полосами в количестве не менее трех;
Расчетное напряжение не более 8,0 МПа;
При этом, в соответствии с ГОСТ 18599-2001 Цвет труб должен быть черный или черный с синими продольными полосами в количестве не менее четырех.
Следовательно, установленное Заказчиком требование противоречит ГОСТ 18599-2001, что не позволяет подготовить первую часть заявки надлежащим образом.
Кроме того, участникам закупки не представляется возможным указать достоверные значения химического состава товаров, так как участник закупки не обязан иметь в наличии товар, предлагаемый для использования при выполнении работ, на момент подачи заявки на участие в Аукционе, следовательно, требование к их указанию в составе заявки является избыточным требованием, что нарушает правило объективного характера описания объекта закупки. Кроме того, указанные материалам являются расходными, не остаются у заказчика и служат для производства работ.
Комиссия пришла к выводу, что установленные Заказчиком в документации об Аукционе требования не соответствуют пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе и нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в части утверждения документации об Аукционе, содержащей ненадлежащее описание объекта закупки что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Следовательно, довод жалобы нашел свое подтверждения.
2. Согласно доводу жалобы, Заказчик допускает применение материалов, которых нет в проектно-сметной документации, размещенной на Официальном сайте.
Комиссией установлено, что все товары, указанные в приложение N1 к техническому заданию документации об Аукционене противоречат требованиям проектно-сметнойдокументации. Кроме того, Заявителем не представлены доказательства подтверждающие обоснованности довода жалобы и нарушение Заказчиком требований Закона о контрактной системе.
Следовательно, довод жалобы не нашел свое подтверждения.
3. В технической части документации об Аукционе Заказчиком установлены требования к химическому составу товаров, так например, для товара "Асфальтобетонная смесь щебеночная" установлен показатель "Сцепление битумов с поверхностью минеральной части"; "Содержание зерен пластинчатой (лещадной) и игловатой формы в щебне для асфальтобетонной смеси"; "Добавление активирующих веществ в минеральном порошке для асфальтобетонной смеси"; "Горная порода для получения минерального порошка для асфальтобетонной смеси"; для товара "Растворов строительных" предъявлены требования к процессу производства портландцемента, а именно "содержание технологических добавок, вводимых при производстве цемента для интенсификации процесса помола"; для товара "Песок для строительных работ" установлено "Частный остаток на сите N 2,5, Частный остаток на сите N 1,25, Частный остаток на сите N 0,315, Частный остаток на сите N 0,63, Частный остаток на сите N 0,16" и т. д.
При этом участникам закупки не представляется возможным указать достоверные значения химического состава товаров, так как участник закупки не обязан иметь в наличии товар, предлагаемый для использования при выполнении работ, на момент подачи заявки на участие в Аукционе, следовательно, требование к их указанию в составе заявки является избыточным требованием, что нарушает правило объективного характера описания объекта закупки.Кроме того, указанные материалам являются расходными, не остаются у заказчика и служат для производства работ.
Комиссия пришла к выводу, что установленные Заказчиком в документации об Аукционе требования не соответствуют пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе и нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в части утверждения документации об Аукционе, содержащей ненадлежащее описание объекта закупки что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Следовательно, довод жалобы нашел свое подтверждения.
4. Согласно доводу жалобы в Приложении N1 к Техническому заданию устанавливаются значения показателей, которые содержат необходимость конструктивного и иного соответствия материалов между собой, но какому конкретно материалу установлено обязательное соответствие не указано.
В приложении N1 технического задания документации об Аукционе по товару "Кольца уплотнительные для труб безнапорных из полиэтилена" и установлено следующее:
"Конструкция, размеры, поверхность, цвет и иные технические характеристики колец должны соответствовать характеристикам соответствующей по номинальному размеру трубе", Номинальный размер не более 630.
По товару Муфты для труб безнапорных из полиэтилена" установлено следующее:
"Конструкция, размеры, поверхность, цвет и иные технические характеристики муфт должны соответствовать характеристикам соответствующей по номинальному размеру трубе", Номинальный размер не более 630.
Вместе с тем, указание необходимости соответствия диаметров колец и муфт трубам без указания каким пунктам они должны соответствовать не противоречит требованиям Закона о контрактной системе. Кроме того, Заявителем не представлены доказательства подтверждающие обоснованности довода жалобы и нарушение Заказчиком требований Закона о контрактной системе.
Следовательно, довод жалобы не нашел свое подтверждения.
5. Согласно доводу жалобы, установленная Заказчиком в документации об Аукционе инструкция по заполнению заявки на участие в Аукционе не соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению.
Изучив документацию об Аукционе, размещенную на Официальном сайте, Комиссия установила, что установленная Заказчиком в документации об Аукционе инструкция по заполнению заявки на участие в Аукционе не противоречит требованиям Закона о контрактной системе.
Кроме того, Заявителем на заседании Комиссии не представлено доказательств, подтверждающих что Заказчиком в документации об Аукционе ненадлежащим образом установлена инструкция по заполнению заявки на участие в Аукционе.
Следовательно, довод жалобы не нашел свое подтверждения.
6. Согласно части 1 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
На основании части 3 статьи 67 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, содержащих информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, аукционная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены частью 4 статьи 67 Закона о контрактной системе.
В части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе установлено, что участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае: 1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации; 2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
В соответствии с частью 5 статьи 67 Закона о контрактной системе отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 статьи 67 Закона о контрактной системе, не допускается.
Пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3-6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению.
Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе от 14.09.2016 N0148200005416000511-1(далее - Протокол) заявка на участие в Аукционе с порядковым номером 3 отклоненапо следующему основанию: "Участник закупки не допускается к участию в электронном аукционе на основании пункта 2 части 4 статьи 67 Федерального закона N 44-ФЗ в связи с несоответствием информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 указанного Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе, а именно: представлены конкретные показатели, не соответствующие требованиям Подп. "б" п.3 ч.12.2 раздел III Документации об аукционе (прилагается отдельной таблицей 1):
Участником предоставлены сведения, противоречащие действующей нормативно-технической документации по товару "Рукава резиновые(В соответствии с ГОСТ 5398-76 Рукава резиновые напорно-всасывающие с текстильным каркасом неармированные. Технические условия от 28 мая 1976 года)":*В соответствии с Таблицей 2 ГОСТ 5398-76 при внутреннем диаметре рукава равном 38 мм масса 1 м рукава класса В (предназначенного для работы в воде) составляет 1,4 кг. Таким образом, масса рукава длиной 3000 мм (3 м) должна составлять 4,2 кг.
Участником предоставлены сведения, противоречащие требованиям документации об аукционе по товарам "Прокладки из паронита", "Гвозди строительные", "Трубы стальные электросварные прямошовные", "Грунтовка", "Асфальтобетонная смесь".
Заказчиком в документации об Аукционе по товару "Рукава резиновые(в соответствии с ГОСТ 5398-76 Рукава резиновые напорно-всасывающие с текстильным каркасом неармированные. Технические условия от 28 мая 1976 года)" установлено следующее:
Внутренний диаметр рукава: "Минимальные значения показателей -не менее 25 мм"; "Максимальные значения показателей -50 мм";
Длина рукава: "Минимальные значения показателей -2000 мм"; "Максимальные значения показателей -50 мм";
Масса рукава: Минимальные значения показателей -2 кг";
В заявке участника с порядковым номером 3 по указанному пункту указано: "Внутренний диаметр рукава - 38 мм"; Длина рукава - 3000 мм"; Масса рукава 2,05 кг", что соответствует требованиям документации об Аукционе.
При этом, вГОСТ 5398-76 отсутствует требуемый Заказчиком параметр "масса рукава".
Следовательно, участник с порядковым N 3 представил в первой части своей заявки на участие в Аукционе конкретный показатель "Масса рукава", соответствующий требованиям документации об Аукционе.Доказательств обратного представители Заказчика и Уполномоченного органа на заседании Комиссии не представили.
Заказчиком в документации об Аукционе:
по товару "Прокладки из паронита" установлено: "Предельное отклонение по толщине "Максимальные значения показателей" - не превышает _ 0,30 мм";
по товару "Гвозди строительные" установлено: "Предельные отклонения на длину гвоздей "Максимальные значения показателей" - не более _ 3,0 мм";
по товару "Трубы стальные электросварные прямошовные" установлено: "Предельное отклонение по наружному диаметру "Максимальные значения показателей" - 0,8 мм"; "Предельноеотклонение по толщине стенки"Максимальные значения показателей" - не более
0,45 мм; "Овальность труб "Максимальные значения показателей" -
0,8 %"; "Равностенность труб"Максимальные значения показателей" - не более
0,45 мм";
по товару "Грунтовка" установлено: "Массовая доля нелетучих веществМинимальные значения показателей - не менее 54,Максимальные значения показателей" - не более 60 %";
по товару "Асфальтобетонная смесь" установлено: "Глубина проникания иглы при 25°С Минимальные значения показателей - не менее 61, Максимальные значения показателей" - не более 200 мм.
На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что в данном случае участники закупки не могли указывать единственный конкретный показатель. По мнению Заказчика указанное требование содержится в инструкции по заполнению заявок на участие в Аукционе установленной в документации об Аукционе.
Согласно инструкциипо заполнению Заявок на участие в Аукционе Заказчиком установлено: "В случае наличия в установленных показателях в Приложении N1 к Техническому заданию "Требования Заказчика к качественным характеристикам и конкретным показателям используемых товаров, материалов и конструкций" в столбце "Наименование показателя" слова "диапазон", это означает, что участником закупки должен быть предложен товар с равным диапазонным значением показателя, или со значением, включающий установленный требованиями Заказчика диапазон требуемых значений с учетом требований документации и разъяснениями настоящей инструкцией"
Комиссией установлено, что в наименованиях показателей в указанных в Протоколе пунктах не содержатся слова "диапазон".
Также в инструкции по заполнению Заявок на участие в Аукционе Заказчик установил: "В случае установления в Приложении N1 к Техническому заданию "Требования Заказчика к качественным характеристикам и конкретным показателям используемых товаров, материалов и конструкций" диапазона требуемых значений применительно к конкретному показателю с помощью использования уточняющих слов при указании минимального и максимального значения, или в случае его установления с помощью символа "", участником закупки должен быть предложен товар с равным значением, или со значением, включенным в установленный требованиями Заказчика диапазон требуемых значений с учетом требований документации и разъяснениями настоящей инструкцией".
В заявке участника с порядковым номером 3 по указанным в Протоколе пунктам:
по товару "Прокладки из паронита" указано: "Предельное отклонение по толщине "Максимальные значения показателей" +0,20 мм";
по товару "Гвозди строительные" указано: "Предельные отклонения на длину гвоздей "Максимальные значения показателей" +1,4 мм";
по товару "Трубы стальные электросварные прямошовные" указано: "Предельное отклонение по наружному диаметру +0,7 мм"; "Предельноеотклонение по толщине стенки+0,29 мм; "Овальность труб +0,7 %"; "Равностенность труб +0,29 мм";
по товару "Грунтовка" указано: "Массовая доля нелетучих веществ - 55%";
по товару "Асфальтобетонная смесь" указано: "Глубина проникания иглы при 25°С - 63 мм", что соответствует требованиям документации об Аукционе.
Следовательно, участник с порядковым номером 3 представил в первой части своей заявки на участие в Аукционе конкретные показатели, соответствующие требованиям документации об Аукционе.
На Заседании Комиссии представители Заказчика и Уполномоченного органа не представили доказательств несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе и указанной в заявке N 3 требованиям документации о таком Аукционе.
Следовательно, Аукционная комиссия отклонила указанную заявку за несоответствие требованиям, непредусмотренным документацией об Аукционе.
Таким образом, Комиссия пришла к выводу о нарушении Аукционной комиссией части 5 статьи 67 Закона о контрактной системе в части неправомерного отклонения заявки на участие в Аукционе с порядковым N 3.
Указанные действия содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, частью 8 статьи 106, частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Энерго Эксперт"частично обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушениепункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Признать в действиях Аукционной комиссии Заказчика, Уполномоченного органа нарушение части 5 статьи 67 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Уполномоченному органу, Аукционной комиссии предписание об устранении допущенного нарушения.
4. Передать материалы дела от 14.09.2016 N 07-24-8007эп/16 по выявленным нарушениям Закона о контрактной системе соответствующему должностному лицу Московского областного УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области от 14 сентября 2016 г. N 07-24-8007эп/16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.09.2016