Резолютивная часть оглашена
02.08.2016 г. г. Самара
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (Самарское УФАС России) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Самарского УФАС, Комиссия) в составе,
рассмотрев в порядке, установленном статьей 106 Федерального закона от 15.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным Приказом ФАС России от 19 ноября 2014 г. N 727/14, жалобы АО "Р-ФАРМ" (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ "Самарский областной центр по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями" (далее - Организатор торгов) при проведении Главным управлением организации торгов Самарской области (далее - Уполномоченный орган) электронных аукционов:
- на поставку антивирусного препарата для профилактики и лечения лиц, инфицированных вирусами иммунодефицита человека и гепатитов В и С МНН Зидовудин+Ламивудин в рамках реализации постановления Правительства Самарской области от 27.11.2013 N 674 "Об утверждении государственной программы Самарской области "Развитие здравоохранения в Самарской области" на 2014-2018 годы", для Государственных бюджетных учреждений здравоохранения Самарской области (совместные торги) (извещение N 0142200001316008153, начальная (максимальная) цена контракта - 57 080 998,80 руб.);
- на поставку антивирусного препарата для профилактики и лечения лиц, инфицированных вирусами иммунодефицита человека и гепатитов В и С МНН Ламивудин, в рамках реализации постановления Правительства Самарской области от 27.11.2013 N 674 "Об утверждении государственной программы Самарской области "Развитие здравоохранения в Самарской области" на 2014-2018 годы" для нужд Заказчиков Государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Самарский областной центр по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями" и Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Самарской области "Тольяттинская городская клиническая больница N5" (совместные торги) (извещение N 0142200001316008058, начальная (максимальная) цена контракта - 30 586 670,40 руб.).
УСТАНОВИЛА:
В Самарское УФАС России поступили жалобы Заявителя на действия Заказчика при проведении электронных аукционов.
Согласно доводам Заявителя жалоб, Заказчиком допущено нарушение законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок при составлении документации об электронных аукционах, а именно в аукционную документацию Заказчика, извещение (N 0142200001316008058), включены требования к дозировке таблеток в упаковке закупаемого лекарственного препарата, не допускающего поставку лекарственного препарата во взаимозаменяемой кратной дозировке.
Также Заявитель считает, что Заказчиком в аукционной документации (извещение N 0142200001316008153) неправомерно объединено в один предмет закупки поставка лекарственных препаратов МНН Зидовудин+Ламивудин.
На основании вышеизложенного, Заявитель просит признать жалобы обоснованными, выдать предписания об устранении допущенных при осуществлении Закупки нарушений.
Заказчик, Организатор торгов, Уполномоченный орган представили письменные возражения на жалобы, просили отказать в удовлетворении жалоб.
Выслушав доводы представителей сторон, изучив материалы жалобы, документацию об электронном аукционе и, проведя в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, Комиссия Самарского УФАС России пришла к следующему выводу.
Пунктом 3 статьи 13 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в соответствии с настоящим Федеральным законом заказчиками осуществляются закупки для обеспечения федеральных нужд, нужд субъектов Российской Федерации и муниципальных нужд, а именно для выполнения функций и полномочий государственных органов Российской Федерации, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственных органов субъектов Российской Федерации, органов управления территориальными внебюджетными фондами, муниципальных органов, за исключением выполняемых в соответствии с пунктами 1 и 2 настоящей статьи функций и полномочий.
Пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе предусмотрено, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе предусмотрено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно письменным пояснениям Организатором закупки, Заказчика по жалобам АО "Р-ФАРМ", ГБУЗ "Самарский областной центр по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями" осуществляет закупки товаров, работ, услуг для осуществления своих государственных функций и полномочий, которые предусмотрены уставными документами. В соответствии с Уставом Заказчика, основной целью учреждения является проведение профилактических, диагностических, лечебных и других мероприятий, направленных на снижение последствий, вызванных распространением ВИЧ - инфекции и инфекционных заболеваний, для достижения которых учреждение осуществляет медицинскую деятельность и производит закупки антивирусных лекарственных препаратов (приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 08.11.2012 года N 689н "Об утверждении порядка оказания медицинской помощи взрослому населению при заболевании, вызываемом вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ - инфекции). В рамках реализации принципа обеспечения конкуренции, создания равных условий участникам закупок, заказчиком, в соответствии с нормами Закона о контрактной системе в извещениях и документациях об аукционах в электронной форме, размещенных на официальном сайте в единой информационной системе в сфере закупок, установлены единые требования к участникам закупки, которые в равной степени, распространяются на всех участников закупок, и единые требования к условиям исполнения контракта.
Руководствуясь нормами Закона о контрактной системе, Заказчик в аукционной документации установил существенные условия контракта, то есть условия о предмете договора, условия, которые названы в Законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида.
Рассматриваемые аукционы в электронной форме размещены в интересах ГБУЗ "Самарский областной центр по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями", ГБУЗ СО "Тольяттинская городская клиническая больница N5". Соответственно, объекты закупок, в том числе характеристики подлежащего к поставке товара, определялись из потребностей Заказчика.
Государственный Заказчик вправе включить в документацию об электронном аукционе такие качественные, технические и функциональные характеристики товаров, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих государственных функций.
Согласно письменным пояснениям Организатора торгов закупка лекарственных препаратов с МНН Зиновудин+Ламивудин и с МНН Ламивудин осуществляется для пациентов, которым назначены соответствующие суточные дозировки указанных препаратов, при этом указанные препараты присутствуют в течение года в схемах АРВТ более чем у 90% пациентов, получающих терапию, - это взрослые пациенты и подростки. Назначение или изменение АРВ - терапии производятся на основании решений врачебной комиссии, которые в свою очередь принимаются на основании обследования пациента, результатов определения вирусной нагрузки, уровня CD+T - лимфоцитов, с учетом сопутствующих заболеваний (и лекарственных взаимодействий в связи с получаемой дополнительной лекарственной терапии), а также после исследования устойчивости вируса к тем или иным антиретровирусным препаратам (АРВП) у каждого конкретного пациента.
На заседание Комиссии Самарского УФАС России Организатором торгов на обозрение представлены схемы терапии и количество пациентов по каждой схеме, для расчета необходимого количества каждого препарата на 12 месяцев терапии (годовой курс лечения), заверенные главным врачом ГБУЗ "Самарский областной центр по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями".
Подобная схема АРВТ должна быть эффективной, переносимой пациентом, по возможности экономичной, а также комфортной в применении, поскольку даже незначительные и не угрожающие жизни побочные эффекты, либо дискомфорт при применении могут снизить приверженность пациента терапии, что ставит под угрозу регулярность приема препаратов и, как следствие, результат такой терапии. В этом случае указанные препараты вынуждено заменяются на более дорогие бустированные ингибиторы протеазы, что ведет к значительному удорожанию всей схемы лечения каждого такого пациента, что неприемлемо в условиях необходимости экономии бюджетных средств.
Таким образом, в документациях об электронных аукционах установлены качественные характеристики предмета закупки, включающие в себя совокупность свойств, характеристик, которые максимально удовлетворяют потребности заказчика, и являются необходимыми в клинической деятельности.
Кроме того, согласно данным, опубликованным на официальном сайте Государственного реестра лекарственных средств, в Российской Федерации зарегистрировано 7 лекарственных препаратов с МНН Зиновудин+Ламивудин различных производителей в требуемой дозировке 300 мг+150 мг, а также 2 лекарственных препарата различных производителей с МНН Ламивудин в требуемой дозировке 300 мг., что свидетельствует о наличии нескольких лекарственных препаратов, соответствующих требованиям Заказчика и возможности любого поставщика поставить необходимый Заказчику препарат.
На заседании Комиссии Самарского УФАС России представитель Организатора торгов пояснил, что количество антивирусных монопрепаратов, необходимых для бесперебойного лекарственного обеспечения пациентов Самарской области с учетом 10% прироста количества пациентов получающих АРВ - терапию в 2016 году, для подбора схем АРВТ второго ряда при непереносимости терапии, либо альтернативых схем (при неэффективности терапии - например при возникновении резистентности), а также лекарственных препаратов малых дозировок (для назначения детям и пациентам с малым весом), имеются в наличии на складе ГБУЗ "Самарский областной центр по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями" и ИЗ, либо поступают по заявкам Заказчика в рамках исполнения заключенных контрактов. Среди этих препаратов - лекарственный препарат с МНН Ламивудин таблетки, покрытые пленочной оболочкой в дозировке 150 мг., который поставляется по контракту, заключенному по результатам электронного аукциона N 0142200001316005325; Зиновудин таблетки, в дозировке 100 мг., который поставляется в рамках исполнения контракта, заключенного по результатам электронного аукциона по извещению N 0142200001316003891;Зиновудин таблетки, покрытые пленочной оболочкой в дозировке 300 мг., который поставляется в рамках исполнения контракта, заключенного по результатам электронного аукциона по извещению N 0142200001316004065 и другие лекарственные препараты.
Таким образом, препараты указанные в закупках N 0142200001316008058, N 0142200001316008153 требуются для конкретных пациентов ВИЧ/СПИД больных с выраженным иммунодефицитом.
Также Комиссией принято во внимание обстоятельство представления при обосновании начальной (максимальной) цены контракта 5 коммерческих предложений Заказчиком по закупке N 0142200001316008058; 3 коммерческих предложений по закупке N 0142200001316008153, а также мониторинг размещенных в Российской Федерации аукционов с начала 2016 года, согласно которому в аукционах на поставку МНН Зиновудин+Ламивудинучаствовало 35 поставщиков, а в аукционах на поставку МНН Ламивудин 300 мг. - 13 поставщиков, что в свою очередь свидетельствует о возможности хозяйствующих субъектов поставить товары, предусмотренные аукционными документациями.
На участие в электронном аукционе по извещениям N 0142200001316008058, N 0142200001316008153 подано по 2 заявки.
Кроме того, на Комиссии Самарского УФАС России Организатором торгов представлено письмо ОАО "ФАРМСИНТЕЗ", согласно которому лекарственные препараты, в том числе Ламивудин (таблетки, покрытые оболочкой 300 мг. N60) и Зиновудин+Ламивудин (таблетки, покрытые пленочной оболочкой 300 мг.+ 150 мг. N60) свободно предоставляются заинтересованным лицам по запросу. Ограничений, либо запретов для заинтересованных лиц (поставщиков) в реализации указанных лекарственных средств не существует.
АО "Р-ФАРМ" вопреки требованиям, предусмотренным частью 9 статьи 105 Закона о контрактной системе доказательств невозможности приобретения лекарственных препаратов, соответствующих требованиям аукционных документаций, с целью дальнейшей поставки при исполнении государственных контрактов, не представило.
Заявитель в рассматриваемом случае не доказал, что указанные в аукционных документациях характеристики, ограничивают количество потенциальных участников закупок.
Руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок Комиссия Самарского УФАС России,
РЕШИЛА:
Признать жалобы АО "Р-ФАРМ" необоснованными.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 2 августа 2016 г. N 801-11883-16/4
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.08.2016