Резолютивная часть решения оглашена г.о. Самара
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (Самарское УФАС России) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Самарского УФАС) в составе:
рассмотрев в порядке, установленном статьей 106 Федерального закона от 15.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок), Приказом от 19 ноября 2014 г. N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", жалобу ООО "Медпром" (далее - Заявитель) на действия заказчика при проведении электронного аукциона на оказание услуг по обеспечению слуховыми аппаратами, в том числе ушными вкладышами индивидуального изготовления, лиц, признанных инвалидами (за исключением лиц, признанных инвалидами вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний), и лиц в возрасте до 18 лет, которым установлена категория "ребенок - инвалид", проживающих в Самарской области, для нужд ГКУ СО "Областной центр по организации отдыха и оздоровления детей Самарской области" (извещение N 0142200001316008041, начальная (максимальная) цена контракта - 14 904 153,00 рублей),
в присутствии представителей:
УСТАНОВИЛА:
В Самарское УФАС России поступила жалоба ООО "Медпром" на действия заказчика при проведении электронного аукциона на оказание услуг по обеспечению слуховыми аппаратами, в том числе ушными вкладышами индивидуального изготовления, лиц, признанных инвалидами (за исключением лиц, признанных инвалидами вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний), и лиц в возрасте до 18 лет, которым установлена категория "ребенок - инвалид", проживающих в Самарской области, для нужд ГКУ СО "Областной центр по организации отдыха и оздоровления детей Самарской области" (извещение N 0142200001316008041, начальная (максимальная) цена контракта - 14 904 153,00 рублей), (далее - аукцион).
Согласно доводам жалобы:
1) Заказчиком установлено требование содержания документов, подтверждающих соответствие участника такого аукциона и (или) предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, установленным заказчиком в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе.
2) Заказчиком установлен запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок, а именно: "в отношении лекарственных препаратов".
3) Заказчиком установлены излишние требования к поставляемому товару.
4) Заказчиком в Техническом задании установлены технические характеристики слуховых аппаратов конкретного Изготовителя.
5) В документации отсутствует указание на документы, определяющие право Заказчика на осуществление данной закупки путем объединения поставки товаров и оказания услуг.
1. В соответствии с частью 1 статьи 14 Закона о контрактной системе при осуществлении заказчиками закупок к товарам, происходящим из иностранного государства или группы иностранных государств, работам, услугам, соответственно выполняемым, оказываемым иностранными лицами, применяется национальный режим на равных условиях с товарами российского происхождения, работами, услугами, соответственно выполняемыми, оказываемыми российскими лицами, в случаях и на условиях, которые предусмотрены международными договорами Российской Федерации.
Согласно пункту 7 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
Заказчик в ходе рассмотрения жалобы пояснил, что в соответствии с Общей частью информационной карты участнику предлагается составить первую и вторую части заявки на участие в конкурентной процедуре согласно инструкции по составлению заявки и исходя из требований, ограничений и преференций, указанных в информационной карте такой процедуры, а также в извещении о проведении закупки, размещенного в Единой Информационной системе.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2015 г. N 1457 (далее - Постановление N 1457) утвержден перечень отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено с 1 января 2016 года (далее - Перечень).
В указанный Перечень включены в том числе работы и услуги, выполняемые для обеспечения государственных и муниципальных нужд (пункт 5 Перечня).
Документация о закупке для государственных и муниципальных нужд разрабатывается заказчиком самостоятельно в соответствии с требованиями к содержанию документации о закупке, установленными положениями Закона о контрактной системе и действующим законодательством Российской Федерации.
При осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки в соответствии со статьей 31 Закона о контрактной системе, в том числе соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, к лицам, осуществляющим выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки (пункт 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе).
Таким образом, в случае если Постановлением N 1457 установлены обязательные требования к лицам, осуществляющим выполнение работ, оказание услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, заказчик устанавливает такие требования к участникам закупки.
Согласно извещению о проведении электронного аукциона N 0142200001316008041 заказчиком установлено ограничение допуска работ и услуг в соответствии с Постановлением N 1457.
Соответствие участника закупки установленным в документации о закупке требованиям Постановления N 1457 подтверждается сведениями, содержащимися в выписке из единого государственного реестра юридических лиц или засвидетельствованной в нотариальном порядке копии такой выписке (для юридического лица), выписке из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей или засвидетельствованной в нотариальном порядке копии такой выписке (для индивидуального предпринимателя), копиях документов, удостоверяющих личность (для иного физического лица), надлежащим образом заверенном переводе на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица или физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством соответствующего государства (для иностранного лица), копиях учредительных документов участника закупки (для юридического лица).
При этом в соответствии с нормами Закона о контрактной системе уже предусмотрено представление указанных документов участником в составе заявки при проведении аукциона и направление указанных документов оператором электронной площадки заказчику вместе со второй частью заявки на участие в электронном аукционе.
Действующее законодательство Российской Федерации не содержит порядок подтверждения отсутствия контроля над организацией иностранных граждан Турецкой Республики и (или) организаций, находящихся под юрисдикцией Турецкой Республики, в том числе не содержит указания на вид подтверждающего документа.
При этом факт подачи участником заявки на участие в закупке является согласием на условия исполнения контракта, определенные документацией о закупке, в том числе подтверждением соответствия установленным в документации о закупке требованиям к участникам закупки в части запрета на участие в закупке организаций, контролируемых гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики.
Учитывая вышеизложенное, дополнительного представления участником закупки в составе заявки прочих документов, в том числе декларации о том, что он не является организацией, контролируемой гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, не требуется.
Аналогичная позиция изложена в письме Минэкономразвития России от 17.02.2016 N Д28и-353 и совместном письме Минэкономразвития России и ФАС России N 12589-ЕЕ/Д28и и N АЦ/28993/16 от 28.04.2016 г.
Таким образом, довод ООО "Медпром" несостоятелен.
2. В соответствии с общей частью информационной карты участнику предлагается составить первую и вторую части заявки на участие в конкурентной процедуре согласно инструкции по составлению заявки и исходя из требований, ограничений и преференций, указанных в информационной карте такой процедуры, а также в извещении о проведении закупки, размещенном в ЕИС.
Информационная карта документации об электронном аукционе имеет типовой характер, требования, установленные Заказчиком, не противоречат законодательству о контрактной системе.
Кроме того, по 1,2 доводам заявителя были даны разъяснения положений документации.
На основании изложенного, довод Заявителя необоснован.
3. В Техническом задании, являющимся приложением к документации об электроном аукционе, установлено, что слуховые аппараты должны иметь функцию бинауральной синхронизации.
Заявитель считает установление данного требования для слуховых аппаратов избыточным, поскольку функция бинауральной синхронизации не используется, требование "бинауральная синхронизация" не является стандартным требованием, касающимся технических и качественных характеристик слуховых аппаратов установленных ГОСТ.
Однако Комиссия Самарского УФАС России пришла к выводу, что функция "бинауральная синхронизация" является стандартной для современных слуховых аппаратов, оснащенных беспроводными свойствами, поскольку востребована при двустороннем (бинауральном) слухопротезировании, в том числе и для слухопротезирования детей-инвалидов, а ее отсутствие ограничивает возможности бинаурального протезирования.
Кроме того, бинауральное протезирование прописано в Индивидуальных программах реабилитации инвалидов по назначению специалистов медико-социальной экспертизы.
Законом о контрактной системе при описании объекта закупки не предусмотрено ограничений по включению в документацию об аукционе требований к товару, являющихся значимым для заказчика и требований к заказчику обосновывать свои потребности при установлении требований к поставляемому товару.
В ходе рассмотрения жалобы, установлено, что указание Заказчиком в документации об электронном аукционе оспариваемых характеристик товара, предусмотрено законодательством и не влечет нарушений положений Закона о контрактной системе.
Довод заявителя признан необоснованным.
4. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Из изложенных норм следует, что в зависимости от своих потребностей Заказчик в аукционной документации должен установить требования, в частности, к качеству, техническим характеристикам (потребительским свойствам), размерам, упаковке товара с учетом специфики его деятельности и в целях обеспечения эффективного использования бюджетных средств, при соблюдении установленных законодательством Российской Федерации положений, направленных на обеспечение при проведении торгов конкурентной среды.
Соответственно, Заказчик вправе включить в аукционную документацию такие характеристики и требования к товарам, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций. При этом Заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет закупки.
Аукционная документация содержит определенные технические характеристики товара, подлежащего к поставке, которые в наилучшей степени отвечают требованиям Заказчика, что не запрещено в силу Закона о контрактной системе.
Заказчик в ходе рассмотрения жалобы пояснил, что параметры технических, функциональных и качественных характеристик слуховых аппаратов установлены исходя из индивидуальных потребностей инвалидов Самарской области, а так же опыта работы по выдаче инвалидам слуховых аппаратов.
Сам факт установления определенных характеристик к товару не свидетельствует об ограничении количества участников закупки. Отсутствие у лиц, заинтересованных в заключении контракта, возможности поставить товар, соответствующий потребностям Заказчика, не свидетельствует о нарушении Заказчиком прав этих лиц, а так же ограничении Заказчиком числа участников торгов.
Доказательств, свидетельствующих о том, что содержащиеся в документации требования к товару создали одному участнику закупки преимущество перед другими, либо являются непреодолимыми для потенциальных участников закупки, а так же каким-либо образом повлекли за собой ограничение количества участников, Заявителем, вопреки требованиям части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе, представлено не было, довод заявителя необоснован.
5. Федеральным законом от 24.11.1995 г. N181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" установлено, что государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств реабилитации и услуг (далее - ТСР), предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета в соответствии с федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, утвержденным распоряжением Правительства РФ от 30.12.2005 г. N 2347-р.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 07.04.2008 г. N240 "О порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями", обеспечение инвалидов ТСР, в том числе путем выплаты компенсации за его самостоятельно е приобретение, осуществляется в соответствии с рекомендациями индивидуальной программы реабилитации или абилитации (далее - ИПРА) инвалида, разработанными с учетом классификации ТСР, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24.05.2013 N241н (далее - Классификация).
Разработка ИПРА инвалида осуществляется специалистами федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы с учетом рекомендуемых мероприятий по медицинской реабилитации или абилитации, указанных в направлении на медико-социальную экспертизу, выданном организацией, оказывающей медицинскую помощь гражданину.
С 01.01.2010 г. в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 30.12.2009 г. N2016-р Правительство Самарской области в лице министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области (далее - Министерство) осуществляет федеральные полномочия по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов, в том числе, в части предоставления инвалидам технических средств реабилитации, входящих в федеральный перечень.
В соответствии с соглашением о взаимодействии при осуществлении части федеральных полномочий от 18.07.2012 г. министерство здравоохранения Самарской области оказывает содействие Министерству в подготовке технических заданий для размещения заказов в соответствии с законодательством Российской Федерации на поставку слуховых аппаратов, глазных протезов и голосообразующих аппаратов.
В рамках оказания услуг по обеспечению слуховыми аппаратами неотъемлемыми мероприятии являются подбор и настройка слуховых аппаратов и дальнейшая их передача получателю, поскольку данные действия входят в общее понятие обеспечение инвалидов слуховыми аппаратами.
Кроме того, Заказчик в целях недопущения ограничения конкуренции в п.3.2 Проекта государственного контракта предусмотрел возможность привлечения соисполнителя для оказания услуг.
Заказчик указал, что на участие в электронном аукционе было подано 3 заявки с предложениями разных производителей.
При обосновании начальной (максимальной) цены контракта поступило 3 коммерческих предложения, кроме того, Заявитель является не производителем товара, являющегося объектом закупки, а поставщиком.
На основании изложенного, довод Заявителя признан необоснованным.
Руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Самарского УФАС России
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Медпром" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 4 августа 2016 г. N 816-12155-16/4
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.08.2016