Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (Самарское УФАС России) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Самарского УФАС)
рассмотрев в порядке, установленном статьей 106 Федерального закона от 15.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок), Приказом от 19 ноября 2014 г. N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", жалобуООО "Альянс Строй" на действия заказчика при проведении электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту участка тепловой сети от ТК - 39 по пер. Достоевского до ввода в нежилое здание по ул. Советская, 5 (извещение N 0142300001216000232, начальная (максимальная) цена контракта - 4 863 298,29 рублей),
УСТАНОВИЛА:
В Самарское УФАС России поступила жалобаООО "Альянс Строй" на действия заказчика при проведении электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту участка тепловой сети от ТК - 39 по пер. Достоевского до ввода в нежилое здание по ул. Советская, 5 (извещение N 0142300001216000232, начальная (максимальная) цена контракта - 4 863 298,29 рублей).
Согласно доводам Заявителя ООО "Альянс Строй" Заказчиком утверждена аукционная документация с нарушениями законодательства о контрактной системе.
Заявитель просит признать жалобу обоснованной и выдать Заказчику предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе путем внесения изменений в аукционную документацию.
ПредставителиЗаказчикапросят в удовлетворении жалобы отказать, указывая на отсутствие нарушений в аукционной документации, предоставили письменные возражения на жалобу.
Выслушав доводы сторон, изучив материалы жалобы, документацию об аукционе и, проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, внеплановую проверку, Комиссия Самарского УФАС России пришла к следующему выводу.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона о контрактной системе настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
Согласно статьи 6 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
В соответствии с частью 2 статьи 7 Закона о контрактной системе открытость и прозрачность информации, указанной в части 1 настоящей статьи, обеспечиваются, в частности, путем ее размещения в единой информационной системе.
В соответствии с частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе контрактная системе в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
- описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
1) Заказчиком в п. 7 Приложения N3 к описанию объекта закупки указано: "Щебень из природного камня для строительных работ, марка не ниже 400, фракция 20-40 мм из осадочных пород, группа щебня 1или 2. Должен быть изготовлен по ГОСТ (указать). Зерновой состав (полные остатки) на контрольных ситах, % (размеры отверстий контрольных сит, мм) :1,25D - до 0,5 %; D - до 10 %; 0,5(d+D) -30-60 %; d- 90-100 %. Содержание зерен пластичной (лещадной) и игловатой формы, %, по массе до 15. Потеря массы при испытании щебня: в сухом состоянии 11-24% , в насыщенном водой состоянии 11-28%. Содержание пылевидных и глинистых частиц, % по массе <4. Содержание зерен слабых пород не должно быть более десяти процентов по массе. Содержание глины в комках, % до 0,25. Марка по истираемости И1-И3. Марка по морозостойкости, 25 F
400. Удельная эффективная активность естественных радионуклидов щебня Бк/кг до 370. Потеря массы при распаде <8% по массе. Содержание вредных компонентов и примесей: аморфные разновидности диоксида кремния, растворимые в щелочах не более 50 ммоль/л; пирит по массе не более 4%; сульфаты и сульфиды в пересчете на SO 3 по массе не более 1,5 %; галлоидные соединения в пересчете на ион хлора по массе не более 0,1 %; свободные волокна асбеста по массе не более 0,25%; уголь и древесные остатки по массе не более 1,0%. Средняя плотность зерен от 2,0 до 3,0 г/см
".
Характеристики данного товара должны соответствовать ГОСТ 8267-93, который распространяется на щебень и гравий из горных пород со средней плотностью зерен от 2,0 до 3,0 г/см.
Заказчиком в свою очередь указано: "Средняя плотность зерен от 2,0 до 3,0 г/см".
Из пояснений Заказчика следует, что при составлении аукционной документации была допущена техническая ошибка.
В связи с изложенным довод Заявителя обоснован.
2) В пункте 10 Ведомости материалов Приложения N 3 к описанию объекта закупки Заказчиком установлено: "Гвозди строительные с плоской/конической головкой 1,4-1,6х40-50 мм. Должны соответствовать ГОСТ (указать). Временное сопротивление разрыву, Н/мм (кгс/мм
) не менее 590 (60). Отклонение от соосности головки относительно стержня не должно быть более 0,7 мм. Отклонения от круглости головок не должны быть более 1,1 мм. Заостренная часть гвоздя имеет круглое или квадратное сечение. Угол заострения по граням не более 40°. Односторонний равномерный прогиб стержня гвоздя не более 0,5 мм. Торцовая поверхность конической головки должна быть рифленой. Масса 1000 круглых гвоздей, кг, не более 0,4".
В соответствии с ГОСТ 4028-63 масса 1000 шт. круглых гвоздей размером 1,4х40 мм (минимальный размер гвоздя, установленный Заказчиком) 0,482 кг, чему не соответствуют данные о массе, указанные Заказчиком в аукционной документации.
Кроме того в запросе разъяснений от 22.06.2016 г. по данному пункту документации Заказчик указал: "В пункте 10 ведомости материалов допущена техническая ошибка, следует читать: "Масса 1000 круглых гвоздей, кг, более 0,4 кг."
Таким образом, довод Заявителя обоснован.
3) Пунктом 26 Ведомости материалов Приложения N 3 к описанию объекта закупки Заказчиком установлено: "Электроды диаметром 4-6 мм Э46. Покрытие среднее или толстое. Должны соответствовать ГОСТ. Должны быть изготовлены из низкоуглеродистой или высоколегированной сварочной проволоки и предназначены для сварки током любой полярности с напряжением холостого хода 50 (5) В. Временное сопротивление разрыву, от 46 кгс/мм
. Относительное удлинение, не ниже восемнадцати процентов. Ударная вязкость не ниже 8кгс·м/см
. Содержание в наплавленном металле серы и фосфора не должно быть более 0,040 и 0,045 соответственно. Временное сопротивление разрыву сварного соединения, выполненного электродами диаметром <3 мм, кгс/мм
- более 42. Угол загиба не <150
".
Параметр "Временное сопротивление разрыву сварного соединения, выполненного электродами диаметром <3 мм, кгс/мм - более 42" соответствует электродам диаметром менее 3 мм, Заказчику требуется электроды диаметром 4-6 мм.
Таким образом, Заказчик вводит Участников закупки в заблуждение, требуя соответствие несовместимых товара и параметра.
На основании изложенного довод Заявителя обоснован.
4) В пункте 5 Ведомости материалов Приложения N 3 к описанию объекта закупки Заказчиком установлено: "Бруски обрезные хвойных пород длиной 4-6,5-м, шириной 75-150 мм, толщиной 40-75 мм, 1 сорта. Древесина: ель; сосна. Влажность древесины 20-22%. Шероховатость поверхности не должна превышать 1600 мкм. Технические характеристики сосны/ели: плотность, кг/м не менее 450; Коэффициент усушки в радиальном и тангенциальном направлении, %, 0,17 и до 0,31 соответственно. Предел прочности при изгибе не менее 70,3 МПа. Предел прочности при растяжении вдоль волокон, МПа: в радиальном направлении от 6,2, в тангенциальном направлении не менее 6,2. Удельная работа при ударном изгибе, Дж/см
не менее 1,6. Твердость МПа: торцевая от 23,4, радиальная не менее 16,5, тангенциальная не менее 16,6. Модуль упругости при статическом изгибе, ГПа до 9,3. Предельные отклонения, мм должны быть по толщине не более
3, по ширине не более
3. Отклонение от перпендикулярности торца к пласти и кромке до 5% ширины и толщины пиломатериалов соответственно. Обзол не должен быть: тупой на пластях и кромках без ограничения по длине более 1/3 ширины соответствующих сторон пиломатериала, на отдельных участках кромок более 2/3 ширины кромки, протяженностью более 1/4 длины пиломатериала. Должны соответствовать ГОСТ".
Заявитель считает, что установленные Заказчиком требования к характеристикам товаров, в том числе "твердость Мпа: торцевая, радиальная, тангенциальная", "модуль упругости при статическом изгибе", "удельная работа при ударном изгибе", "коэффициент усушки в тангенциальном, радиальном направлении" не регламентируются ГОСТ.
Однако данные характеристики установлены ГОСТ 6782.1-75, ГОСТ 16483.37-88, ГОСТ 6782.1-75, ГОСТ 16588-91.
На основании вышеизложенного, довод Заявителя несостоятелен.
Руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Самарского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобуООО "Альянс Строй" частично обоснованной.
2. Признать в действиях заказчика нарушение части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
3. Предписание об устранении допущенных при осуществлении закупки нарушений Закона о контрактной системе не выдавать.
4. Передать материалы жалобы для принятия решения о возбуждении административного производства по части 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 30 июня 2016 г. N 615-5879-16/4
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.08.2016