Резолютивная часть оглашена
09.08.2016 г. г.о.Самара
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (Самарское УФАС России) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Самарского УФАС)
рассмотрев в порядке, установленном статьей 106 Федерального закона от 15.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок), Приказом от 19 ноября 2014 г. N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", жалобу ООО "СТРОЙИНВЕСТ" на действия заказчика при проведении электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту здания ГБОУ Борская СОШ N1 "ОЦ" (извещение N 0342300004116000099, начальная (максимальная) цена контракта - 12 073 000,00 рублей),
УСТАНОВИЛА:
В Самарское УФАС России поступила жалоба ООО "СТРОЙИНВЕСТ" на действия заказчика при проведении электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту здания ГБОУ Борская СОШ N1 "ОЦ" (извещение N 0342300004116000099, начальная (максимальная) цена контракта - 12 073 000,00 рублей).
Согласно доводам Заявителя ООО "СТРОЙИНВЕСТ" Заказчиком составлена аукционная документация с нарушениями законодательства о контрактной системе.
По мнению Заявителя, положения аукционной документации не соответствуют Закону о контрактной системе, а именно:
1) инструкция по заполнению заявки на участие в электронном аукционе не содержит требований, позволяющих определить, какой именно ГОСТ соответствует товару, используемому при выполнении работ, а также не содержит надлежащего указания наименования ГОСТ, которому должен соответствовать товар, необходимый при выполнении работ;
2) установление сроков действия контракта, не соответствующих срокам исполнения обязательств по контракту, а именно, несоразмерное увеличение срока действия контракта по отношению к срокам выполнения обязательств по контракту с учетом обязательств по приемке и оплате работ неправомерно;
3) проект контракта не содержит информацию о сроке приемки выполненных работ;
4) изменения, внесенные в аукционную документацию 18.06.2016 г., содержат нарушение положений законодательства о контрактной системе.
Заявитель просит признать жалобу обоснованной и выдать Заказчику предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе путем внесения изменений в аукционную документацию.
Представитель Заказчика просит в удовлетворении жалобы отказать, указывая на отсутствие нарушений в аукционной документации, предоставил письменные возражения на жалобу.
Выслушав доводы сторон, изучив материалы жалобы, документацию об аукционе и, проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, внеплановую проверку, Комиссия Самарского УФАС России пришла к следующему выводу.
1) В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
- описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен использовать при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Документация о закупке содержит максимальные (минимальные) значения и значения показателей, которые могут не изменяться, в приложении к техническому заданию и в локальных ресурсных сметных расчетах документация так же содержит требования к содержанию заявки согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Таким образом, в документации требования к составу заявок не нарушают положения пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе. Указание в документации требования о соблюдении определенных строительных норм и правил является достаточным для определения участниками конкретных показателей качества выполнения работ.
Запросов от ООО "СТРОЙИВЕСТ" по разъяснению положений документации относительно соответствия материалов ГОСТ не поступало.
Кроме того, на участие в электронном аукционе было подано 23 заявки. Среди них были заявки, в которых содержались ссылки на нормативные документы, соответствующие данным материалам.
В связи с изложенным довод заявителя не нашел своего подтверждения.
2),3) Согласно письму Минэкономразвития от 4 сентября 2015 г. N ОГ-Д28-12171, положения Закона N 44-ФЗ не регулируют вопрос указания срока действия государственного контракта в проекте государственного контракта.
При этом отмечается, что согласно пункту 3 статьи 96 Закона N 44-ФЗ исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 Закона N 44-ФЗ, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
Поскольку в соответствии с частью 4 статьи 329 ГК РФ прекращение основного обязательства влечет прекращение обеспечивающего его обязательства, на основании исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) своих обязательств по контракту у заказчика возникает обязанность по возвращению обеспечения исполнения данного контракта.
При этом в соответствии с пунктом 2 статьи 42 Закона N 44-ФЗ в извещении об осуществлении закупки должна содержаться информация, в том числе, и о сроках поставки товара или завершения работы либо о графике оказания услуг.
Таким образом, по мнению Минэкономразвития России, в случаях, когда срок действия контракта определен как момент полного исполнения обязательств, банковская гарантия должна предоставляться с учетом срока исполнения основного обязательства поставщика (подрядчика, исполнителя).
Пунктом 3 проекта контракта установлены следующие сроки выполнения работ:
3.1. Сроки выполнения работ по настоящему Контракту: 60 календарных с момента заключения контракта.
3.2. Работы должны быть начаты и завершены в соответствии с Графиком производства работ (Приложение N 3 к настоящему Контракту).
3.3. Календарные сроки выполнения работ по настоящему Контракту и сроки завершения отдельных видов работ определяются Графиком производства работ (Приложение N 3 к настоящему Контракту).
В соответствии с пунктом 14.1. контракт вступает в силу с момента его подписания и действует по 31.12.2016 года, а в части исполнения гарантийных обязательств, предусмотренных статьей 6 настоящего Контракта - до окончания срока их истечения, установленных условиями настоящего Контракта.
Согласно пункту 5.1 Заказчик назначает комиссию, которая от его имени совместно с Подрядчиком осуществляет приемку выполненных работ по актам формы КС-N2, в соответствии с порядком, установленным действующими строительными нормами.
В соответствии с пунктом 5.2.Заказчик в течение 3 (трех) календарных дней с момента получения акта о приемке выполненных работ формы КС-N2, справки о стоимости выполненных работ и затрат формы КС-N3, актов освидетельствования скрытых работ, а также сертификатов, технических паспортов и других документов, удостоверяющих качество использованных материалов и оборудования, в согласованный с Подрядчиком день, направляет комиссию на объект для оценки выполненных работ, при этом Подрядчик обязан обеспечить присутствие своего представителя.
В случае надлежащего исполнения обязательств Подрядчиком, предусмотренных контрактом, Заказчик в установленные контрактом сроки произведет приемку и оплату работ.
Требования проекта контракта не противоречат законодательству о контрактной системе, в связи с чем доводы заявителя необоснованны.
4) Доводы заявителя в отношении нарушений законодательства о контрактной системе в изменениях аукционной документации проверены Комиссией Самарского УФАС России в полном объеме, вопреки пункту 4 части 8 статьи 105, части 9 статьи 105, Закона о контрактной системе Заявитель не приводит доводов и подтверждающих их доказательств нарушения законодательства о контрактной системе Заказчиком при утверждении аукционной документации закупки.
Кроме того, Заявитель ссылается на нормативный правовой акт, не подлежащий применению.
На основании вышеизложенного, доводы Заявителя несостоятельны.
Руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Самарского УФАС России
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Стройинвест" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 9 августа 2016 г. N 851-6506-16/4
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.08.2016