Резолютивная часть оглашена
12.08.2016 г. г. Самара
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (Самарское УФАС России) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Самарского УФАС),
рассмотрев в порядке, установленном статьей 106 Федерального закона от 15.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок), Административным регламентом по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд утвержденным Приказом ФАС России от 19 ноября 2014 г. N 727/14, жалобы ООО "ПрофиТ" на действия МКУ г.о. Тольятти "Центр хозяйственно - транспортного обеспечения" (далее - Организатор торгов) при проведении при проведении конкурсов с ограниченным участием:
- на поставку молочной продукции (извещение N 0842300004016000299, начальная (максимальная) цена контракта - 11 728 475,00 руб.);
- на поставку овощей и фруктов (извещение N 0842300004016000292, начальная (максимальная) цена контракта - 18 204 641,04 руб.);
- на поставку овощей и фруктов (извещение N 0842300004016000294, начальная (максимальная) цена контракта - 17 572 303,00 руб.);
- на поставку молочной продукции (извещение N 0842300004016000300, начальная (максимальная) цена контракта - 11 334 608,00 руб.);
- на поставку овощей и фруктов (извещение N 0842300004016000296, начальная (максимальная) цена контракта - 16 416 748 ,00 руб.);
- на поставку бакалейных продуктов питания (извещение N 0842300004016000293, начальная (максимальная) цена контракта - 15 307 884,30 руб.);
- на поставку бакалейных продуктов питания (извещение N 0842300004016000295, начальная (максимальная) цена контракта - 15 448 357,10 руб.),
УСТАНОВИЛА:
В Самарское УФАС России поступили жалобы ООО "ПрофиТ" на действия Организатора торгов при проведении при проведении конкурсов с ограниченным участием:
- на поставку молочной продукции (извещение N 0842300004016000299, начальная (максимальная) цена контракта - 11 728 475,00 руб.);
- на поставку овощей и фруктов (извещение N 0842300004016000292, начальная (максимальная) цена контракта - 18 204 641,04 руб.);
- на поставку овощей и фруктов (извещение N 0842300004016000294, начальная (максимальная) цена контракта - 17 572 303,00 руб.);
- на поставку молочной продукции (извещение N 0842300004016000300, начальная (максимальная) цена контракта - 11 334 608,00 руб.);
- на поставку овощей и фруктов (извещение N 0842300004016000296, начальная (максимальная) цена контракта - 16 416 748 ,00 руб.);
- на поставку бакалейных продуктов питания (извещение N 0842300004016000293, начальная (максимальная) цена контракта - 15 307 884,30 руб.);
- на поставку бакалейных продуктов питания (извещение N 0842300004016000295, начальная (максимальная) цена контракта - 15 448 357,10 руб.).
Согласно доводам Заявителя конкурсной документацией установлено дополнительное требование к участникам конкурса - наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на оказание услуг общественного питания и (или) поставки пищевых продуктов за последние три года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора с бюджетным учреждением) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится конкурс, что нарушает Закон о контрактной системе.
Представитель Организатора торгов просил в удовлетворении жалобы отказать, указывая на отсутствие нарушений в конкурсной документации, предоставил письменные возражения на жалобу.
Выслушав доводы сторон, изучив материалы жалобы, конкурсную документацию и проведя, в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, внеплановую проверку, Комиссия Самарского УФАС России пришла к следующему выводу.
Статьей 24 Закона о контрактной системе установлен перечень способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), одним из которых является конкурс с ограниченным участием.
В соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
В соответствии с частью 3 статьи 31 Закона о контрактной системе перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Согласно части 4 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
В соответствии с частью 1 статьи 56 Закона о контрактной системе под конкурсом с ограниченным участием понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса и конкурсной документации, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования и победитель такого конкурса определяется из числа участников закупки, прошедших предквалификационный отбор.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описание объекта закупки не должны включаться требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с частью 2 статьи 56 Закона о контрактной системе проведение конкурса с ограниченным участием применяется в случае, если поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны осуществить только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также в случаях выполнения работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, реставрации музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации, документов Архивного фонда Российской Федерации, особо ценных и редких документов, входящих в состав библиотечных фондов, выполнения работ, оказания услуг, связанных с необходимостью допуска подрядчиков, исполнителей к учетным базам данных музеев, архивов, библиотек, к хранилищам (депозитариям) музея, к системам обеспечения безопасности музейных предметов и музейных коллекций, архивных документов, библиотечного фонда. Перечень случаев и (или) порядок отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Вышеуказанный перечень утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 года N99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление), и включает в себя оказание услуг общественного питания и (или) поставки пищевых продуктов, закупаемых для организаций, осуществляющих образовательную деятельность, медицинских организаций, организаций социального обслуживания, организаций отдыха детей и их оздоровления в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 500 000 рублей
В соответствии с частью 4 статьи 56 Закона о контрактной системе в отношении участников конкурса с ограниченным участием наряду с требованиями, установленными частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, предъявляются дополнительные требования в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе. При этом дополнительные требования применяются для осуществления предквалификационного отбора и не могут использоваться в качестве критерия оценки заявок на участие в конкурсе с ограниченным участием.
Постановлением Правительства Российской Федерации также утверждены дополнительные требования, предъявляемые к участникам закупки отдельных товаров, работ, услуг, которые подтверждают их соответствие дополнительным требованиям, в частности наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на оказание услуг общественного питания и (или) поставки пищевых продуктов за последние три года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора с бюджетным учреждением) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится конкурс.
В соответствии с частью 1 статьи 25 Закона о контрактной системе при осуществлении двумя и более заказчиками закупок одних и тех же товаров, работ, услуг такие заказчики вправе проводить совместные конкурсы или аукционы. Права, обязанности и ответственность заказчиков при проведении совместных конкурсов или аукционов определяются соглашением сторон, заключенным в соответствии с ГК РФ и Законом о контрактной системе. Контракт с победителем либо победителями совместных конкурса или аукциона заключается каждым заказчиком.
Комиссией Самарского УФАС России установлено, что вышеприведенные нормы свидетельствуют о том, что Заказчики, Уполномоченные органы вправе проводить совместные конкурсы с ограниченным участием, с установлением "предквалификационного отбора"; Закон о контрактной системе в таких случаях не определяет, какое количество заказчиков может быть включено в один лот совместного конкурса с ограниченным участием.
Таким образом, по вышеуказанному доводу в действиях Заказчика не усматриваются нарушения законодательства о контрактной системе.
Вместе с тем, Заявитель указывает на нарушение Организатором торгов статьи 17 Федерального Закона от 26.07.2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), однако Комиссия Самарского УФАС России, рассматривая жалобы ООО "ПрофиТ", в порядке установленном статьей 106 Закона о контрактной системе, не вправе давать оценку действиям Организатора торгов по соблюдению требований установленных Законом о защите конкуренции.
Руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок Комиссия Самарского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобы ООО "ПрофиТ" необоснованными.
2. Передать материалы жалобы в уполномоченное структурное подразделение Самарского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела (отказе в возбуждении дела) о нарушении антимонопольного законодательства.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 12 августа 2016 г. N 870-9603-16/4
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.08.2016