Резолютивная часть оглашена
10.10.2016 г. г. Самара
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (Самарское УФАС России) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Самарского УФАС),
рассмотрев в порядке, установленном статьей 106 Федерального закона от 15.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок), Приказом от 19 ноября 2014 г. N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", жалобы ООО "АгроПремиум", ООО "АСВЭЛ-КОНСАЛТ", ООО "СТРОЙИНВЕСТ", ООО "Строительные технологии", ООО "СК "Конструктив" на действия ГКУ СО "Управление капитального строительства" (далее-Заказчик) при проведении электронного аукциона на выполнение строительно-монтажных работ по объекту: "Проектирование и реконструкция поликлиники Самарской областной клинической больницы N 2 по адресу: г. Самара, ул. Л. Толстого, д. 59" (извещение N 0142200001316010139, начальная (максимальная) цена контракта - 21 953 130,00 руб.),
УСТАНОВИЛА:
В Самарское УФАС России поступили жалобы ООО "АгроПремиум", ООО "АСВЭЛ-КОНСАЛТ", ООО "СТРОЙИНВЕСТ", ООО "Строительные технологии", ООО "СК "Конструктив" на действия заказчика при проведении электронного аукциона на выполнение строительно-монтажных работ по объекту: "Проектирование и реконструкция поликлиники Самарской областной клинической больницы N 2 по адресу: г. Самара, ул. Л. Толстого, д. 59" (извещение N 0142200001316010139, начальная (максимальная) цена контракта - 21 953 130,00 руб.).
Согласно доводам Заявителя ООО "АгроПремиум" в аукционной документации установлено требование о наличии у участника свидетельства СРО. При этом не указаны виды работ, на которые требуются допуски, на тот случай, если участник закупки будет выполнять работы по объекту самостоятельно.
Согласно доводам Заявителя ООО "АСВЭЛ-КОНСАЛТ" требования к материалам аукционной документации, а именно химический состав товара, используемый при выполнении работ излишне детализированы.
Согласно доводам Заявителя ООО "СТРОЙИНВЕСТ":
- в проекте государственного контракта, Заказчиком не установлен срок приемки выполненных работ;
- Заказчиком надлежащим образом не исполненена обязанность по установлению размеров неустоек в проекте государственного контракта;
- в проекте государственного контракта Заказчиком установлен завышенный срок банковской гарантии.
Согласно доводам Заявителя ООО "Строительные технологии" Заказчиком в аукционной документации неправомерно установлены дополнительные требования к участникам электронного аукциона в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 года N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление).
Согласно доводам Заявителя ООО "СК "Конструктив":
- в пункте 4 приложения к техническому заданию аукционной документации установлены показатели, несоответствующие ГОСТ 8486-86;
- в пункте 7 приложения к техническому заданию аукционной документации установлены показатели, несоответствующие ГОСТ 4644-75;
- в пункте 15 приложения к техническому заданию аукционной документации установлены требования к болтам с гайками из которых невозможно однозначно определить какой показатель удовлетворяет требованиям Заказчика;
- в пункте 39 приложения к техническому заданию аукционной документации установлены показатели, несоответствующие ГОСТ 3262-75;
- в пункте 64 приложения к техническому заданию аукционной документации установлены показатели, несоответствующие ГОСТ 8486-86
Заявители просят признать жалобы обоснованными и выдать заказчику предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе путем внесения изменений в аукционную документацию.
Представители Заказчика, Уполномоченного органа просят в удовлетворении жалобы отказать, указывая на отсутствие нарушений в аукционной документации, предоставили письменные возражения на жалобу.
Выслушав доводы сторон, изучив материалы жалобы, документацию об аукционе и проведя, в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, внеплановую проверку, Комиссия Самарского УФАС России пришла к следующему выводу.
Согласно доводам Заявителя ООО "АгроПремиум" в аукционной документации установлено требование о наличии у участника свидетельства СРО. При этом не указаны виды работ, на которые требуются допуски, на тот случай, если участник закупки будет выполнять работы по объекту самостоятельно.
Согласно пункту 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В извещении о проведении электронного аукциона заказчиком установлено единое требование к участникам (в соответствии с пунктом 1 части 1 Статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ): копия свидетельства саморегулируемой организации о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства согласно приказа Министерства регионального развития РФ от 30 декабря 2009 г. N 624 "Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства", а именно: 33. Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком): 33.3. Жилищно-гражданское строительство.
Частью 1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) установлено, что индивидуальный предприниматель или юридическое лицо вправе выполнять работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, при наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким работам. Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 N 624 утвержден Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
В соответствии с частью 2 статьи 52 ГрК РФ виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Иные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами.
Частью 3 статьи 52 ГрК РФ определено, что лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства (далее - лицо, осуществляющее строительство), может являться застройщик либо привлекаемое застройщиком или техническим заказчиком на основании договора физическое или юридическое лицо. Лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации. Лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно при условии соответствия такого лица требованиям, предусмотренным частью 2 настоящей статьи, и (или) с привлечением других соответствующих этим требованиям лиц.
Согласно части 3.1 статьи 52 ГрК РФ в случае, если работы по организации строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства (далее - работы по организации строительства) включены в указанный в части 4 статьи 55.8 настоящего Кодекса перечень, лицо, осуществляющее строительство такого объекта капитального строительства, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.
Таким образом, в соответствии с частями 2-3.1 статьи 52 ГрК РФ заказчик при осуществлении закупок на выполнение работ по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства устанавливает в документации о закупке требования к участникам закупок о наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к работам по организации строительства.
В соответствии с частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
Следовательно, условием допуска к участию в закупках на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства является наличие у участника закупки свидетельства о допуске к работам по организации строительства. При этом требование о наличии у участника закупки свидетельств о допуске к конкретным видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (за исключением работ по организации строительства) является нарушением части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Указанная правовая позиция подтверждается письмом ФАС России от 02.11.2015 г. N АЦ/60557/15. В противном случае к участию в аукционе не будут допущены лица, имеющие допуск на организацию строительства, но не имеющие допусков СРО на отдельные виды работ, что приведет к ограничению конкуренции.
Таким образом, заказчиком соблюдены требования законодательства о контрактной системе в сфере закупок при установлении требований к участникам закупки, предусмотренных пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Согласно доводам Заявителя ООО "АСВЭЛ-КОНСАЛТ" требования к материалам аукционной документации, а именно химический состав товара, используемый при выполнении работ излишне детализированы.
Пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Заказчик вправе включить в документацию о закупке такие требования, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих государственных или муниципальных функций. Заказчик устанавливает требования к техническим характеристикам (потребительским свойствам) товара с учетом, в том числе его потребностей, специфики его деятельности и в целях обеспечения эффективного использования бюджетных средств. Законом о контрактной системе не предусмотрено ограничений по включению в документацию требований к товару, являющихся значимыми для заказчика.
Указанная правовая позиция содержится в решении ФАС России от 11.02.2015 года по делу NП-103/15.
Вопреки части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе, Заявитель не представил доказательств того, что требования Заказчика ограничивают количество участников закупки и основаны на нестандартных показателях, противоречащих нормативным документам.
На поступившие запросы разъяснений положений аукционной документации даны разъяснения, содержание которых не обжаловано.
Кроме того на участие в электронном аукционе извещение N 0142200001316010139 подано 6 заявок.
Отклонения заявок участников электронного аукциона по вышеуказанному основанию не было.
Таким образом, в данном случае в действиях Заказчика не усматривается нарушения законодательства о контрактной системе.
Согласно доводам Заявителя ООО "СТРОЙИНВЕСТ" в проекте государственного контракта, Заказчиком не установлен срок приемки выполненных работ.
Частью 13 статьи 34 Закона о контрактной системе определено, что в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.
Комиссией Самарского УФАС России установлено, что в пункте 4.1.15 проекта государственного контракта предусмотрен срок приемки выполненных работ, а именно Генподрядчик ежемесячно до 20 числа каждого месяца отчитывается перед "Заказчиком" за фактически выполненные объемы отдельных видов работ или этапов, комплексов в пределах договорной цены, с предоставлением форм КС-3 и КС-2.
В соответствии с пунктом 7.5 проекта государственного контракта, приемка выполненных объемов работ производится ежемесячно в соответствии с разбивкой цены (приложение N 2 к настоящему контракту).
Таким образом, в действиях Заказчика не усматривается нарушения законодательства о контрактной системе.
Согласно доводам Заявителя ООО "СТРОЙИНВЕСТ", Заказчиком надлежащим образом не исполненена обязанность по установлению размеров неустоек в проекте государственного контракта.
В соответствии с частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Согласно части 7 статьи 34 Закона о контрактной системе пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере, определенном в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, но не менее чем одна трехсотая действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Статьей 15 проекта государственного контракта предусмотрены условия ответственности подрядчика.
Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 года N 1063 утверждены Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, пунктом 6 которых установлено начисление пени за каждый день просрочки исполнения поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательства, предусмотренного контрактом, в размере не менее одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и определяется по предусмотренной формуле.
Постановлением Правительства РФ от 08.12.2015 N 1340 "О применении с 1 января 2016 г. ключевой ставки Банка России" предусмотрено, что к отношениям, регулируемым актами Правительства Российской Федерации, в которых используется ставка рефинансирования Банка России, с 1 января 2016 г. вместо указанной ставки применяется ключевая ставка Банка России, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Комиссия обращает внимание на то обстоятельство, что часть 7 статьи 34 Закона о контрактной системе безусловно предусматривает начисление пени за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, в размере, определенном в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 N 1063, но не менее чем одна трехсотая действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Следовательно, действия заказчика при формулировании в статье 15 проекта государственного контракта условий ответственности подрядчика за каждый день просрочки исполнения его обязательств, предусмотренных контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательств, не вступают в противоречие с требованиями Закона о контрактной системе, часть 7 статьи 34 которого предписывает возможность установления размера пени, определенного в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 N 1063, но не менее чем одна трехсотая действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Таким образом, Комиссия Самарского УФАС России пришла к выводу о том, что рассматриваемая конкурсная документация соответствует требованиям Закона о контрактной системе, следовательно, действия Заказчика не нарушают требований Закона о контрактной системе, а также прав и законных интересов участников закупки.
Согласно доводам Заявителя ООО "СТРОЙИНВЕСТ", в проекте государственного контракта Заказчиком установлен завышенный срок банковской гарантии.
В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 45 Закона о контрактной системе банковская гарантия должна быть безотзывной и должна содержать срок действия банковской гарантии с учетом требований статей 44 и 96 настоящего Федерального закона.
Согласно части 3 статьи 45 Закона о контрактной системе в случае, предусмотренном извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, проектом контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), в банковскую гарантию включается условие о праве заказчика на бесспорное списание денежных средств со счета гаранта, если гарантом в срок не более чем пять рабочих дней не исполнено требование заказчика об уплате денежной суммы по банковской гарантии, направленное до окончания срока действия банковской гарантии.
В соответствии с частью 3 статьи 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
Пунктом 16.1 проекта государственного контракта предусмотрено, что в целях обеспечения исполнения обязательств по настоящему контракту, "Генподрядчик" предоставляет "Заказчику" безотзывную банковскую гарантию или передает Заказчику денежные средства в обеспечение исполнения настоящего контракта в размере 15% от начальной (максимальной) цены контракта. Срок действия банковской гарантии должен устанавливаться с учетом установленного срока выполнения Генподрядчиком своих обязательств по настоящему контракту и оканчиваться не ранее 90 (девяноста) дней после истечения срока действия Контракта.
Таким образом, содержание пункта 16.1 проекта государственного контракта соответствует Закону о контрактной системе.
Согласно доводам Заявителя ООО "Строительные технологии" Заказчиком в аукционной документации неправомерно установлены дополнительные требования к участникам электронного аукциона.
Согласно части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования.
Согласно части 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Согласно части 5 статьи 31 Закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1 и 2 ст. 31 Закона о контрактной системе указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
Пунктом 1 Постановления установлено, что к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, предъявляются дополнительные требования согласно приложению N 1. Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается документами, предусмотренными приложением N 1 к постановлению.
Пунктом 2 Постановления определены случаи отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также дополнительные требования к участникам закупки путем проведения конкурсов с ограниченным участием согласно приложению N 2. Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается документами, предусмотренными приложением N 2 к настоящему постановлению.
Частью 1 статьи 40 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" предусмотрено, что сохранение объекта культурного наследия - меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.
Пунктом 22 информационной карты аукционной документации определен исчерпывающий перечень документов, которые должны быть предоставлены участниками в составе заявки в подтверждение соответствия требованиям частей 1,2 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Согласно извещению N 0142200001316010139 предметом закупки является выполнение строительно-монтажных работ по объекту: "Проектирование и реконструкция поликлиники Самарской областной клинической больницы N 2 по адресу: г. Самара, ул. Л. Толстого, д. 59", которая отнесена к объектам культурного наследия регионального значения.
Комиссией Самарского УФАС России установлено, что работы направлены на сохранение объекта культурного наследия, таким образом, Заказчиком правомерно установлены в аукционной документации дополнительные требования в соответствии с пунктом 1 приложения N1 и пунктом 5 приложения N2 к Постановлению.
Вместе с тем, Заказчиком в аукционной документации не установлено требование о наличии у участника закупки лицензии на выполнение работ по сохранению объектов культурного наследия, в связи с тем, что объем работ, связанный непосредственно с сохранением культурной ценности объекта, незначителен.
Однако, пунктом 5.1 проекта государственного контракта предусмотрено, что привлекаемые "Генподрядчиком" для выполнения работ по контракту субподрядные организации должны обладать необходимым опытом, оборудованием и персоналом, а также допусками СРО, лицензиями и иными документами, подтверждающими их право на выполнение данного вида работ в соответствии с законодательством.
Также пунктом 4.1.19 проекта государственного контракта определено, что в случае необходимости выполнения работ, требующих наличия лицензии и допусков СРО, Генподрядчик обязан привлечь соответствующую организацию, обладающую допусками СРО и лицензией (при отсутствии таких допусков СРО и лицензии у Генподрядчика).
Таким образом, в действиях Заказчика не усматривается нарушения законодательства о контрактной системе.
Согласно доводам Заявителя ООО "СК "Конструктив" в Техническом задании аукционной документации указаны показатели материалов, не соответствующие ГОСТ.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе предусмотрено, что использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Инструкцией аукционной документации определено, что применение терминов в настоящей документации: "Не более" - в сочетании с количественными значениями обозначает не превышение укачанного количества. Крайнее значение параметра, которое в данном случае одно, входит в диапазон.
Пунктом 4 приложения к техническому заданию аукционной документации требуется: "Доски, тип 1. Доски обрезные или необрезные, длиной более 4 м, толщиной до 30 мм, шириной 75 мм - 150 мм. Сорт II или III. Влажность древесины более 22%. Пластевые сквозные, в том числе выходящие на торец трещины допускаются общей длиной в долях длины пиломатериала не более 1/6 или длиной не более 200 мм. Торцовые (кроме трещин усушки) допускаются на одном торце длиной не более ширины пиломатериала. Стрела прогиба при продольной покоробленности, в долях длины пиломатериала, не должна быть более 0,4%. Должны соответствовать ГОСТ, ТЗ".
Согласно примечанию ГОСТ 8486-86, ссылка на который содержится в аукционной документации, допускаемые размеры трещин установлены для пиломатериала с влажностью древесины не более 22 %, при большей влажности эти размеры трещин уменьшаются вдвое.
Комиссией Самарского УФАС России установлено, что в аукционной документации Заказчик должен был установить следующие требования к доскам, тип 1: Пластевые сквозные, в том числе выходящие на торец трещины допускаются общей длиной в долях длины пиломатериала не более 1/12 или длиной не более 100 мм. Торцовые (кроме трещин усушки) допускаются на одном торце длиной не более 1/4 ширины пиломатериала_Стрела прогиба при продольной покоробленности, в долях длины пиломатериала, не должна быть более 0,2%.
Таким образом, Заказчик установил требования к размерам трещин и значениям покоробленности, не соответствующие ГОСТ 8486-86.
Пунктом 7 приложения к техническому заданию аукционной документации требуется: "Ветошь_Фактическая влажность не более 19%. Должна соответствовать ГОСТ, ТЗ".
Вместе с тем, согласно ГОСТ 4644-75, ссылка на который содержится в аукционной документации, фактическая влажность составляет не более 17%.
Таким образом, Заказчиком расширены границы допускаемых значений показателей.
Пунктом 15 приложения к техническому заданию аукционной документации требуется: "Болты с гайками. Болты с наружным диаметром резьбы не менее 16 мм. Класс прочности болтов 8,8 - 12,9. С крупным или мелким шагом резьбы. Временное сопротивление болтов, Н/мм2: не менее 800. Относительное сужение не менее 35%. Класс по прочности гаек 8 - 12. Относительное удлинение болтов более 8%. Механические свойства болтов: номинальный предел прочности на растяжение не менее 800 МПа, условный предел текучести при остаточном удлинении 0,2 %, не менее 640 МПа. Минимальные разрушающие нагрузки для болтов не менее 125000 Н. Должны соответствовать ГОСТ, ТЗ".
Согласно ГОСТ Р ИСО 898-1-2011, ссылка на который содержится в аукционной документации, минимальные разрушающие нагрузки для болтов составляют не менее 130000 Н.
Таким образом, Заказчиком расширены границы допускаемых значений показателей, что противоречит ГОСТ Р ИСО 898-1-2011.
Пунктом 39 приложения к техническому заданию аукционной документации требуется: "Трубы, тип 2. Легкие; обыкновенные. Оцинкованные или неоцинкованные стальные сварные трубы с нарезанной или накатанной цилиндрической резьбой или без резьбы, применяемые для водопроводов и газопроводов, систем отопления, а также для деталей водопроводных и газопроводных конструкций. Длина трубы 4 м - 12 м. Условный проход 25 мм; 32 мм. Наружный диаметр не более 42,3 мм. Толщина стенки труб 2,8 мм или 3,2 мм. Масса 1 м трубы 3,5 кг. Кривизна труб на 1 м длины не должна превышать 1,5 мм. Резьба (при наличии) длинная или короткая. Число ниток не более 11. Длина резьбы до сбега не менее 11,0 мм. Должны соответствовать ГОСТ, ТЗ".
Согласно ответу на запрос N 530964 массу трубы необходимо оставить без изменений.
Комиссией Самарского УФАС России установлено, что при длине труб от 4-м. - 12-м. условном проходе 25 мм масса 1-м. трубы составляет 2,02 кг, при условном проходе 32 мм. - 2,64 кг.. Согласно примечанию к ГОСТ 3262-75 масса 1-м. труб посчитана при плотности стали, равной 7,85 г/см. Оцинкованные трубы тяжелее неоцинкованных на 3%.
Таким образом, Заказчиком установлены требования к конкретной массе 1 м. трубы, не соответствующие ГОСТ 3262-75, ссылка на который содержится в аукционной документации.
Пунктом 64 приложения к техническому заданию аукционной документации требуется: "Доски, тип 2. Изменение формы сортимента продольное/поперечное, при выпиловке, сушке или хранении до 0,40/2 (включительно) процентов от ширины пиломатериала_ Качество не клееных пиломатериалов, изготовленных из сосны; ели; пихты; лиственницы; кедра должно быть выше II сорта".
Комиссией Самарского УФАС России установлено, что согласно ГОСТ 8486-86, ссылка на который содержится в аукционной документации, пиломатериалам выше II сорта соответствуют пиломатериалы только первого и отборного сорта. Следовательно, Заказчиком в аукционной документации должны были быть установлены требования к изменению формы сортимента продольному/поперечному при выпиловке, сушке или хранении не более 0,2/1.
В нарушение данного требования, Заказчик расширил границы допускаемых значений показателей.
Руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок Комиссия Самарского УФАС России
РЕШИЛА:
1.Признать жалобы ООО "АгроПремиум", ООО "АСВЭЛ-КОНСАЛТ", ООО "СТРОЙИНВЕСТ", ООО "Строительные технологии" необоснованными.
2.Признать жалобу ООО "СК "Конструктив" обоснованной.
3.Признать в действиях заказчика нарушение пунктов 1,2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
4.Передать материалы жалобы уполномоченному должностному лицу Самарского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика по части 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 10 октября 2016 г. N 1108-
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.10.2016