Решение Федеральной антимонопольной службы от 14 августа 2017 г. N П-93/17 РЕШЕНИЕ
по делу N П-93/17 о результатах внеплановой проверки
соблюдения законодательства Российской Федерации
о контрактной системе в сфере закупок
14.08.2017 |
Москва |
На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в соответствии с приказом ФАС России от 10.05.2017 N 618/17 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок" Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия),
рассмотрев обращение, содержащее информацию о признаках нарушения Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов) в действиях Федерального казначейства (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, АО "ЕЭТП" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения контракта на поставку (включая установку и настройку) оборудования в целях модернизации подсистемы ведомственной транспортной сети Федерального казначейства (номер извещения 0173100003012000031) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 10.05.2017 N 618/17,
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступило обращение, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о размещении заказов в действиях Заказчика при проведении Аукциона.
Из обращения следует, что Заказчиком при проведении Аукциона допущены нарушения Закона о размещении заказов.
В результате осуществления в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, документацией об Аукционе, протоколами, составленными при осуществлении закупки:
1) извещение о проведении Аукциона размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) - 03.09.2012;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 166 000 000 рублей;
3) на участие в Аукционе подано 3 заявки от участников заказа;
4) к участию в Аукционе допущен 1 участник заказа;
5) Заказчиком 16.10.2012 заключен контракт N УИС-72/2012 с ЗАО "Сириус" по цене 166 000 000 рублей.
Согласно части 1 статьи 112 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Закон о контрактной системе применяется к отношениям, связанным с осуществлением закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд, извещения об осуществлении которых размещены в единой информационной системе или на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг либо приглашения принять участие в которых направлены после дня вступления в силу Закона о контактной системе. К отношениям, возникшим до дня вступления в силу Закона о контрактной системе, он применяется в части прав и обязанностей, которые возникнут после дня его вступления в силу, если иное не предусмотрено статьей 112 Закона о контрактной системе. Государственные и муниципальные контракты, гражданско-правовые договоры бюджетных учреждений на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, заключенные до дня вступления в силу Закона о контрактной системе, сохраняют свою силу.
Следовательно, проведение Аукциона осуществлялось в соответствии с требованиями Закона о размещении заказов.
В ходе заседания Комиссии установлено следующее.
1. Согласно части 1 статьи 19.1 Закона о размещении заказов для установления начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) источниками информации о ценах товаров, работ, услуг, являющихся предметом заказа, могут быть данные государственной статистической отчетности, официальный сайт, реестр контрактов, информация о ценах производителей, общедоступные результаты изучения рынка, исследования рынка, проведенные по инициативе заказчика, уполномоченного органа, в том числе по контракту или гражданско-правовому договору, и иные источники информации. Заказчик, уполномоченный орган вправе осуществить свои расчеты начальной (максимальной) цены контракта (цены лота).
В соответствии с частью 2 статьи 19.1 Закона о размещении заказов в документации об аукционе указывается обоснование начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), содержащее полученные заказчиком, уполномоченным органом информацию или расчеты и использованные заказчиком источники информации о ценах товаров, работ, услуг, в том числе путем указания соответствующих сайтов в сети "Интернет" или иного указания.
На заседании Комиссии при изучении документации об Аукционе на Официальном сайте, установлено, что документация об Аукционе не содержит источники информации о ценах, которые учитывались Заказчиком при расчете начальной (максимальной) цены контракта на сумму 166 000 000 рублей на поставку (включая установку и настройку) оборудования в целях модернизации подсистемы ведомственной транспортной сети Федерального казначейства.
Таким образом, действия Заказчика, утвердившего документацию об Аукционе, не соответствующую требованиям Закона о размещении заказов, нарушают часть 2 статьи 19.1 Закона о размещении заказов и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП).
2. В соответствии с частью 4 статьи 41.7 Закона о размещении заказов в течение двух дней со дня поступления от оператора электронной площадки указанного запроса заказчик, уполномоченный орган, специализированная организация размещают разъяснение положений документации об открытом аукционе в электронной форме с указанием предмета запроса, но без указания участника размещения заказа, от которого поступил запрос, на официальном сайте.
При этом в соответствии с частью 5 статьи 41.7 Закона о размещении заказов разъяснение положений документации об открытом аукционе в электронной форме не должно изменять ее суть.
Из документации об Аукционе следует, что модуль Ethernet должен соответствовать следующим минимальным характеристикам, в том числе: скорость передачи данных должна быть не менее 100 Gbit/s в полнодуплексном режиме.
На заседании Комиссии установлено, что в ходе размещения заказа в адрес Заказчика поступал запрос на разъяснение положений документации об Аукционе, согласно которому участник уточняет информацию к требованиям к "Модуль Ethernet", в частности: "в ходе подготовки предложения по запросу 0173100003012000031 требуются уточнения по разделу п.п. 3.5.1 Технических требований к Товарам. Один из запрашиваемых параметров модулей Ethernet: "- Скорость передачи данных должна быть не менее 100 Gbit/s в полнодуплексном режиме". В настоящее время интерфейсные модули для маршрутизаторов Cisco ISR 2801, Cisco ISR 2811, Cisco ISR 2951(согласно техническим требованиям - установка данных модулей будет производиться именно в эти маршрутизаторы, уже имеющееся у Заказчика), с запрошенной пропускной способностью (100 Gbit/s ), производителем (Cisco Systems) не выпускаются и не выпускались. Прошу вас уточнить требуемую пропускную способность для модуля Ethernet".
Вместе с тем, разъяснениями положений документации об Аукционе, размещенными на Официальном сайте Заказчиком указано, что скорость передачи данных должна быть не менее 100 Mbit/s в полнодуплексном режиме.
Таким образом, Комиссией установлено, что в нарушение части 5 статьи 41.7 Закона о размещении заказов Заказчиком на Официальном сайте размещены разъяснения положений документации об Аукционе, изменяющие суть документации об Аукционе, что содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 КоАП.
3. Согласно части 1 статьи 11 Закона о размещении заказов при размещении заказа путем проведения торгов устанавливаются следующие обязательные требования к участникам размещения заказа:
- соответствие участников размещения заказа требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом торгов;
- непроведение ликвидации участника размещения заказа - юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании участника размещения заказа - юридического лица, индивидуального предпринимателя банкротом и об открытии конкурсного производства;
- неприостановление деятельности участника размещения заказа в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на день подачи заявки на участие в конкурсе или заявки на участие в аукционе;
- отсутствие у участника размещения заказа задолженности по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня или государственные внебюджетные фонды за прошедший календарный год, размер которой превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника размещения заказа по данным бухгалтерской отчетности за последний завершенный отчетный период. Участник размещения заказа считается соответствующим установленному требованию в случае, если он обжалует наличие указанной задолженности в соответствии с законодательством Российской Федерации и решение по такой жалобе на день рассмотрения заявки на участие в конкурсе или заявки на участие в аукционе не принято.
При этом, в соответствии с частью 4 статьи 11 Закона о размещении заказов установлено, что в указанных в частях 1 - 3 статьи 11 Закона о размещении заказов требований и установленных в соответствии со статьей 55.3 Закона о размещении заказов требований, Правительство Российской Федерации, заказчик, уполномоченный орган не вправе устанавливать иные требования к участникам размещения заказа.
На заседании Комиссии установлено, что согласно пункту 1.6.3 Информационной карты документации об Аукционе участник размещения заказа должен соответствовать требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, являющихся предметом аукциона, в том числе: соответствие предмету аукциона видов деятельности участника размещения заказа (для юридических лиц - определенных на основании его учредительных документов).
Вместе с тем, вышеуказанного требования не установлено в законодательстве Российской Федерации о размещении заказов.
Таким образом, действия Заказчика, утвердившего документацию об Аукционе, не соответствующую требованиям Закона о размещении заказов, нарушают часть 4 статьи 11 Закона о размещении заказов и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП.
4. Согласно части 6 статьи 41.9 Закона о размещении заказов на основании результатов рассмотрения первых частей заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме, содержащей сведения, предусмотренные частью 4 статьи 41.8 Закона о размещении заказов, аукционной комиссией оформляется протокол рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе, который ведется аукционной комиссией и подписывается всеми присутствующими на заседании членами аукционной комиссии и заказчиком, уполномоченным органом в день окончания рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе. Протокол должен содержать сведения о порядковых номерах заявок на участие в открытом аукционе, решение о допуске участника размещения заказа, подавшего заявку на участие в открытом аукционе с соответствующим порядковым номером, к участию в открытом аукционе в электронной форме и о признании его участником открытого аукциона или об отказе в допуске участника размещения заказа к участию в открытом аукционе с обоснованием такого решения и с указанием положений документации об открытом аукционе в электронной форме, которым не соответствует заявка на участие в открытом аукционе этого участника размещения заказа, положений заявки на участие в открытом аукционе, которые не соответствуют требованиям документации об открытом аукционе, сведения о членах аукционной комиссии, принявших решение, сведения о решении каждого члена аукционной комиссии о допуске участника размещения заказа к участию в открытом аукционе или об отказе в допуске к участию в открытом аукционе. Указанный протокол в день окончания рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе направляется заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией оператору электронной площадки.
На заседании Комиссии установлено, что протокол рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе от 28.09.2012 N 0173100003012000031-1 не содержит сведений о допуске/ отказе в допуске участника с порядковым номером заявки "3" к участию в Аукционе.
Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика нарушают часть 6 статьи 41.9 Закона о размещении заказов, что содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 КоАП.
5. В соответствии с частью 11 статьи 9 Закона о размещении заказов в случае просрочки исполнения поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательства, предусмотренного контрактом, заказчик вправе потребовать уплату неустойки (штрафа, пеней). Неустойка (штраф, пени) начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Размер такой неустойки (штрафа, пеней) устанавливается контрактом в размере не менее одной трехсотой действующей на день уплаты неустойки (штрафа, пеней) ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Поставщик (исполнитель, подрядчик) освобождается от уплаты неустойки (штрафа, пеней), если докажет, что просрочка исполнения указанного обязательства произошла вследствие непреодолимой силы или по вине заказчика.
На заседании Комиссии установлено, что согласно пункту 14.1 проекта контракта документации об Аукционе в случае просрочки исполнения Поставщиком обязательств, предусмотренных настоящим Контрактом, Заказчик вправе потребовать уплату неустойки. Неустойка начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательств, предусмотренных настоящим Контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного Контрактом срока исполнения обязательства. Размер такой неустойки устанавливается в размере 1/200 (одной двухсотой) от действующей на день уплаты неустойки ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от стоимости неисполненного обязательства. Поставщик освобождается от уплаты неустойки, если докажет, что просрочка исполнения указанных обязательств произошла вследствие непреодолимой силы или по вине Заказчика.
Таким образом, установленные Заказчиком в проекте государственного контракта документации об Аукционе условия об ответственности подрядчика за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного контрактом противоречат части 11 статьи 9 Закона о размещении заказов, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП.
Вместе с тем, в соответствии с частью 3 статьи 4.5 КоАП лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения, следовательно, срок давности привлечения к административной ответственности по Аукциону истек.
На основании изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15 статьи 99, частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 10.05.2017 N 618/17, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях Заказчика нарушения части 11 статьи 9, части 4 статьи 11, части 2 статьи 19.1, части 5 статьи 41.7, части 6 статьи 41.9 Закона о размещении заказов.
2. В связи с тем, что по результатам проведения Аукциона заключен контракт, предписание об устранении нарушения законодательства Российской Федерации о размещении заказов не выдавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 14 августа 2017 г. N П-93/17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.08.2017