Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу ООО "Альфа тендер" (далее - Заявитель) на действия Министерства культуры Российской Федерации (далее - Заказчик) при проведении ГУП "Агентство по государственному заказу, инвестиционной деятельности и межрегиональным связям Республики Татарстан" (далее - Оператор электронной площадки), Заказчиком электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по текущему ремонту в административном здании Министерства культуры Российской Федерации по адресу: 125993, г. Москва, М. Гнездниковский пер., д. 7/6, стр. 1,2 (номер извещения 0173100007717000294) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Оператором электронной площадки, Заказчиком Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, установившего в Техническом задании документации об Аукционе показатели технических характеристик товара, не соответствующие ГОСТ, а также излишние, противоречивые требования к показателям товаров, используемых при выполнении работ.
Представители Заказчика не согласились с доводом Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки в части действий Заказчика Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок - zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 31.07.2017;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 8 700 000 рублей;
4) дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 16.08.2017;
5) на участие в Аукционе подано 7 заявок от участников закупки;
6) к участию в Аукционе допущено 3 участника закупки;
7) дата проведения Аукциона - 25.08.2017.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно Техническому заданию документации об Аукционе, необходимо выполнить работы по текущему ремонту в административном здании Министерства культуры Российской Федерации.
В соответствии с Техническим заданием документации об Аукционе Заказчиком установлен перечень необходимых товаров используемых при выполнении работ по текущему ремонту.
Согласно пунктам 16, 18, 19, 25, 27, 34, 35, 38, 40, 42, 48, 55, 56, 58, 62, 72, 132 установлены требования в соответствии с ГОСТ 14254-96.
Вместе с тем, на заседании Комиссии установлено, что ГОСТ 14254-96 утратил силу и заменен на ГОСТ 14254-2015.
В пунктах 25 "Выключатель автоматический"; 57 "Выключатель автоматический (тип 2)" Технического задания документации об Аукционе, в том числе установлено следующее требование к единицам измерения в "мм".
Представители Заказчика на заседании Комиссии пояснили, что указания величины измерения указанных товаров является опечаткой. Данная величина измеряется в "мм".
Пунктом 26 "Наконечники кабельные" Технического задания документации об Аукционе Заказчиком не установлена величина измерения товара.
Комиссия изучив Техническое задание документации об Аукционе, в том числе пункт 26 "Наконечники кабельные" пришла к выводу о том, что указанный товар не содержит величину измерения.
Пунктом 32 "Трубка электроизоляционная" Технического задания документации об Аукционе, в том числе, установлено следующее требование к характеристики товара: "толщина стенки I исполнения. 070_0,10/0,90_0,10 мм".
Представители Заказчика на заседании Комиссии пояснили, что при составлении Технического задания документации об Аукционе в пункте 32 "Трубка электроизоляционная" в отношении характеристики "070" допущена опечатка, в связи с чем в соответствии с ГОСТ 19034-82 необходимо указывать "0,70".
Пунктом 125 "Швеллеры" Технического задания документации об Аукционе в том числе установлено следующее требование к характеристикам товара: "исполнение: с уклоном внутренних граней полок, с параллельными гранями полок, экономичные с параллельными гранями полок; высота швеллера (h) 400 мм; радиус инерции для оси Y-Y 3,23; должны соответствовать ГОСТ 8240-97".
Согласно инструкции по подготовке заявки, если перед перечисленными значениями через знаки ",", ";", союз "и" стоит двоеточие ":" после наименования характеристики товара, то в целях указания конкретного показателя необходимо выбрать один конкретный показатель.
При этом, согласно ГОСТу 8240-97 установлены три таблицы: таблица 1 - Швеллеры с уклоном внутренних граней полок (далее - Таблица 1); таблица 2 - Швеллеры с параллельными гранями полок (далее - Таблица 2); таблица 3 - Швеллеры экономичные с параллельными гранями полок (далее - Таблица 3). Из Таблицы 1 следует, что при выборе швеллера с уклоном внутренних граней полок высота равна 400 мм, радиус инерции для оси Y-Y равен 3,23; из Таблицы 2 следует, что при выборе швеллера с параллельными гранями полок высота равна 400 мм, радиус инерции для оси Y-Y равен 3,51; из Таблицы 2 ГОСТа 8240-97 следует, что при выборе швеллера экономичного с параллельными гранями полок высота равна 400 мм, радиус инерции для оси Y-Y равен 3,552 (в настоящем решении содержатся примеры, указание которых не является исчерпывающим.
Таким образом, в соответствии с положениями инструкции документации об Аукционе, участник закупки может указать, например, швеллер с параллельными гранями полок, высота которого равна 400 мм, радиус инерции для оси Y-Y равен 3,51 в соответствии с ГОСТом 8240-97, но не соответствовать требованиям Технического задания документации об Аукционе в отношении радиуса инерции для оси Y-Y который равен 3,23.
Кроме того, при проведении внеплановой проверки в части действий Заказчика на заседании Комиссии выявлено следующее нарушение.
Согласно Техническому заданию документации об Аукционе установлены избыточные требования, а также требования к химическому составу материала, используемого при выполнении работ, например, такие как:
"110. Шпаклевка тип 1. Размер фракции не более* 0,15 мм. Прочность на сжатие 5,2 Мпа. Прочность на изгиб 2,7 Мпа.
111. Шпаклевка тип 2. Размер фракции не более 0,15* мм2. Прочность на сжатие 2,0*Мпа. Прочность на изгиб
1,0* Мпа.
133. Эмаль ПФ-115. Условная вязкость по вискозиметру типа bз-246 с диаметром сопла 4 мм при температуре (20_0,5) °с, эмалей в диапазоне 80-*120 мин" и другие.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о том, что Заказчиком неправомерно установлены требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при оказании услуг, непредусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе конкретные показатели химического и компонентного состава товара, а также результаты испытания таких товаров.
Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при оказании услуг, для представления подробных сведений химического и компонентного состава, а также результате испытаний таких товаров (в настоящем решении содержатся примеры, указание которых не является исчерпывающим).
Таким образом, действия Заказчика, установивших в документации об Аукционе ненадлежащие, излишние, противоречивые требования к описанию участниками закупки товаров, используемых при оказании услуг, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу, что указанное нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), поскольку по указанным основаниям заявки участников закупки не отклонены.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Альфа тендер" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что выявленное нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), предписание не выдавать.
4. Передать материалы дела от 22.08.2017 N К-1091/17 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 22 августа 2017 г. N К-1091-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.08.2017