Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу ИП Черняк Г.Е. (далее - Заявитель) на действия Федерального агентства научных организаций (далее - Заказчик), ФГБУ науки Тобольская комплексная научная станция Уральского отделения Российской академии наук (далее - Уполномоченный орган) при проведении АО "ЕЭТП" (далее - Оператор электронной площадки), аукционной комиссией ФГБУ науки Тобольская комплексная научная станция Уральского отделения Российской академии наук (далее - Аукционная комиссия), Заказчиком, Уполномоченным органом электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по строительству 2-к квартирного жилого дома для сотрудников ТКНС урО РАН в г. Тобольске Тюменской области (номер извещения 0367100000717000011) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Аукционной комиссией, Оператором электронной площадки, Заказчиком, Уполномоченным органом Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, установившего в пунктах 79, 192, 251, 280 приложения N 7 части II Технической части документации об Аукционе показатели технических характеристик товара, не соответствующее ГОСТ.
Уполномоченный орган в письменных возражениях не согласился с доводом Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Заказчик, Уполномоченный орган действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки в части действий Заказчика Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок - zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 31.07.2017;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 5 352 340 рублей;
4) дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 21.08.2017;
5) в связи с тем, что на участие в Аукционе не подано ни одной заявки, в соответствии с частью 16 статьи 66 Закона о контрактной системе Аукцион признан не состоявшимся.
1. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком в приложение N 7 части II Технической части документации об Аукционе в пунктах 79, 192, 251, 280 приложения N 7 части II Технической части документации об Аукционе установлены показатели технических характеристик товара, не соответствующее ГОСТ.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В соответствии с приложением N 7 части II Технической части документации об Аукционе Заказчиком установлен перечень необходимых товаров, используемых при выполнении работ.
Пунктом 192 "Умывальник в комплекте с сифоном, крепежной арматурой" приложения N 7 части II Технической части документации об Аукционе, в том числе установлено следующее требование к характеристике товара: "По ГОСТ 30493-96 величина умывальника 2-я, размеры 550*420*135*180".
В соответствии с ГОСТ 30493-96 для умывальника 2-ой величины установлены следующие размеры: L (ширина) - 550 мм, B (длинна) - 420 мм,
H (глубина чаши умывальника) - 150 мм, I (расстояние от слива умывальника до стены) - 180 мм.
Уполномоченный орган в письменных возражениях пояснил, что Заказчиком, Уполномоченным органом по товару "Умывальник в комплекте с сифоном, крепежной арматурой"" допущена неточность в части указания размера глубины чаши умывальника.
Таким образом, действия Заказчика, Уполномоченного органа нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Пунктом 251 "Грунтовка ГФ-021 красно-коричневая" приложения N 7 части II Технической части документации об Аукционе, в том числе установлено следующее требование к характеристике товара: "Текстура - матовая, однородная; время высыхания при комнатной температуре - 12 часов; нелетучесть веществ - 60-70%", пунктом 280 "Грунтовка: ГФ-021 красно-коричневая" приложения N 7 части II Технической части документации об Аукционе в том числе установлено следующее требование к характеристики товара: "Текстура - матовая, однородная; время высыхания при комнатной температуре - 12 часов; нелетучесть веществ - 60-70%".
Согласно ГОСТ 25129-82 массовая доля нелетучих веществ в грунтовке ГФ-021 составляет 54-60%.
Таким образом, в соответствии с требованиями Заказчика, Уполномоченного органа и ГОСТ 25129-82 в отношении грунтовки ГФ-021 участник закупки может указать единственное значение массовой доли нелетучих веществ "60%", что вводит участников закупки в заблуждение и не позволяет надлежащим образом сформировать заявку на участие в Аукционе.
Пунктом 79 "Швеллеры: N 18 сталь марки Ст3пс" приложения N 7 части II Технической части документации об Аукционе в том числе установлено следующее требование к характеристики товара: "высота-180 мм, ширина полки- 74 мм, толщина стенки-5,1 мм, радиус внутреннего закругления-9,3 мм, радиус закругления полки-3,5 мм, площадь поперечного сечения-22,2см2".
В таблицах N 1, 2 ГОСТ 8240-97 установлено, что Швеллеры N 18 имеют высоту-180 мм, ширину полки-74 мм, толщину стенки-5,1 мм, радиус внутреннего закругления-9,0 мм, радиус закругления полки-3,5 мм, площадь поперечного сечения-22,2 см2.
Таким образом, в соответствии с положениями приложения N 7 части II Технической части документации об Аукционе, участник закупки может указать в пункте 79 "Швеллеры: N 18 сталь марки Ст3пс" радиус внутреннего закругления-9,3 мм, которое будет соответствовать положениям приложения N 7 части II Технической части документации об Аукционе, но не соответствовать требованиям ГОСТ 8240-97, а именно - 9,0 мм.
Кроме того, Комиссия изучив Техническое задание документации об Аукционе установила требования в отношении технических условий продукции, а именно: пунктами 200 "Труба канализационная из полипропилена диаметром 100 мм", 197 "Труба канализационная из полипропилена диаметром 50 мм" установлены требования о соответствии техническим условиям, таким как: "ТУ 4926-005-41989945-97".
В соответствии с ГОСТ 2.114-95 технические условия (ТУ) являются техническим документом, который разрабатывается по решению разработчика (изготовителя) или по требованию заказчика (потребителя) продукции, то есть определенный номер технического условия соответствует продукции только одного производителя.
Согласно сведениям, размещенным в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" ТУ 4926-005-41989945-97 предприятие - изготовитель: НПО "Стройполимер".
Таким образом, действия Заказчика, Уполномоченного органа нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. В приложении N 7 части II Технической части документации об Аукционе установлены, например, следующие требования к товару используемого при выполнении работ, например, такие как:
"251. Грунтовка ГФ-021 красно-коричневая. Нелетучесть веществ - 60-70%.
280. Грунтовка: ГФ-021 красно-коричневая. Нелетучесть веществ - 60-70%.
115. Мастика битумная кровельная горячая. Основа бутиловый каучук, плотность 0,9 кг/л, время высыхания до отлипа 24 ч., прочность при разрыве 0,06 МПа, расход 2 кг/м2.
116. Мастика клеящая каучуковая, марки КН-2. Изготовлена из синтетического каучука, с содержанием хлоропренового каучука 18,0-22,0%, морозо- и теплоустойчива, сохраняет свои свойства при t от -60 до +100°С.
117. Рубероид кровельный с пылевидной посыпкой марки РКП-350б. Теплостойкий, ширина 1000 мм, разрывная сила при растяжении Н (кг) 225(23), площадь рулона 20м2 +/- 0,5; масса рулона 27 кг" и другие.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о том, что Заказчиком, Уполномоченным органом неправомерно установлены требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при оказании услуг, непредусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе конкретные показатели химического и компонентного состава товара, а также результаты испытания таких товаров.
Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при оказании услуг, для представления подробных сведений химического и компонентного состава, а также результате испытаний таких товаров (в настоящем решении содержатся примеры, указание которых не является исчерпывающим).
Таким образом, действия Заказчика, Уполномоченного органа установивших в документации об Аукционе избыточное требования к описанию участниками закупки товаров, используемых при оказании услуг, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Черняк Г.Е. обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушения пунктов 1, 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Аукционной комиссии, Заказчику, Уполномоченному органу Оператору электронной площадки предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела от 24.08.2017 N К-1099/17 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 24 августа 2017 г. N К-1099-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.08.2017