Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "Онлайн Стори" (далее - Заявитель) на действия Департамента информационных технологий города Москвы (далее - Заказчик), Департамента города Москвы по конкурентной политике (далее - Уполномоченный орган) при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, АО "ЕЭТП" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку оборудования хранения, обработки и передачи данных для нужд Единого центра хранения и обработки данных города Москвы (номер извещения 0173200001417000598) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика, Уполномоченного органа:
1. Заказчиком, Уполномоченным органом в документации об Аукционе установлено излишние требования к товару "Универсальный модуль обработки и архивирования" в отношении горизонтального расположения дисковых накопителей блока хранения данных, а также веса вдвижных частичных каркасов или блочных каркасов, выступающих за габаритные размеры монтажного модуля при проведении сервисных операций, поскольку ограничивают количество участников закупки.
2. Заказчиком, Уполномоченным органом в документации об Аукционе установлены избыточные требования к товару "Единый модуль мониторинга" в отношении количества и типов внутренних портов сервера.
3. Заказчиком, Уполномоченным органом не предоставлен ответ на запрос о разъяснении положений документации об Аукционе по существу.
4. Заказчиком, Уполномоченным органом неправомерно установлены требования к исполнителю о наличии складских запасов оборудования или оборудования в демо-фонде, о бесплатном предоставлении образцов товара для проведения экспертизы до появления предусмотренных контрактом результатов (поставки товара), а также установлены противоречивые требования в пункте 5.1.7 проекта контракта документации об Аукционе и пункте 6.7 технической части документации об Аукционе.
Представители Заказчика, Уполномоченного органа не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик, Уполномоченный орган действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 19.07.2017;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 1 132 160 000 рублей;
3) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
4) дата и время окончания подачи заявок на участие в Аукционе 04.09.2017;
5) дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок участников Аукциона - 11.09.2017;
6) дата проведения Аукциона - 14.09.2017.
1. По мнению Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом в документации об Аукционе установлено излишние требования к товару "Универсальный модуль обработки и архивирования" в отношении горизонтального расположения дисковых накопителей блока хранения данных, а также веса вдвижных частичных каркасов или блочных каркасов, выступающих за габаритные размеры монтажного модуля при проведении сервисных операций, поскольку ограничивают количество участников закупки.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
Приложением 1 к Техническим требованиям "Спецификация на поставку оборудования хранения, обработки и передачи данных для нужд Единого центра хранения и обработки данных города Москвы" документации об Аукционе (далее - Спецификация) установлены, в том числе следующие требования к товару "Универсальный модуль обработки и архивирования": "Горизонтальное расположение дисковых накопителей блока хранения данных с возможностью горячей замены - требуется соответствие"; "вес вдвижных частичных каркасов или блочных каркасов, выступающих за габаритные размеры монтажного модуля при проведении сервисных операций - не более 30 кг", что по мнению Заявителя, приводит к ограничению количества участников закупки и не влияет на потребительские или эксплуатационные свойства товара.
На заседании Комиссии представители Заказчика, Уполномоченного органа пояснили, что горизонтальное расположение дисковых накопителей позволяет обслуживающему персоналу оперативно идентифицировать дисковые накопители, иметь доступ к самому накопителю, контролировать его температуру, определять вращение шпинделя, читать серийный номер и тип диска. Кроме того, при горизонтальном расположении дисков на выдвижной полке располагается меньше дисков, в связи с чем выдвигать такую полку физически легче и безопаснее, поскольку не затрагивает работу большого количества соседних дисков.
В отношении установления требования к весу вдвижных частичных каркасов или блочных каркасов, выступающих за габаритные размеры монтажного модуля при проведении сервисных операций представители Заказчика, Уполномоченного органа на заседании Комиссии пояснили, что данное требование установлено ввиду защиты от опрокидывания серверных стоек, определяет сохранение устойчивости серверных стоек для обеспечения оперативного и безопасного для персонала обслуживания оборудования. Кроме того, представители Заказчика, Уполномоченного органа сообщили, что многие производители серверного оборудования и систем хранения данных используют технические решения с отделяемыми вдвижными частями каркасов или блочных каркасов, указывают на такую возможность в технической документации, а также приводят подробные технические данные частей оборудования, включая их вес, в связи с чем вышеуказанное требование не является неизмеримым и избыточным.
Также Заказчиком, Уполномоченным органом на заседании Комиссии представлены коммерческие предложения, согласно которым совокупности требований, предъявляемых к товару "Универсальный модуль обработки и архивирования", установленных Заказчиком, Уполномоченным органом в Спецификации документации об Аукционе соответствует продукция производителей "Depo" "HGST", "Kraftway".
Вместе с тем, представителями Заявителя на заседании Комиссии не представлено доказательств, подтверждающих, что установление вышеуказанных требований ограничивает количество участников закупки.
Учитывая изложенное, Комиссии не представляется возможным сделать вывод о неправомерности действий Заказчика, Уполномоченного органа, в связи с чем довод Заявителя не нашёл своего подтверждения.
2. По мнению Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом в документации об Аукционе установлены излишние требования к товару "Единый модуль мониторинга" в отношении количества и типов внутренних портов сервера, и именно: "количество внутренних разъемов USB 3.0 - не менее 1 шт."; "количество внутренних разъемов USB 2.0 - не менее 2 шт."; "количество внутренних разъемов COM - не менее 1 шт.", поскольку в требованиях к вышеуказанному товару не приведены требования, позволяющие определить совместимость сервера с устанавливаемыми устройствами.
На заседании Комиссии представители Заказчика, Уполномоченного органа пояснили, что требования к количеству и типу портов установлено с целью экономии бюджетных средств при дальнейшем расширении системы и отсутствии в дальнейшем дозакупки дополнительного оборудования, способного обеспечить необходимое количество и тип портов. Кроме того, к вышеуказанным портам может подключаться отладочное и диагностическое оборудование, устройства типа USB-флэш для записи логов, с диагностическим программным обеспечением и другое.
Также представители Заказчика, Уполномоченного органа сообщили, что обозначение разъема "COM" является общеупотребляемым в компьютерной и телекоммуникационной индустрии. Представители Заказчика, Уполномоченного органа также пояснили, что Заказчиком, Уполномоченным органом не установлен конкретный разъем COM (RS-232), поскольку для Заказчика имеет значение возможность использования разъема вне зависимости от типа реализации разъема, а также в целях предотвращения ограничения конкуренции.
Вместе с тем, представителями Заявителя на заседании Комиссии не представлено доказательств, подтверждающих, что установление вышеуказанных требований ограничивает количество участников закупки.
Учитывая изложенное, Комиссии не представляется возможным сделать вывод о неправомерности действий Заказчика, Уполномоченного органа, в связи с чем довод Заявителя не нашёл своего подтверждения.
3. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом не предоставлен ответ на запрос о разъяснении положений документации об Аукционе по существу.
Согласно части 5 статьи 65 Закона о контрактной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть.
В соответствии с частью 6 статьи 65 Закона о контрактной системе Заказчик по собственной инициативе или в соответствии с поступившим запросом о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе вправе принять решение о внесении изменений в документацию о таком аукционе не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. Изменение объекта закупки и увеличение размера обеспечения данных заявок не допускаются. В течение одного дня с даты принятия указанного решения изменения, внесенные в документацию о таком аукционе, размещаются заказчиком в единой информационной системе. При этом срок подачи заявок на участие в таком аукционе должен быть продлен так, чтобы с даты размещения изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе этот срок составлял не менее чем пятнадцать дней или, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает три миллиона рублей, не менее чем семь дней.
На заседании Комиссии установлено, что Заказчиком, Уполномоченным органом размещено в ЕИС разъяснение положений документации об Аукционе от 14.08.2017 NРД4 с указанием предмета запроса, в том числе по следующему вопросу: "Вопрос 8. Согласно п. 1 СПЕЦИФИКАЦИИ на поставку оборудования хранения, обработки и передачи данных для нужд Единого центра хранения и обработки данных города Москвы к Блоку ввода-вывода тип 3 универсального модуля обработки и архивирования предъявляются следующие требования: "Возможность увеличения количества портов с пропускной способностью не менее 10 Гбит/с до 48 без необходимости приобретения дополнительных программных лицензий и подключения дополнительных внешних модулей- требуется соответствие ;
Возможность увеличения количества портов с пропускной способностью 40 Гбит/с до 12 без необходимости приобретения дополнительных программных лицензий и подключения".
Заказчику задан вопрос, должны ли данные требования по масштабированию выполняться одновременно, то есть блок ввода-вывода тип 3 должен одновременно обеспечивать возможность расширения до не менее чем 48 портов со скоростью 10 Гбит/сек и 12 портов со скоростью 40 Гбит/сек.
Ответ Заказчика: "Требование указывает на возможность увеличения количества портов, а не на их наличие"
Полученное разъяснение не полностью разъясняет неопределенность.
Просим сообщить, будет ли соответствовать вышеприведенным требованиям устройство, имеющее 12 физических портов, обеспечивающих скорость 40 Гбит/сек, которые с использованием специальных разветвляющих кабелей могут обеспечить реализацию 48 портов со скоростью 10 Гбит/сек (т.е. каждый из портов 40 Гбит/сек может обеспечивать 4 порта 10 Гбит/сек)".
В соответствии с положениями разъяснения Заказчик проинформировал участника о том, что "в данном требовании Заказчик указывает, что должна быть возможность увеличения количества портов. Как будет обеспечена такая возможность, Заказчик требования не устанавливал".
На заседании Комиссии представители Заказчика, Уполномоченного органа пояснили, что техническое решение, предложенное в вышеуказанном запросе, является корректным, но не единственно возможным, в связи с чем в целях предотвращения ограничения конкуренции, Заказчиком дан ответ, что конкретный вариант возможности увеличения количества портов не имеет значения.
На Комиссии установлено, что указанный ответ на запрос о разъяснении положений документации об Аукционе N РД4, размещенный в ЕИС 14.08.2017 не изменяет положений документации об Аукционе и не противоречит Закону о контрактной системе.
При этом, Заявителем на заседании Комиссии не представлено доказательств, подтверждающих обоснованность довода, в связи с чем довод жалобы Заявителя не нашел своего подтверждения.
4. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом неправомерно установлены требования к исполнителю о наличии складских запасов оборудования или оборудования в демо-фонде, о бесплатном предоставлении образцов товара для проведения экспертизы до появления предусмотренных контрактом результатов (поставки товара), а также установлены противоречивые требования в пункте 5.1.7 проекта контракта документации об Аукционе и пункта 6.7 технической части документации об Аукционе.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 3 статьи 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена Законом о контрактной системе.
Пунктом 6.7 Технических требований документации об Аукционе установлено: "Если в соответствии с п. 5.1.7 Контракта Заказчик направил Поставщику требование о предоставлении Заказчику пробной партии товара, включающей в себя по 1 (одной) единице всех подлежащих поставке по Контракту товаров для проведения экспертизы с точки зрения соответствия подлежащего поставке товара условиям настоящего Контракта и приложений к нему, проведение такой экспертизы должно быть завершено Заказчиком с формулированием Заказчиком одного из предусмотренных п. 5.1.7 Контракта выводов в течение 30 календарных дней с момента предоставления Поставщиком Заказчику полностью готовой для проведения такой экспертизы пробной партии товара. По требованию Заказчика Поставщик обязан своими силами и за счет собственных средств подготовить входящие в пробную партию единицы товара для проведения экспертизы, в том числе, произвести монтаж входящего в пробную партию оборудования и необходимые пусконаладочные работы для подключения оборудования к оборудованию государственной информационной системы "Единый центр хранения и обработки данных" (далее - ГИС "ЕЦХД") на время проведения экспертизы. Экспертиза пробной партии товара проводится в целях проверки соответствия подлежащего поставке товара условиям Контракта, в том числе (но не ограничиваясь) проверки совместимости подлежащего поставке товара с ГИС ЕЦХД.
Состав оборудования, предоставляемого в срок не менее 2 (двух) рабочих дней для проведения тестирования:
Универсальный модуль обработки и архивирования
Универсальный модуль хранения данных тип 1
Универсальный модуль хранения данных тип 2
Состав оборудования, предоставляемого в срок не менее 5 (пяти) рабочих дней для проведения тестирования:
Единый сетевой модуль
Единый модуль сопряжения с внешними сетями
Единый модуль мониторинга".
Пунктом 5.1.7 проекта контракта документации об Аукционе установлено, что Заказчик вправе "в течение 3 (трех) рабочих дней с момента заключения настоящего Контракта направить Поставщику письменное требование о предоставлении Заказчику в установленный в таком письменном требовании срок (такой срок не может быть менее 2 (двух) рабочих дней) до начала исполнения Поставщиком обязательств по поставке всего количества товара по настоящему Контракту пробной партии товара, включающей в себя по 1 (одной) единице всех подлежащих поставке по Контракту товаров для проведения экспертизы с точки зрения соответствия подлежащего поставке товара условиям настоящего Контракта и приложений к нему. Экспертиза пробной партии товара проводится с привлечением на основании заключенного Заказчиком контракта (договора) экспертов, экспертной организации.
По итогам проведения такой экспертизы пробной партии товара Заказчик на основании полученного письменного объективного, обоснованного и соответствующего действующему законодательству Российской Федерации экспертного заключения вправе сделать один из следующих выводов: 1) о несоответствии пробной партии товара условиям настоящего Контракта и приложений к нему (при наличии в товаре существенных недостатков) с распространением данного вывода на весь товар, подлежащий поставке по Контракту; либо 2) о соответствии пробной партии товара условиям настоящего Контракта и приложений к нему. Сделанный Заказчиком по итогам проверки качества пробной партии товара вывод о соответствии качества пробной партии товара условиям Контракта и приложений к нему не влечет автоматического признания качества всего поставляемого по Контракту товара соответствующим условиям Контракта и приложений к нему о качестве поставляемого товара. После проведения экспертизы с привлечением экспертов полученные от Поставщика единицы товара возвращаются Поставщику".
На заседании Комиссии представители Заказчика, Уполномоченного органа сообщили, что Заказчиком, Уполномоченным органом не установлены требования к наличию товара, поставляемого в рамках пробной партии, в демо-фонде или на товарном складе поставщика.
Кроме того, представители Заказчика, Уполномоченного органа пояснили, что проект контракта и Техническая часть документации об Аукционе не имеют между собой противоречий в части сроков поставки пробной партии товаров, поскольку пунктом 6.7 Технической части документации об Аукционе и пунктом 5.1.7 проекта контракта определен минимальный срок поставки пробной партии товара, который составляет 2 рабочих дня. При определении фактических сроков предоставления пробной партии товара Заказчик будет руководствоваться принципами добросовестности и разумности.
При этом, представители Заказчика сообщили, что пунктом 5.1.7 проекта контракта документации об Аукционе установлено, что проверка будет проводиться с точки зрения соответствия подлежащего поставке товара условиям контракта и приложениям к нему. В Технических требованиях документации об Аукционе приведен исчерпывающий перечень требований и их значений, позволяющий поставить оборудование, соответствующее требованиям ГИС ЕЦХД, вместе с тем, пункт 6.7 Технических требованиц документации об Аукционе уточняет, что в процессе проверки также будет проверяться совместимость с ГИС ЕЦХД, то есть соответствие тем пунктам Технических требований документации об Аукционе, которые установлены в Спецификации для успешного подключения к существующей системе для последующей успешной миграции данных. Таким образом, проверка соответствия не выходит за рамки параметров, установленных в Технических требованиях, Спецификации документации об Аукционе, в связи с чем установленные требования Заказчика, Уполномоченного органа не противоречат положениям Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, Заявителем на заседании Комиссии не представлено доказательств, подтверждающих обоснованность своего довода.
Учитывая изложенное, Комиссии не представляется возможным сделать вывод о неправомерности действий Заказчика, Уполномоченного органа при отсутствии вышеуказанных положений в документации об Аукционе, в связи с чем довод Заявителя не нашёл своего подтверждения.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Онлайн Стори" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 25 августа 2017 г. N К-1100-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.08.2017