Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Амурской области (далее - Амурское УФАС России) по контролю в сфере закупок в составе: Горяевой Н.В. - заместителя руководителя управления, председателя Комиссии; Осинцева К.И. - главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок; Ефановой В.Ю. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок, в присутствии представителей:
от муниципального заказчика: Заводскова В.П., действующего на основании доверенности N 04 от 16.01.2017,
от заявителя: Тонковида А.А., действующего на основании доверенности б/н от 24.08.2017
(Лицам, присутствующим на заседании разъяснены права, порядок рассмотрения дела, сообщено о ведении аудио- и видеозаписи заседания Комиссии Амурского УФАС России),
рассмотрела поступившую 17 августа 2017 года в Амурское УФАС России от ООО "Консул" жалобу на положения аукционной документации при осуществлении муниципальным заказчиком - муниципальным казенным предприятием города Благовещенска "Городской сервисно-торговый комплекс" закупки в форме электронного аукциона на оказание услуг по сбору, транспортированию и утилизации отходов III-IV классов опасности, объявленной извещением N 0523300002017000131 от 17.07.2017 на электронной площадке ООО "РТС-тендер" www.rts-tender.ru, нарушившим, по мнению заявителя, в требования Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), а именно: неправомерном установлении к участникам торгов и приобретаемым услугам требований, влекущих за собой необоснованное ограничение количества участников.
Представитель заявителя доводы, изложенные в жалобе, поддержал в полном объеме. Считает, что заказчик устанавливая вид деятельности по утилизации отходов, без указания вида деятельности по обезвреживанию отходов, влечет необоснованное ограничение круга участников.
Просит изменить условия технического задания, дополнив по каждой позиции отходов услуги по обезвреживанию.
Представитель муниципального заказчика с доводами, заявленными в жалобе, не согласился. Представил письменные возражения, указанные возражения приобщены к материалам дела. Считает, что в техническом задании заказчиком отражены конкретные виды работ, обусловленные потребностями заказчика. Также отметил, что по итогам проведенной закупки, в которой приняли участия два участника полностью соответствующих требованиям аукционной документации, начальная (максимальная) цена была снижена более чем на 43 процента, что говорить об эффективности данной закупки и соблюдение основных норм Закона о контрактной системе. Просит признать жалобу необоснованной.
Комиссия Амурского УФАС России, рассмотрев жалобу, заслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, установила следующее.
Муниципальным заказчиком - МКП "ГСТК" извещением N 0523300002017000131 от 17.07.2017 на электронной площадке ООО "РТС-тендер" www.rts-tender.ru объявлено о проведении аукциона в электронной форме на оказание услуг по сбору, транспортированию и утилизации отходов III-IV классов опасности.
Соответствующая информация размещена на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru.
Начальная (максимальная) цена контракта установлена в сумме 156 978,63 рублей.
Дата и время окончания подачи заявок - 18.08.2017 в 09:00, дата проведения аукциона в электронной форме - 21.08.2017.
21.08.2017 составлен протокол подведения итогов электронного аукциона N 0523300002017000131, по результатам которого два участника закупки признаны соответствующими требованиям, установленные аукционной документацией, контракт заключается с участником ООО "Амуртрейд", который предложил наиболее низкую цену контракта. Заявку ООО "Консул" отклонили, как несоответствующую требованиям, установленным аукционной документацией, а именно по виду отходов - фильтры отчистки масла автотранспортных средств, отработанные (код по ФККО 92130201523) указаны услуги по сбору, транспортированию и обезвреживанию, при этом вид услуги - утилизация в данной позиции не отражена.
Пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, предусмотрено что при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствии их требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Заказчик при описании объекта закупки в документации о закупке должен использовать, если это возможно, стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии (пункт 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе).
Согласно пункту 1 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.
В соответствии с пунктом 30 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензированию подлежит деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности.
На основании части 5 статьи 31 Закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1 и 2 статьи 31 Закона о контрактной системе указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
Извещением N 0523300002017000131 от 17.07.2017 установлены требования к участникам в соответствии с частью 1, пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе и с пунктом 13 раздела II (информационная карта) аукционной документации.
В пункте 13 информационной карты аукционной документации указаны единые требования к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, а также дополнительное требование о необходимости наличия у участника закупки действующей лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности (виды отходов и услуги указанные в Техническом задании должны быть включены в приложении к лицензии).
Техническое задание указанной документации содержит описание предмета закупки, в которой отражен следующий перечень видов отходов:
- обтирочный материал, загрязненный нефтью или нефтепродуктами (содержание нефти или нефтепродуктов 15% и более). Код по ФККО 91920401603 (класс опасности для окружающей среды - 3);
- обтирочный материал, загрязненный нефтью или нефтепродуктами (содержание нефти или нефтепродуктов менее 15%). Код по ФККО 91920402604 (класс опасности для окружающей среды - 4);
- фильтры отчистки масла автотранспортных средств отработанные. Код по ФККО 92130201523 (класс опасности для окружающей среды - 3);
- опилки и стружки древесной, загрязненные нефтью или нефтепродуктами (содержание нефти или нефтепродуктов менее 15%). Код по ФККО 91920502394 (класс опасности для окружающей среды - 4);
- покрышки пневматических шин с металлическим кордом отработанные. Код по ФККО 92113001504 (класс опасности для окружающей среды - 4).
Заказчику, согласно технического задания, по перечисленным видам отходов необходимо оказание услуг по сбору, транспортированию и утилизации.
В статье 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" определены основные понятия, связанные с обращение с отходами, такие как:
размещение отходов - хранение и захоронение отходов;
утилизация отходов - использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), а также извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация);
обезвреживание отходов - уменьшение массы отходов, изменение их состава, физических и химических свойств (включая сжигание и (или) обеззараживание на специализированных установках) в целях снижения негативного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду;
сбор отходов - прием или поступление отходов от физических лиц и юридических лиц в целях дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов;
транспортирование отходов - перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя, либо предоставленного им на иных правах.
Исходя из смысла понятий "утилизация отходов", установленного Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", а также понятий "рециклинг", "регенерация", "рекуперация", установленных "ГОСТ 30772-2001 Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения", целью утилизации отходов является использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное использование отходов по тому же назначению, деятельность по технологической обработке отходов, включая извлечение и восстановление ценных компонентов отходов, включающая извлечение и восстановление ценных компонентов отходов, с возвращением их для повторного использования, а также действие, приводящее к восстановлению отходов до уровня вторичного сырья или материала. Одновременно с этой целью обезвреживания отходов является снижение негативного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду, уменьшение массы отходов, а не повторное использование.
Под сжиганием отходов понимается термический процесс окисления с целью уменьшения объема отходов, извлечения из них ценных материалов, золы или получения энергии, то есть их обезвреживание.
Поскольку при термической обработке отходов происходит процесс обезвреживания отходов, изменение класса опасности обезвреживаемых отходов, а понятия "утилизация отходов" и "обезвреживание отходов" не являются тождественными, исполнение нормативов утилизации отходов путем их обезвреживания (в том числе, сжигания) не представляется возможным. Данная позиция отражена в письме Росприроднадзора от 28.03.2017 N ВС-10-02-36/6393 "Об исполнении нормативов утилизации путем термической обработки отходов".
Действующее законодательство Российской Федерации о контрактной системе не ограничивает право заказчика приобретать товары, работы и услуги в соответствии со своими нуждами и спецификой деятельности. Заказчик самостоятельно формулирует объект закупки исходя из своих потребностей.
Учитывая, что услуги по "утилизация отходов" и "обезвреживание отходов" различны, заказчик при подготовке аукционной документации и рассмотрении заявок потенциальных участников понимал какие именно услуги ему необходимы для каждого вида отходов, согласно технического задания и более точно и четко указывал перечень требуемых услуг.
В связи с тем, что за разъяснениями положений документации потенциальные участники к заказчику не обращались и начальная (максимальная) цена была снижена на 43 процента, Комиссия приходит к выводу что данная закупка была конкурентной и не усматривает в действиях муниципального заказчика при установлении требований к услугам, являющихся предметом закупки, нарушений положений законодательства Российской Федерации о контрактной системе, влекущие (способные повлечь за собой) необоснованное ограничение количества участников закупки и невозможность сформировать свое коммерческое предложение для участия в данной закупке.
Рассмотрев жалобу ООО "Консул", руководствуясь пунктом 1 части 3, части 15 статьи 99, части 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Амурского УФАС России приняла
Р Е Ш Е Н И Е:
Признать жалобу ООО "Консул" необоснованной.
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Амурской области в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии: Н.В.Горячева
Члены Комиссии: К.И.Осинцев
В.Ю. Ефанова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Амурской области от 24 августа 2017 г. N ЖМ-120/2017
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.08.2017