Резолютивная часть объявлена 23 августа 2017 года Изготовлено в полном объеме 28 августа 2017 года г.Курск | ||
Состав Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия): |
|
Председатель Комиссии |
|
Член Комиссии |
|
|
Член Комиссии |
|
Заявитель |
Общество с ограниченной ответственностью "Перспектива" (далее - ООО "Перспектива, заявитель) |
|
Ф.И.О. присутствующих на заседании представителей заявителя |
Отсутствуют, надлежаще уведомлены о времени и месте рассмотрения дела |
|
Заказчик |
Комитет по управлению имуществом Курской области |
|
Ф.И.О. присутствующих на заседании представителей заказчика |
(по доверенности), личности удостоверены |
|
Способ определения поставщика |
Электронный аукцион |
|
Закупка N |
N0144200002417000742 |
|
Объект закупки |
Капитальный ремонт имущества казны Курской области |
|
Начальная (максимальная) цена контракта |
32 000 000, 00 рублей |
Доводы жалобы:
1. В проекте контракта заказчиком не установлены все возможные процентные значения размера штрафов, начисляемые за неисполнение или ненадлежащее исполнение заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом и начисляемые за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом.
2. В п.5.3.1 проекта контракта заказчиком установлены условия предоставления обеспечения исполнения контракта, не соответствующие требованиям ст.37 ФЗ "О контрактной системе...".
3. В аукционной документации заказчиком ненадлежащим образом установлено условие о необходимости соответствия участников закупки дополнительным требованиям, установленным Постановлением Правительства N 99 от 04.02.2015.
При проведении проверки указанных в жалобе фактов и по результатам проведенной на основании ч.15 ст.99, ст.106 ФЗ "О контрактной системе_" внеплановой проверки определения поставщика (подрядчика, исполнителя), Комиссия
УСТАНОВИЛА:
1. Частью 8 ст.34 ФЗ "О контрактной системе..." установлено, что штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Правила определения размера штрафа и пени, начисляемого в установленных законом случаях, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 г. N1063 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом" (далее - Правила).
Надлежащим исполнением обязанности заказчика по установлению размеров штрафов считается включение в проект контракта:
- штрафа за ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, в размере процента цены контракта, указанного в подпунктах "а" - "г" п.4 Правил;
- штрафа за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, в размере процента цены контракта, указанного в подпунктах "а" - "г" п.5 Правил.
Подпункты "а" - "г" п.п.4 и 5 Правил содержат различные размеры штрафа в зависимости от цены контракта. Учитывая, что контракт заключается по цене, предлагаемой участником закупки, но не превышающей начальную (максимальную) цену контракта, заказчикам необходимо устанавливать в проекте контракта под отлагательным условием все возможные значения размеров штрафа, предусмотренные Правилами для каждого порогового значения цены контракта, за исключением пороговых значений, превышающих начальную (максимальную) цену контракта.
Начальная максимальная цена контракта составляет более 30 млн. рублей. При этом в ч.10 проекта контракта заказчиком установлены размеры штрафа, предусмотренного Правилами для контрактов, цена которых превышает 3 млн. рублей. Размеры штрафов при цене контракта, не превышающей 3 млн. рублей, в проекте контракта заказчиком не установлены.
Учитывая, что в ФЗ "О контрактной системе_" не предусмотрено изменение заказчиком положений проекта контракта по истечении срока для внесения изменений в извещение, документацию о проведении закупок, размеры неустойки (штрафа, пени) и порядок их расчета, подлежат включению заказчиком непосредственно в проект контракта, прилагаемый к документации о закупке. (Письмо ФАС России от 21.10.2014 N АЦ/42516/14, Письмо Генеральной Прокуратуры Российской Федерации от 13.12.2014 г. N74/1-04-2014).
При таких обстоятельствах, ч.10 проекта контракта заказчика не соответствуют требованиям ч.ч.5 и 8 ст.34 ФЗ "О контрактной системе...", п.п.4 и 5 Правил.
Довод жалобы N1 является обоснованным.
Вместе с тем, как пояснили представители заказчика, на участие в электронном аукционе поступила 1 заявка, признанная аукционной комиссией соответствующей требованиям ФЗ "О контрактной системе..." и аукционной документации. В соответствии с нормами законодательства о контрактной системе, муниципальный контракт по результатам электронного аукциона будет заключен по начальной максимальной цене контракта.
При таких обстоятельствах, допущенное заказчиком нарушение не повлияло на результат определения поставщика и не влечет нарушения законных прав и интересов участников закупки, самого заказчика.
2. Согласно ч.1 ст.37 ФЗ "О контрактной системе_", если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет более чем пятнадцать миллионов рублей и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении конкурса или аукциона, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).
В соответствии с ч.2 ст.37 ФЗ "О контрактной системе...", если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет пятнадцать миллионов рублей и менее и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, указанном в ч.1 ст.37 ФЗ "О контрактной системе_", или информации, подтверждающей добросовестность такого участника на дату подачи заявки в соответствии с ч.3 ст.37 ФЗ "О контрактной системе_".
Согласно извещения о проведении электронного аукциона, начальная (максимальная) цена контракта составляет более пятнадцати миллионов рублей - 32 000 000,00 рублей. Таким образом, заказчик обязан установить условие предоставления обеспечения исполнения контракта в соответствии с требованиями ч.1 ст.37 ФЗ "О контрактной системе_".
Вместе с тем, в п.п. 5.3.1, 5.3.2 проекта контракта заказчиком предусмотрена возможность предоставления обеспечения исполнения контракта, в случае если участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, в том числе, в форме информации, подтверждающей добросовестность такого участника.
Таким образом, указанные положения аукционной документации не соответствует требованию ч.1 ст.37, ст.96 ФЗ "О контрактной системе_".
3. В соответствии с ч.4 ст.31 ФЗ "О контрактной системе...", в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с ч.2 ст.31 ФЗ "О контрактной системе..." дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг установлены в соответствии с пунктом 2 приложения N 1 Постановления Правительства от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление Правительства N 99).
Согласно п.2 приложения N 1 к Постановлению Правительства N 99, к участникам закупки на выполнение работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей устанавливается дополнительное требование о наличии опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
В соответствии с примечанием к указанному пункту Постановления, требуется наличие опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт. При этом используются следующие группы работ строительных: - работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства; - работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, не являющихся объектами капитального строительства (временные постройки, киоски, навесы и другие подобные постройки).
В извещении, аукционной документации заказчиком указано об установлении дополнительного требования к участникам закупки: "Предъявляется требование о наличии опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение соответствующих <*> работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке. При этом стоимость такого исполненного контракта (договора) должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка, а также установлено требование о представлении документов, подтверждающих соответствие участников указанным требованиям.
Вместе с тем, заказчиком не указана группа соответствующих работ, в соответствии с которой участнику закупки необходимо предоставить документы, предусмотренные аукционной документацией и подтверждающие соответствие участников закупки указанному дополнительному требованию.
Данные действия заказчика не соответствуют положениям ч.2 ст.31, п.2 ч.1, ч.3 ст.64 ФЗ "О контрактной системе...".
Вместе с тем, как установлено Комиссией, допущенное нарушение требований ФЗ "О контрактной системе...", не повлекло нарушения законных прав и интересов участников закупки и самого заказчика, так как единственный подавший заявку на участие в электронном аукционе участник, представил надлежащие документы, подтверждающие его соответствие дополнительным требованиям, установленным Правительством РФ.
Учитывая изложенное, на основании результатов рассмотрения жалобы, проведения внеплановой проверки определения поставщика, материалов, имеющихся в деле, руководствуясь статьей 99, статьей 106 ФЗ "О контрактной системе_", Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Перспектива" обоснованной.
2. Признать заказчика - Комитет по управлению имуществом Курской области нарушившим требования ч.2 ст.31, ч.ч.5 и 8 ст.34, ч.1 ст.37, п.2 ч.1, ч.3 ст.64, ст.96 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать заказчику - Комитету по управлению имуществом Курской области предписание об устранении допущенного нарушения требования ч.1 ст.37, ст.96 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" .
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Курского УФАС России для принятия решения о возбуждении административного производства по установленным фактам нарушения требований Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
5. Направить копию решения и предписания в УМВД России по Курской области, Прокуратуру Курской области.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО КУРСКОЙ ОБЛАСТИ
П Р Е Д П И С А Н И Е
по делу N219/2017
об устранении нарушений законодательства РФ о контрактной системе
Резолютивная часть объявлена 23 августа 2017 г.
Изготовлено в полном объеме 28 августа 2017 г. г. Курск
Состав Комиссии Управления ФАС по Курской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия): |
Председатель Комиссии |
Члены Комиссии: |
на основании решения от 23 августа 2017 года по делу N219/2017, принятого по результатам рассмотрения жалобы Общества с ограниченной ответственностью "Перспектива" на действия заказчика - комитета по управлению имуществом Курской области при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) способом электронного аукциона N0144200002417000742 по предмету "капитальный ремонт имущества казны Курской области", и проведенной на основании ч.15 ст.99, ст.106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ (далее - ФЗ "О контрактной системе..."), внеплановой проверки определения поставщика, руководствуясь п.2 ч.22 ст.99 ФЗ "О контрактной системе_",
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Заказчику - Комитету по управлению имуществом Курской области, в целях устранения допущенного нарушения требований ч.1 ст.37, ст.96 ФЗ "О контрактной системе...", на этапе заключения контракта по результатам электронного аукциона N0144200002417000742, привести содержание пунктов 5.3.1, 5.3.2 проекта контракта в соответствие с требованиями ч.1 ст.37, ст.96 ФЗ "О контрактной системе...".
2. В течение 2 (двух) рабочих дней с даты исполнения п.1 настоящего предписания представить в Курское УФАС России сведения о его исполнении (заверенную надлежащим образом копию заключенного контракта).
Настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Примечание. Невыполнение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, членом комиссии по осуществлению закупок, оператором электронной площадки, специализированной организацией в установленный срок законного предписания, требования органа, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок, за исключением органа, указанного в части 7.1 настоящей статьи, влечет административную ответственность, предусмотренную ч.7 ст.19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области от 23 августа 2017 г. N 219
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.08.2017