Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в отсутствие представителей:
СПб ГБСУСО "Психоневрологический интернат N 1" (далее - Заказчик):
в отсутствие представителей:
ООО "Вавилон" (далее - Заявитель), надлежащим образом уведомленного о времени и месте заседания Комиссии УФАС;
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. 19851-ЭП/17 от 16.08.2017) на действия Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на выполнение ремонтных работ на выполнение работ по текущему ремонту ЦТП (ГВС и отопления) и УУТЭ (ГВС и отопления) в СПб ГБСУСО "Психоневрологический интернат N 1" по адресу: г. Зеленогорск, ул. Мира, д. 6 (извещение номер 0372200192117000051) (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении электронного аукциона размещено 31.07.2017 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372200192117000051. Начальная (максимальная) цена контракта - 4 037 920,88 рублей.
В жалобе ООО "Вавилон" указывает на нарушение Заказчиком требований законодательства о контрактной системе в нарушении правил описания объекта закупки, а также предоставлении разъяснений положений документации, которые изменяют ее суть.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения сторон, имеющиеся документы подтверждают следующие обстоятельства.
1. Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчики обязаны использовать при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Частью 2 ст. 33 Закона о контрактной системе установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
При формировании технического задания заказчику в рамках закона предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Однако из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
Требования к товарам, использующимся при выполнении работ, установлены Заказчиком в Приложении N 2 "Форма "Требования к характеристикам товаров (материалов, изделий и конструкций), используемых при выполнении работ по текущему ремонту ЦТП (ГВС и отопления) и УУТЭ (ГВС и отопления) в СПб ГБСУСО "Психоневрологический интернат N 1" по адресу г. Зеленогорск, ул. Мира, д. 6" к Техническому заданию документации об аукционе.
К товару по позиции 11 "Кран шаровый тип 2" Заказчиком установлено требование: "Рабочая температура от -30°C до +200°C".
Согласно положениям инструкции "При указании сведений о конкретных показателях используемого для оказания услуг товара участник обязан указать:
- конкретные значения показателей, превышающие значения, установленные настоящей документацией, для которых установлены минимальные значение (использованы слова "более", "выше", "свыше", "от", знак ">", "лучше", "больше", "позже"), при этом участник закупки представляет сведения о конкретных показателях без использования вышеуказанных слов и знаков.
- конкретные значения показателей, меньшие значений, установленных настоящей документацией, для которых установлены максимальные значение (использованы слова "менее", "хуже", "ниже", "до", знак "<", "ранее"), при этом участник закупки представляет сведения о конкретных показателях без использования вышеуказанных слов и знаков".
Таким образом, положениями инструкции предусмотрены указания по предоставлению сведений о значении данного показателя. Заявитель указывает, что значение данного показателя должно выражаться в виде диапазона, что, по его мнению, подтверждается сведениями из технического паспорта на конкретное изделие. Однако такие сведения не могут однозначно свидетельствовать о нарушении Заказчиком правил описания объекта закупки, следовательно, данный довод является необоснованным.
2. К товару по позиции 13 "Трубы тип 1" Заказчиком установлены требования: "Наружный размер должен быть 180 мм. Толщина стенки должна быть 4,0 мм. Масса 1 м не менее 10,26 кг. Соответствие ГОСТ Должны соответствовать ГОСТ 8732-78".
В доводах жалобы Заявитель указывает, что в соответствии с п. 2 ГОСТ 8732-78 "Трубы стальные бесшовные горячедеформированные. Сортамент" с учетом требований Заказчика масса 1 метра трубы должна составлять 17,36 кг.
Согласно примечанию к п. 2 вышеуказанного стандарта "Плотность стали принята равной 7,850 г/см3", следовательно, при отсутствии условия о неизменном значении плотности стали, масса трубы может быть отлична от значений, указанных в государственном стандарте. Таким образом, данный довод жалобы также не находит своего подтверждения.
3. К товару по позиции 32 "Фланцы тип 1" Заказчиком установлено требование "Соответствие ГОСТ Должны соответствовать ГОСТ 12821-80".
Согласно сведениям официального сайта Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (http://www.gost.ru) данный государственный стандарт имеет статус "Утратил силу в РФ", следовательно, его действие на территории Российской Федерации прекращено.
Таким образом, требование о соответствии товара недействующему нормативному документу, является нестандартным.
Надлежащее обоснование использования нестандартных требований при описании требований к товарам, использующимся при выполнении работ, в документации об аукционе отсутствует, следовательно, в действиях Заказчика усматривается нарушение п. 1 ч. 1 ст. 64 (п. 2 ч. 1 ст. 33) Закона о контрактной системе, а данный довод жалобы является обоснованным.
4. В соответствии с ч.ч. 3-5 ст. 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
В течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки вышеуказанного запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть.
07.08.2017 в 18 часов 20 минут на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок Заказчиком были даны разъяснения положений документации об аукционе на запрос следующего содержания:
"п. 13. Трубы тип 1. Требования ТЗ: "Предельные отклонения для труб по наружному диаметру не более +1%. Предельные отклонения по толщине стенки труб не менее -15%"
Согласно инструкции по заполнению заявки: "в случае установления требования к показателям со словами "предельные отклонения", участнику необходимо указать два значения, как для нижней границы, так и для верхней границы диапазона". Заказчиком в первом случае установлены требования только к верхней границе предельных отклонений, во втором - к нижней границе предельных отклонений. Согласно инструкции, участнику нужно два значения. Просим разъяснить Заказчика, участник действительно должен указать значения для нижней и верхней границы в данных случаях?
п. 25. Олифа тип 1. Требования ТЗ: "Плотность "0,930-0,950" г/см. Соответствие ГОСТ Должна соответствовать ГОСТ 7931-76"
Согласно инструкции по заполнению заявки: "Значения, указанные в кавычках (использованы знаки " ", " ", " ") изменению не подлежат", соответственно участник не имеет права изменять значение плотности "0,930-0,950", при этом согласно ГОСТ 7931-76:
"Плотность, г/см3 олифа льняная высшего сорта 0,938-0,950, олифа льняная первого сорта 0,936-0,950, олифа конопляная 0,930-0,940". Фактически у участника нет возможности указать достоверное значение для выбранного типа олифа, которое будет соответствовать ГОСТ".
Заказчиком даны разъяснения следующего содержания:
"Ответ: указанное в настоящем запросе положение инструкции по заполнению первой части заявки применяется только в случае если наименование показателя помимо словосочетания "предельные отклонения" содержит также указание на верхний и нижний предел. В приведенном описании товара, указанные предельные отклонения приведены Заказчиком отдельно для верхней и нижней границы показателя. При таких обстоятельствах, участник закупки в составе первой части заявки указывает только значения для верхней и нижней границы без дополнительного указания значений нижней границы для верхней границы, и верхней границы для нижней границы показателя.
Ответ: в указанном случае при размещении документации о закупке допущена техническая опечатка - значение показателя необходимо читать без кавычек. Сообщаем, что при рассмотрении первых частей заявок Комиссия по осуществлению закупок Заказчика не будет принимать во внимание значения указанными участниками закупки по данному показателю".
Разъяснения, предоставленные Заказчиком изменяют суть документации, в чем усматривается нарушение ч. 5 ст. 65 Закона о контрактной системе. Данный довод жалобы является обоснованным.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 8, 33, 64, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Вавилон" обоснованной в части доводов о предоставлении разъяснений положений документации об аукционе, которые изменяют ее суть, а также нарушении правил описания объекта закупки.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения п. 1 ч. 1 ст. 64 (п. 2 ч. 1 ст. 33) и ч. 5 ст. 65 Закона о контрактной системе.
3. Предписание об устранении выявленного нарушения не выдавать в связи с отсутствием доказательств того, что оно повлияло на результаты закупки.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 23 августа 2017 г. N 44-3387/17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.08.2017