Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в отсутствие представителей:
СПб ГБУЗ "Городской клинический онкологический диспансер" (далее - Заказчик):
ООО "Балтийский заказчик" (далее - Заявитель):
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. 20033-ЭП/17 от 18.08.2017) на действия Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на выполнение работ по ремонту отделения колопроктологии в осях Г-Ж/20-36 4-й этаж в СПб ГБУЗ ГКОД по адресу: пр. Ветеранов, д.56 (извещение номер 0372100037117000255) (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении электронного аукциона размещено 30.05.2017 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372100037117000255. Начальная (максимальная) цена контракта - 39 525 971,40 рублей.
В жалобе ООО "Балтийский заказчик" указывает на нарушение Заказчиком требований законодательства о контрактной системе в:
- нарушении правил описания объекта закупки;
- отсутствии надлежащей инструкции по заполнению первой части заявки;
- размещении двух различных редакций документации об аукционе.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения сторон, имеющиеся документы подтверждают следующие обстоятельства.
Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчики обязаны использовать при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Частью 2 ст. 33 Закона о контрактной системе установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
При формировании технического задания заказчику в рамках закона предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Однако из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.ч. 3 - 6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Действующим законодательством о контрактной системе не установлено четких критериев и требований к инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе.
Указывая минимальные, максимальные значения показателей товаров, а также значения показателей товаров, которые не могут изменяться, заказчик тем самым определяет требования к содержанию первых частей заявок. При этом заказчик должен учитывать запрет, установленный п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе на установление требований к содержанию заявок, ограничивающих круг участников, а также необходимость разработки инструкции, позволяющей заполнить первую часть заявки в соответствии с потребностями заказчика.
Соблюдение данных требований и запретов направлено на исключение возможности субъективного восприятия требований заказчика участниками закупки и членами аукционной комиссии.
Неустановление заказчиком надлежащей инструкции по заполнению заявки может привести к возникновению у участников закупок ошибок технического характера при заполнении и формировании своих заявок, что в свою очередь может привести к признанию таких заявок не соответствующими установленным заказчиком требованиям.
Инструкция по заполнению заявок должна беспрепятственно позволять определить участникам закупки и аукционной комиссии заказчика определить, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены максимальные и (или) минимальные значения, а также порядок их указания участниками закупки в своих заявках (в виде одного значения показателя или диапазона значений показателя); определить, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены значения, которые не могут изменяться, и соответственно подлежат указанию участниками закупки в своих заявках без каких-либо изменений.
Требования к товарам, использующимся при выполнении работ, установлены Заказчиком в Приложении N 2 "Требования к показателям товаров, используемых при выполнении работ" к Техническому заданию документации об аукционе.
1. К товарам по позициям 1, 3, 12, 22 и др. "Воздуховод" Заказчиком установлены требования: "Класс толщины покрытия 1/2. Толщина покрытия от 10 до 18 включительно мкм. Соответствие ГОСТ 14918-80".
Согласно п. 1.3 ГОСТ 14918-80 "Сталь тонколистовая оцинкованная с непрерывных линий. Технические условия" 1 классу толщины покрытия соответствует норма толщины покрытия "свыше 18 до 40 мкм включительно", а классу 2 - "от 10 до 18 мкм включительно".
Согласно положениям документации об аукционе "Требования к минимальным значениям устанавливаются к показателям приведенного сопротивления теплопередаче профиля, толщины покрытия, пропускной способности. Требования к максимальным значениям устанавливаются к показателям номинального сечения присоединяемых проводников, кривизне лицевой поверхности, высоты, рабочего давления. В случае, если в Приложении N2 к Техническому заданию установлены требования исключительно к вариантам значений показателей (использованы символы "/"), участник закупки представляет сведения о конкретных показателях без таких символов, указывая один из вариантов, при этом соответствующие таким вариантам значения показателей указываются в строгом соответствии с требованиями ГОСТ в случае установления такого требования. Во всех иных случаях требования к показателям товаров (в том числе, с использованием иных символов), установлены в виде значений, которые не могут изменяться, и участник закупки представляет сведения, точно соответствующие требованиям Приложения N2 Технического задания".
С учетом положений инструкции участникам закупки надлежало указать одно из альтернативных значений показателя "Класс толщины покрытия", а также указать соответствующее значение "Толщина покрытия" в соответствии с ГОСТ 14918-80 "Сталь тонколистовая оцинкованная с непрерывных линий. Технические условия", а именно "свыше 18 до 40 мкм включительно" либо "от 10 до 18 мкм включительно" соответственно. Данный довод жалобы не находит своего подтверждения.
К аналогичным выводам Комиссия УФАС пришла в отношении доводов о нарушении правил описания объекта закупки для товаров по позициям 11 и 36 "Дверные блоки", а также по позиции 27 "Поддон".
2. Заявитель указывает, что в инструкции по заполнению первой части заявки отсутствует толкование слов "более", "менее" и т.д.
Согласно положениям инструкции "Во всех иных случаях требования к показателям товаров (в том числе, с использованием иных символов), установлены в виде значений, которые не могут изменяться, и участник закупки представляет сведения, точно соответствующие требованиям Приложения N2 Технического задания". Таким образом, в случае, если в инструкции по заполнению первой части заявки отсутствуют какие-либо указания по использованию тех или иных слов, такие показатели являются неизменными и сведения о них должны быть представлены в составе первой части заявки в неизменном виде. Данный довод жалобы не находит своего подтверждения. К аналогичным выводам Комиссия УФАС пришла в отношении о нарушении правил описания объекта закупки для товаров по позиции 17 "Умывальник".
3. В силу ч.ч. 1 и 2 ст. 65 Закона о контрактной системе в случае проведения электронного аукциона заказчик размещает в единой информационной системе документацию о таком аукционе в сроки, указанные в ч.ч. 2 и 3 ст. 63 настоящего Федерального закона, одновременно с размещением извещения о проведении такого аукциона. Документация об электронном аукционе должна быть доступна для ознакомления без взимания платы.
Установлено, что на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru размещены две актуальные редакции технической части документации об аукционе, а именно файлы "Часть_3_39_млн_(редакция_3).docx" и "Часть_3_39_млн_(редакция_2).docx".
Данные документы отличны друг от друга, следовательно, в действиях Заказчика усматривается нарушение ч. 1 ст. 65 Закона о контрактной системе. Данный довод жалобы является обоснованным.
Согласно сведениям протокола рассмотрения первых частей заявок на участие в закупке были поданы заявки 6 участников, которые представили сведения о конкретных показателях товара на основании действующей (третьей) редакции документации об аукционе, следовательно, выявленное нарушение не повлияло на результаты закупки.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 8, 33, 64, 65, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Балтийский заказчик" обоснованной в части доводов о размещении двух различных редакций документации об аукционе.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения ч. 1 ст. 65 Закона о контрактной системе.
3. Предписание об устранении выявленного нарушения не выдавать в связи с отсутствием доказательств того, что оно повлияло на результаты закупки.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 25 августа 2017 г. N 44-3418/17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.08.2017