Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в присутствии представителей:
ГБОУ СОШ N376 Московского района Санкт-Петербурга (далее - Заказчик):
ООО "Гелиос" (далее - Заявитель):
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. N 20093/17 от 18.08.2017) на действия Заказчика при определении поставщика путем проведения конкурса с ограниченным участием на поставку продуктов питания для нужд структурного подразделения "Отделение дошкольного образования детей" ГБОУ средняя школа N376 Московского района Санкт-Петербурга в 2017 году (извещение номер 0372200286317000018) (далее - конкурс), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении конкурса размещено 31.07.2017 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372200286317000018. Начальная (максимальная) цена контракта - 747 776,82 рублей.
В жалобе ООО "Гелиос" указывает на неправомерные действия Заказчика, выразившиеся, по мнению Заявителя, в установлении ненадлежащего порядка оценки конкурсных заявок.
Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает их необоснованными.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения представителей сторон, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства.
В соответствии с ч.ч. 1 и 3 ст. 56 Закона о контрактной системе под конкурсом с ограниченным участием понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса и конкурсной документации, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования и победитель такого конкурса определяется из числа участников закупки, прошедших предквалификационный отбор.
При проведении конкурса с ограниченным участием применяются положения настоящего Федерального закона о проведении открытого конкурса с учетом особенностей, определенных настоящей статьей.
Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с ч.ч. 5 и 7 ст. 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
На основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер. В случае, если в нескольких заявках на участие в конкурсе содержатся одинаковые условия исполнения контракта, меньший порядковый номер присваивается заявке на участие в конкурсе, которая поступила ранее других заявок на участие в конкурсе, содержащих такие же условия.
Согласно п. 6 ч. 2 ст. 51 Закона о контрактной системе в случае, если в конкурсной документации указан такой критерий оценки заявок на участие в конкурсе, как квалификация участника открытого конкурса заявка на участие в открытом конкурсе может содержать также документы, подтверждающие его квалификацию, при этом отсутствие указанных документов не является основанием для признания заявки не соответствующей требованиям Закона о контрактной системе.
Частью 5 ст. 51 Закона о контрактной системе запрещается требовать от участника открытого конкурса иные документы и информацию, за исключением предусмотренных ч. 2 ст. 51 Закона о контрактной системе документов и информации.
Пунктом 4 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе установлено, что конкурсная документация должна содержать предусмотренные ст. 51 Закона о контрактной системе требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
Согласно п. 9 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом согласно пункту 3 Правил, "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Исходя из совокупности положений п.п. 4 и 9 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе, а также пункта 3 Правил конкурсная документация должна содержать порядок оценки заявок, который объективно позволяет выявить лучшие условия исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены. Порядок оценки должен позволять выявить лучшее предложение об условиях исполнения контракта с учетом зависимости между количеством присваиваемых баллов и представляемыми участниками закупки сведениями по соответствующему показателю.
Согласно п. 27 Правил показателями нестоимостного критерия оценки "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть:
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
Таким образом, положениями законодательства о контрактной системе предусмотрена оценка заявок по показателю "деловая репутация участника закупки", следовательно, в случае использования такого показателя, конкурсная документация должна содержать:
- предмет оценки, позволяющий определить исчерпывающий перечень сведений, подлежащих оценке конкурсной комиссией и, соответственно, подлежащих представлению участниками закупки в своих заявках для получения оценки по данному критерию (показателю);
- зависимость (формула расчета количества баллов или шкала оценки) между количеством присваиваемых баллов и представляемыми сведениями по данному критерию (показателю) в случае, если возможна количественная оценка представляемых сведений;
- инструкцию по заполнению заявки, позволяющую определить, какие именно сведения подлежат описанию и представлению участниками закупки для оценки конкурсной комиссией.
Согласно п. 28 Правил оценка заявок (предложений) по нестоимостному критерию оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" производится в случае установления в документации о закупке в соответствии с п. 10 Правил показателей, раскрывающих содержание соответствующего критерия оценки, с указанием (при необходимости) предельно необходимого заказчику минимального или максимального значения, предусмотренного абзацем вторым п. 11 Правил.
Пунктами 10 и 11 Правил установлено, что в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов.
Заказчиком установлены следующие условия конкурсной документации:
"В рамках показателя "Обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг" оценивается наличие у участника (собственного и (или) арендованного) складского помещения с холодильным и весоизмерительным оборудованием и транспортных средств, используемых для осуществления поставки продуктов питания в количестве, установленном в настоящем пункте специальной части конкурсной документации.
Начисление баллов по показателю "Обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг" производится в соответствии со шкалой оценки:
Уровень шкалы |
Значение показателя |
Кол-во присуждаемых баллов |
1. |
Сведения не представлены. |
0 баллов |
2. |
Представлены сведения о наличии у участника конкурса складского помещения с холодильным и весоизмерительным оборудованием и транспортных средств. |
100 баллов |
Для подтверждения наличия складского помещения, холодильного и весоизмерительного оборудования, транспортных средств, используемых для осуществления поставки продуктов питания, участник представляет сведения по форме в соответствии с Приложением N 4 к специальной части конкурсной документации. В случае отсутствия сведений в форме в соответствии с Приложением N 4 к специальной части конкурсной документации или отсутствия в ней каких-либо сведений о складском помещении, холодильном или весоизмерительном оборудовании, транспортном средстве, предусмотренных данной формой, такое складское помещение, холодильное или весоизмерительное оборудование, транспортное средство не будет учтено при оценке баллов по показателю "Обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг" критерия оценки "Квалификация участников закупки в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации". В случае выявления в предоставленных документах недостоверной или не полной информации, начисление баллов по показателю "Обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг" критерия оценки "Квалификация участников закупки в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" не производится.
По показателю "Обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг" критерия оценки "Квалификация участников закупки в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" начисление баллов производиться за предоставление сведений о не менее чем, об одном складском помещении, о трёх холодильных камерах с поддерживаемым постоянным температурным режимом от 0 0С до минус 18 0С, о четырёх холодильных камерах с поддерживаемым постоянным температурным режимом от плюс 5 0С до минус 5 0С, о трех изотермических автотранспортных средствах, о двух автотранспортных средствах оборудованных холодильной камерой с поддерживаемым постоянным температурным режимом от 0 0С до минус 18 0С, а также о весоизмерительном оборудовании в следующем количестве:, грузоподъемностью до 150 кг. в количестве не менее 1 шт., грузоподъемностью до 50 кг. в количестве не менее 1 шт., грузоподъемностью до 10 кг. в количестве не менее 1 шт.
Складское помещение должно позволять осуществлять фасовку и (или) упаковку мороженной рыбы; субпродуктов мясных мороженных; изделий колбасных вареных; сушеных фруктов, плодов, а также их смесей; овощей и зелени свежих; овощей соленых, квашеных; фруктов, плодов, ягод свежих; кондитерских изделий фасованных. Сведения об этом (полные наименования, номера и даты введения технических условий) должны содержаться в форме в соответствии с Приложением N 4 к специальной части конкурсной документации и должны подтверждаться входящими в состав заявки участника закупки копиями соответствующих технических условий, разработанных участником закупки и указанных в декларациях о соответствии, размещенных на официальном сайте Федеральной службы по аккредитации в сети Интернет (http://fsa.gov.ru/).
Сведения, указанные в форме в соответствии с Приложением N 4 к специальной части конкурсной документации, должны подтверждаться входящими в состав заявки Участника, копиями следующих документов: паспортов транспортных средств; инвентарных карточек учета объектов основных средств унифицированной формы ОС-6 на транспортные средства (для юр.лиц; если транспортное средство в собственности); свидетельств о регистрации транспортных средств; договоров аренды (лизинга) (если транспортное средство взято в аренду (лизинг)), срок действия которых покрывает не менее половины срока исполнения контракта, на право заключения которого проводится настоящий конкурс, с приложением акта передачи арендованных т/с от арендодателя участнику закупки (арендатору), указанием данных, позволяющих определенно установить транспортные средства, переданные арендатору в качестве объекта аренды; действующих договоров на проведение дезинфекции транспортных средств, срок действия которых покрывает не менее половины срока исполнения контракта, на право заключения которого проводится настоящий конкурс; действующих договоров на проведение ремонтных работ транспортных средств, срок действия которых покрывает не менее половины срока исполнения контракта, на право заключения которого проводится настоящий конкурс; выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подтверждающей право собственности на объект недвижимости, используемый в производственных целях, выданной не ранее чем за 90 дней до окончания подачи заявок на участие в настоящем конкурсе (если в складское помещение в собственности); договора аренды (лизинга) недвижимого имущества, заключенного на срок не менее 2 лет и покрывающего весь срок исполнения контракта, на право заключения которого проводится настоящий конкурс, зарегистрированного в установленном порядке, с приложением акта передачи арендованного недвижимого имущества от арендодателя участнику закупки (арендатору), указанием данных, позволяющих определенно установить недвижимое имущество, переданное арендатору в качестве объекта аренды, а также с приложением копии выписки из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним на недвижимое имущество, переданное в аренду, выданной не ранее чем за 90 дней до окончания подачи заявок на участие в настоящем конкурсе или копии свидетельства о государственной регистрации права на недвижимое имущество и сделок с ним на недвижимое имущество, переданное в аренду (если складское помещение в аренде (лизинге)); действующего договора на вывоз бытовых отходов, срок действия которого покрывает не менее половины срока исполнения контракта, на право заключения которого проводится настоящий конкурс, либо действующего договора на предоставление мусорного бака в аренду с обязательной мойкой и дезинфекцией, срок действия которого покрывает не менее половины срока исполнения контракта, на право заключения которого проводится настоящий конкурс; действующего договора на проведение стирки белья (спецодежды), срок действия которого покрывает не менее половины срока исполнения контракта, на право заключения которого проводится настоящий конкурс; действующего договора на проведение поверки весоизмерительного оборудования, срок действия которых покрывает не менее половины срока исполнения контракта, на право заключения которого проводится настоящий конкурс; действующего договора на проведение лабораторных исследований и испытаний продовольственных товаров смывов (соскобов, проб воздуха) биоматериалов, сырья животного происхождения, срок действия которого покрывает не менее половины срока исполнения контракта, на право заключения которого проводится настоящий конкурс; действующего договора на проведение дезинфекции, дезинсекции и дератизации помещений склада, срок действия которого покрывает не менее половины срока исполнения контракта, на право заключения которого проводится настоящий конкурс; инвентарных карточек учета объектов основных средств унифицированной формы ОС-6 на холодильное оборудование (для юр.лиц; если холодильное оборудование в собственности); договоров аренды (лизинга) холодильного оборудования (если холодильное оборудование взято в аренду (лизинг)), срок действия которых покрывает не менее половины срока исполнения контракта, на право заключения которого проводится настоящий конкурс, с приложением акта передачи арендованного оборудования от арендодателя участнику закупки (арендатору), указанием данных, позволяющих определенно установить холодильное оборудование, переданные арендатору в качестве объекта аренды; действующих договоров на проведение дезинфекции, дезинсекции и дератизации холодильного оборудования, срок действия которых покрывает не менее половины срока исполнения контракта, на право заключения которого проводится настоящий конкурс; инвентарных карточек учета объектов основных средств унифицированной формы ОС-6 на весоизмерительное оборудование (для юр.лиц; если данное оборудование в собственности); справка о проведении поверки весоизмерительного оборудования, выданная не ранее октября 2016 года; договоров аренды (лизинга) весоизмерительного оборудования (если данное оборудование взято в аренду (лизинг)), срок действия которых покрывает не менее половины срока исполнения контракта, на право заключения которого проводится настоящий конкурс, с приложением акта передачи арендованного оборудования от арендодателя участнику закупки (арендатору), указанием данных, позволяющих определенно установить весоизмерительное оборудование, переданное арендатору в качестве объекта аренды.
В случае отсутствия в составе заявки участника копий всех документов, подтверждающих сведения о соответствующем складском помещении, холодильном оборудовании, транспортном средстве, весоизмерительном оборудовании, предусмотренных настоящей конкурсной документацией, такое складское помещение, холодильное оборудование, транспортное средство, весоизмерительное оборудование не будет учтено при оценке баллов по показателю "Обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг" критерия оценки "Квалификация участников закупки в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации".
В случае, если предметом настоящего конкурса является поставка, в том числе товаров животного происхождения, конкурсная заявка в подтверждение наличия складского помещения должна содержать копию действующего ветеринарного удостоверения (разрешения), выданного участнику закупки, копию действующего договора на оказание ветеринарных услуг, срок действия которого покрывает не менее половины срока исполнения контракта, на право заключения которого проводится настоящий конкурс, и копию действующего договора на оказание услуг по утилизации биологических отходов, срок действия которого покрывает не менее половины срока исполнения контракта, на право заключения которого проводится настоящий конкурс. При этом, в форме в соответствии с Приложением N 4 к специальной части конкурсной документации должны быть указаны N, дата выдачи и срок действия такого удостоверения (разрешения) и N, дата заключения, предмет и срок действия таких договоров.
При предоставлении в составе конкурсной заявки копии действующего договора на проведение поверки весоизмерительного оборудования и (или) справки о проведении поверки весоизмерительного оборудования, такая конкурсная заявка также должна содержать копию аттестата аккредитации в области обеспечения единства измерений, выданную организации, с которой заключен договора на проведение поверки весоизмерительного оборудования и (или) которая согласно справке о проведении поверки весоизмерительного оборудования произвела такую поверку, на выполнение работ и (или) оказание услуг по поверке средств измерений. При этом, представленная в составе конкурсной заявки, форма в соответствии с Приложением N 4 к специальной части конкурсной документации должна содержать номер такого аттестата аккредитации, полное наименование юридического лица, которому выдан такой аттестат, и срок действия такого аттестата. Кроме того, сведения о таком аттестате аккредитации в области обеспечения единства измерений должны содержаться в соответствующем реестре, размещенном на официальном сайте Федеральной службы по аккредитации в сети Интернет (http://fsa.gov.ru/)".
В силу ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Документальных доказательств, свидетельствующих о том, что требование о наличии у участника конкурса складского помещения с холодильным и весоизмерительным оборудованием и транспортных средств ограничивают количество участников Заявителем не представлено. Более того, возможность получить положительные баллы по спорному критерию не исключает возможность потерять установленное количество баллов по другим критериям.
Таким образом, спорный критерий оценки, установленный Заказчиком в конкурсной документации, не препятствует участию в конкурсе, не предрешает исхода закупки, не создает преимуществ конкретному лицу, а в данной ситуации направлен, прежде всего, на определения победителя конкурса - лица, наиболее соответствующего потребностям заказчика при поставке товаров по объекту закупки. Следовательно, доводы жалобы являются необоснованными.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 32, 50, 51, 53, 56, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Гелиос" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 25 августа 2017 г. N 44-3420/17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.08.2017