Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
ведущего заседание Комиссии: |
Н.С. Ивановой |
заместителя руководителя - начальника отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России; |
членов Комиссии:
с участием представителей: |
Л.В. Шевченко
А.Г. Киселёвой
|
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России; старшего государственного инспектора отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России, |
заказчика - администрации Гурьевского городского округа |
С.В. Песоцкого |
представителя по доверенности, |
в отсутствие представителей заявителя - ООО "Новострой", о времени и месте рассмотрения жалобы уведомленного надлежащим образом,
рассмотрев жалобу ООО "Новострой" (вх. N 4993 от 22.08.2017) (далее - Заявитель) на действия заказчика - администрации Гурьевского городского округа (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона (извещение N 0135300002617000169) на выполнение работ по объекту "Строительство сооружений водоснабжения пос. Храброво и Индустриального парка "Храброво" (далее - Аукцион) и в результате внеплановой проверки, проведенной в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области 22.08.2017 поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при формировании документации об Аукционе.
В обоснование своей жалобы Заявитель привел следующие доводы
Заявитель считает, что при формировании документации об Аукционе Заказчиком допущены нарушения Закона о контрактной системе, а именно:
- при выборе способа обеспечения контракта в виде предоставления банковской гарантии участнику закупки не представляется возможным установить срок действия банковской гарантии, поскольку Заказчиком изначально не установлен срок действия контракта, при этом какого-либо порядка, позволяющего участнику закупки определить (рассчитать) срок действия банковской гарантии документация об Аукционе не содержит;
- в проекте контракта не установлена ответственность генерального подрядчика за непредоставление информации о всех соисполнителях, субподрядчиках, заключивших договор или договоры с генеральным подрядчиком, что нарушает ч. 24 ст. 34 Закона о контрактной системе;
- Заказчиком установлены необоснованные требования к товарам, в том числе к сырью из которого изготавливается товар, а также для определения которых необходимы установленные ГОСТом испытания определенной партии товара в лабораторных условиях на соответствующем оборудовании. Предоставление конкретных характеристик по данным показателям накладывает на участника закупки обязанность иметь данные товары в наличии уже на этапе подачи заявки. В частности, данные требования установлены в приложении N 1 к Техническому заданию документации об Аукционе по позициям "Раствор тип 2", "Известь хлорная", "Класс токопроводящих жил", "Краска", "Газонная смесь" и т.д.
По мнению Заявителя, Заказчиком допущены нарушения п.п. 1, 2 ч. 1 ст. 33, ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Заявитель просит устранить допущенные нарушения.
Заказчиком даны следующие пояснения по сути жалобы Заявителя
Представитель Заказчика не согласился с доводами жалобы и пояснил, что формирование документации об Аукционе в редакции от 28.08.2017 осуществлено в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе. Права и законные интересы потенциальных участников не нарушены.
Вместе с тем, срок действия контракта установлен в разделе 2 муниципального контракта, что позволяет определить участникам закупки конкретный срок действия банковской гарантии.
Таким образом, Заказчик считает свои действия законными, а жалобу Заявителя необоснованной.
В результате рассмотрения жалобы и проведения в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее
25.07.2017 Заказчиком в единой информационной системе в сфере закупок (далее - официальный сайт, ЕИС) размещено извещение о проведении электронного аукциона (извещение N 0135300002617000169) на выполнение работ по объекту "Строительство сооружений водоснабжения пос. Храброво и Индустриального парка "Храброво" и документация об Аукционе.
Начальная (максимальная) цена контракта - 130 251 420,00 рублей.
В соответствии с ч. 6 ст. 65 Закона о контрактной системе 07.08.2017 Заказчиком по собственной инициативе в документацию об Аукционе внесены изменения, продлен срок подачи заявок до 23.08.2017.
28.08.2017 в документацию об Аукционе также внесены изменения, срок окончания подачи заявок продлен до 13.09.2017.
1. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующим правилом: использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Часть 2 статьи 33 Закона о контрактной системе предусматривает, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 данного закона, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
По смыслу пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в инструкции по заполнению заявки участником закупки заказчик определяет, в том числе, в какой именно форме (порядке) сведения о предлагаемом для использования товаре подлежат представлению для их рассмотрения аукционной комиссией.
Устанавливая требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе, помимо конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, не предусмотренные Законом о контрактной системе показатели результатов испытаний, которые на стадии подачи заявки не могут безоговорочно быть представлены участником как конкретные показатели товара, Заказчик нарушает правило объективного характера описания объекта закупки, что не соответствует пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
15.08.2017 в результате рассмотрения жалобы ООО "ТАНДЕМ" Комиссией Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области по контролю в сфере закупок в действиях Заказчика выявлены нарушения пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в части необъективного описания объекта закупки, для устранения которого выдано предписание о внесении изменений в документацию об Аукционе и о продлении срока подачи заявок (решение N КС-186/2017 от 15.08.2017, предписание N 75-кс/2017 от 15.08.2017). Указанные решение и предписание размещены на официальном сайте, находятся в свободном доступе для ознакомления.
Таким образом, по доводам жалобы Заявителя относительно установления Заказчиком в документации об Аукционе (в ред. от 07.08.2017) избыточного требования к представлению в составе заявки конкретных показателей результатов испытаний заявленного товара, Комиссией принято соответствующее решение, выявлены нарушения, выдано предписание.
Во исполнение предписания N 75-кс/2017 от 15.08.2017 Заказчиком 28.08.2017 в документацию об Аукционе внесены изменения, срок окончания подачи заявок продлен до 13.09.2017.
Требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам товаров, используемых при выполнении работ, изложены в новой редакции от 28.08.2017 в приложении N 1 к разделу 3 "Техническое задание на выполнение работ по объекту "Строительство сооружений водоснабжения пос. Храброво и Индустриального парка "Храброво" документации об Аукционе" (далее - ТЗ).
В ТЗ (в ред. от 28.08.2017) указанные в жалобе Заявителя требования к показателям сырья товара, результатов испытаний используемых при выполнении работ "Раствора тип 2", "Извести хлорной", "Классу токопроводящих жил", "Краски", "Газонной смеси" устранены.
На основании изложенного Комиссия приходит к выводу о необоснованности данных доводов жалобы Заявителя.
2. В силу части 2 статьи 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 Закона о контрактной системе, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
Согласно п. 12.1 проекта контракта контракт заключается после предоставления Генеральным подрядчиком документа, подтверждающего обеспечение исполнение обязательств Генерального подрядчика по контракту. В целях обеспечения исполнения своих обязательств по настоящему Контракту Генеральный подрядчик предоставляет Заказчику банковскую гарантию, выданную банком либо вносит денежные средства на счет заказчика в размере обеспечения исполнения контракта.
Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц (п. 12.3 проекта контракта).
Согласно п. 2.1 проекта контракта контракт вступает в силу со дня его заключения и действует до полного исполнения сторонами своих обязательств по Контракту.
В соответствии с п. 2.2 проекта контракта начало выполнения работ: в течение 3 (трех) календарных дней с даты заключения контракта. Срок выполнения работ не более 480 (четыреста восемьдесят) календарных дней с даты заключения контракта, но не позднее 20.12.2018. Ввод объекта в эксплуатацию в течение 30 календарных дней с момента выполнения работ.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что Заказчиком четко установлен срок окончания действия контракта, необходимый для определения участником закупки конкретного срока действия банковской гарантии, в связи с чем доводы жалобы Заявителя в данной части являются необоснованными.
3. В соответствии с ч. 4 ст. 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
Согласно ч. 23 ст. 34 Закона о контрактной системе в случае, если начальная (максимальная) цена контракта при осуществлении закупки товара, работы, услуги превышает размер, установленный Правительством Российской Федерации, в контракте должна быть указана обязанность поставщика (подрядчика, исполнителя) предоставлять информацию о всех соисполнителях, субподрядчиках, заключивших договор или договоры с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), цена которого или общая цена которых составляет более чем десять процентов цены контракта.
Пунктом 4.6.9 части IV "Проект контракта" документации об Аукционе (в ред. от 07.08.2017) была установлена обязанность генерального подрядчика при привлечении к выполнению работ субподрядных организаций уведомить письменно Заказчика в течение 5 (пяти) рабочих дней до подписания с ним договоров, а также письменно согласовать с Заказчиком привлекаемых к выполнению работ субподрядных организаций, что не соответствует положениям ч. 23 ст. 34 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, на момент рассмотрения жалобы Заявителя, Заказчиком внесены изменения в проект контракта, пункт 4.6.9 проекта контракта изложен в следующей редакции: "Генеральный подрядчик обязан предоставлять Заказчику информацию о всех соисполнителях, субподрядчиках, заключивших договор или договора с Генеральным подрядчиком, цена которого или общая цена которых составляет более чем десять процентов цены контракта. Указанную информацию предоставлять в течение десяти дней с момента заключения такого договора".
Таким образом, положения проекта контракта в данной части приведены в соответствие с положениями ч. 23 ст. 34 Закона о контрактной системе в редакции от 28.08.2017.
4. Согласно ч. 24 ст. 34 Закона о контрактной системе указанная в части 23 настоящей статьи информация предоставляется заказчику поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в течение десяти дней с момента заключения им договора с соисполнителем, субподрядчиком. При этом в контракте должна быть предусмотрена ответственность за непредоставление указанной информации путем взыскания с поставщика (подрядчика, исполнителя) пени в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены договора, заключенного поставщиком (подрядчиком, исполнителем) с соисполнителем, субподрядчиком в соответствии с настоящей частью. Пеня подлежит начислению за каждый день просрочки исполнения такого обязательства.
Проектом контракта (в ред. от 07.08.2017) не установлена ответственность генерального подрядчика за непредоставление информации о всех соисполнителях, субподрядчиках, заключивших договор или договоры с генеральным подрядчиком, что нарушает ч. 24 ст. 34 Закона о контрактной системе.
Доводы Заявителя в данной части являются обоснованными.
Вместе с тем, на момент рассмотрения жалобы Заявителя, Заказчиком внесены изменения в проект контракта, согласно которым в пункте 8.5.15 проекта контракта Заказчик указывает: "В случае непредоставления сведений в соответствии с п. 24 ст. 34 Федерального закона 44-ФЗ о соисполнителях, субподрядчиках, заключивших с Генеральным подрядчиком договор или договоры, цена которого или общая цена которых составляет более чем десять процентов цены контракта, Заказчик вправе взыскать с Генерального подрядчика пени в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены договора, заключенного Генеральным подрядчиком с соисполнителем, субподрядчиком. Пеня подлежит начислению за каждый день просрочки исполнения такого обязательства".
Таким образом, положения проекта контракта в данной части приведены в соответствие с положениями ч. 24 ст. 34 Закона о контрактной системе в редакции от 28.08.2017.
В заседании Комиссии представители лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, на вопрос ведущего заседание Комиссии о достаточности доказательств, представленных в материалы дела, пояснили, что все доказательства, которые они намеревались представить, имеются в распоряжении Комиссии, иных доказательств, ходатайств, в том числе о представлении или истребовании дополнительных доказательств не имеется.
В связи с изложенным, руководствуясь частями 1, 4, 7 статьи 105, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Новострой" обоснованной.
2. Признать заказчика - администрацию Гурьевского городского округа нарушившим ч. ч. 23, 24 ст. 34 Закона о контрактной системе.
3. Предписание не выдавать в связи с устранением допущенных нарушений.
4. Передать материалы дела должностному лицу Калининградского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении лиц, допустивших нарушение требований Закона о контрактной системе, к административной ответственности.
Ведущий заседание Комиссии: |
|
Н.С. Иванова |
Члены Комиссии: |
|
Л.В. Шевченко
А.Г. Киселёва
|
В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области от 28 августа 2017 г. N КС-199/2017
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 31.08.2017