Резолютивная часть решения оглашена г. Самара
23.08.2017 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (Самарское УФАС России) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Самарского УФАС) в составе: _
рассмотрев в порядке, установленном статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок), Приказом от 19 ноября 2014 г. N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", рассмотрев жалобу ООО "Тандем" на действия заказчика при проведении электронного аукциона на выполнение работ по текущему ремонту кровли донорского корпуса Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Самарская областная клиническая станция переливания крови" (извещение N 0142200001317008661, начальная (максимальная) цена контракта 1 698 028,57 руб.),
в присутствии представителя _
УСТАНОВИЛА:
В Самарское УФАС России поступила жалоба ООО "Тандем" на действия заказчика при проведении электронного аукциона на выполнение работ по текущему ремонту кровли донорского корпуса Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Самарская областная клиническая станция переливания крови" (извещение N 0142200001317008661, начальная (максимальная) цена контракта 1 698 028,57 руб.).
Согласно доводам заявителя Заказчиком утверждена аукционная документация, нарушающая правило объективного описания объекта закупки, установленного пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе и ограничивающая конкуренцию.
Заявитель просит признать жалобу обоснованной и выдать заказчику предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе путем внесения изменений в аукционную документацию.
Представитель Заказчика просил в удовлетворении жалобы отказать, указывая на отсутствие нарушений в аукционной документации, предоставил письменные возражения на жалобу.
Выслушав доводы Заказчика, Уполномоченного органа, изучив материалы жалобы, документацию об аукционе и, проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, внеплановую проверку, Комиссия Самарского УФАС России пришла к следующему выводу.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
1. В п.2 "Материалы, используемые при выполнении работ" Заказчик установил следующие требования:
2 |
Брусья (шифр по ТЕР 102-0023) |
Обрезные |
|
Заявитель в своей жалобе ссылается на ГОСТ 18288-87, однако в указанном ГОСТе определение брусьев отсутствует.
Запросы разъяснений положений документации в адрес заказчика не поступали.
Отклонений заявок участников по оспариваемому пункту документации не было.
Вопреки части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе, заявитель не представил доказательств того, что требования Заказчика к материалу "Брусья" не соответствуют действующему законодательству и нормам ГОСТ.
На основании изложенного, довод необоснован.
2. В п.5 "Материалы, используемые при выполнении работ" Заказчик установил следующие требования:
5 |
Доски (шифр по ТЕР 102-0060) |
Обрезные |
|
ГОСТ 18288-87 устанавливает термины и определения понятий в области лесопильного производства.
Термины, установленные настоящим стандартом, обязательны для применения во всех видах документации и литературы, входящих в сферу действия стандартизации или использующих результаты этой деятельности.
В соответствии с ГОСТ 18288-87 "Доска - пиломатериал толщиной до 100 мм и шириной более двойной толщины".
Однако, заказчиком данное требование ГОСТ не соблюдено, поскольку в соответствии с ГОСТ 18288-87 при минимальном значении толщины пиломатериала равной 44 мм, минимальное значение ширины должно быть более 88 мм, когда заказчик требует 75 мм.
Таким образом, заказчик расширил диапазон значений, предусмотренных ГОСТ, тем самым дав возможность участникам закупки указать значения, соответствующие требованиям аукционной документации, но противоречащие требованиям ГОСТ.
На основании изложенного, в действиях заказчика усматривается нарушение пунктов 1,2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Подобные положения аукционной документации Заказчика вводят участников закупки в заблуждение, усложняя подготовку заявок на участие в электронном аукционе, что недопустимо и противоречит целям и принципам законодательства о контрактной системе.
Вместе с тем, отклоняется довод Уполномоченного органа о ссылке Заказчика на ГОСТ 3916.1-96 в аукционной документации, поскольку указанный ГОСТ распространяется на фанеру общего назначения с наружными слоями из шпона лиственных пород.
На участие в электронном аукционе подано 17 заявок, все заявки допущены к участию в электронном аукционе, что в свою очередь свидетельствует о том, что установление требований не повлияло на количество участников закупки и результаты рассмотрения заявок, в связи с чем предписание не выдается.
На основании изложенного, в действиях Заказчика усматриваются признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
Руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Самарского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Тандем" частично обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пунктов 1, 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
3. Передать материалы жалобы для принятия решения о возбуждении административного производства по части 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
_
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 23 августа 2017 г. N 994-8396-17/4
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.08.2017