Резолютивная часть решения оглашена г. Самара
24.08.2017 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (Самарское УФАС России) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Самарского УФАС) в составе: _
рассмотрев в порядке, установленном статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок), Приказом от 19 ноября 2014 г. N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", рассмотрев жалобу ООО "Тандем" на действия заказчика при проведении электронного аукциона на выполнение работ по ремонту спортивного зала ГБОУ СОШ "Образовательный центр" с. Александровка (извещение N 0342300020017000023, начальная (максимальная) цена контракта 1 656 129,82 руб.),
в присутствии представителей _,
УСТАНОВИЛА:
В Самарское УФАС России поступила жалоба ООО "Тандем" на действия заказчика при проведении электронного аукциона на выполнение работ по ремонту спортивного зала ГБОУ СОШ "Образовательный центр" с. Александровка (извещение N 0342300020017000023, начальная (максимальная) цена контракта 1 656 129,82 руб.).
Согласно доводам заявителя Заказчиком утверждена аукционная документация с нарушениями Закона о контрактной системе.
Заявитель просит признать жалобу обоснованной и выдать заказчику предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе путем внесения изменений в аукционную документацию.
Представители Заказчика просили в удовлетворении жалобы отказать, указывая на отсутствие нарушений в аукционной документации, предоставил письменные возражения на жалобу.
Выслушав доводы Заказчика, изучив материалы жалобы, документацию об аукционе и, проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, внеплановую проверку, Комиссия Самарского УФАС России пришла к следующему выводу.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
1) Согласно доводам заявителя Заказчиком указана противоречивая информация о размере обеспечения заявок:
Согласно извещению, опубликованному на сайте http://zakupki.gov.ru размер обеспечения заявок составляет 16 561,30 Российский рубль;
согласно аукционной документации: Размер обеспечения заявок: 16 561,49 рублей.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 ФЗ N44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Из вышеизложенного следует, что информация, указанная в извещении о проведении электронного аукциона, должна соответствовать информации, содержащейся в аукционной документации.
В документации электронного аукциона указан конкретный размер обеспечения заявки на участие в электронном аукционе: 1% от НМЦК, что позволяет участнику определить сумму обеспечения исполнения контракта.
По своему характеру разночтения носят технический характер.
Заказчик отметил, что все участники электронного аукциона внесли верный размер обеспечения заявки на участие в электронном аукционе.
2) Согласно доводам заявителя Заказчиком указана противоречивая информация о размере обеспечения исполнения муниципального контракта.
Согласно Извещению Размер обеспечения исполнения контракта 82 806,49 Российский рубль;
согласно аукционной документации: 5 % от НМЦК - 82806 (Восемьдесят две тысячи восемьсот шесть) рублей 06 копеек
Запросы разъяснений по обжалуемому положению документацию в адрес заказчика не поступали.
Разночтения носят технический характер и легко устранимы.
3) Согласно доводам заявителя Заказчиком некорректно указана единица измерения в позиции 53 "Битумы":
"Глубина проникания иглы, 0,1 мм, должна быть: при +25оС. мм: 61 - 130, при ОоС более 20. Температура размягчения по кольцу и шару не ниже +43оС. Растяжимость: при +25оС, см, не менее 55, при ОоС не менее 3,5 см. Температура хрупкости ниже -15оС. Температура вспышки".
Температура общепринято указывается со знаком градуса "°".
Запросы разъяснений по обжалуемому положению документацию в адрес заказчика не поступали.
На участие в электронном аукционе подано 5 заявок, что свидетельствует об отсутствии затруднений при составлении заявок участниками.
Отказов в допуске к участию в электронном аукционе по данным основаниям не было.
Несоответствия носят характер описки.
4) Согласно доводам заявителя заказчиком установлены избыточные требования к товарам, не являющимся объектом закупки, к результату работ, к составным частям, к показателям, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, которые являются излишними.
Например, в позиции 14 "Электроды" заказчик установил требования: "Временное сопротивление разрыву, от 42 кг/мм"
"Относительное удлинение, не ниже восемнадцати процентов"
"Ударная вязкость не ниже 8 кгс/мм"
"Содержание серы и фосфора. % не должно быть более 0,040 и 0,045 соответственно_";
в позиции 11 "Растворитель" заказчик установил требование:
"Массовая доля воды по Фишеру, менее 1,0 %"
"Летучесть по этиловому эфиру в диапазоне 5 -15."
"Кислотное число менее 0,1 мг КОН/г"
"Число коагуляции должно быть более 24 %";
в позиции 43 "Кирпич силикатный" заказчик установил требование:
"Средняя плотность изделий, кг/мЗ, 900 - 2000"
"Водопоглощение более 5 %"
"Предел прочности, МПа, при сжатии: средний для десяти образцов не менее 10, наименьший из значений более 7".
"Предел прочности, МПа, при изгибе: средний для пяти образцов менее 3, наименьший из значений более 1,2. Число циклов попеременного замораживания и оттаивания более 20" и др.
В Письме ФАС России от 1 июля 2016 г. N ИА/44536/16 "Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке" указано следующее: "При установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке".
Заказчиком установлена следующая Инструкция по заполнению первой части заявки:
"Предоставляемые участником закупки сведения не должны сопровождаться словами "эквивалент", "или эквивалент", "аналог", "типа", "должен (-а) быть", "около", "допускается", "допускаемый", "допустимое", "не менее", "не более", "не хуже", "или", "не ниже", "не выше", "не превышает", "требуется", "необходим", "теоретическая", "максимальный", "минимальный" и производных однокоренных слов т.п., и/или допускать разночтения, двусмысленное толкование, за исключением случаев употребления этих слов и их производных в наименованиях показателей в соответствии с ГОСТ. Знак "-" означает, что участнику необходимо указывать одно конкретное значение из представленного диапазона значений через знак "-", включая крайние значения (за исключением показателей фракции, которые должны указываться диапазонным значением). Значения показателей, характеристик, марок, сопровождающиеся скобками, определяют многообразие вариантов, при этом необходимо указать конкретный показатель из приведенных подобным образом (исключение составляют уточняющие параметры). Знак "..." означает, что участнику необходимо указывать диапазон значений из представленного диапазона, через знак "...", не включая крайние значения Показатели, сопровождающиеся одновременно словами "от. до." являются диапазонными, при этом участник выбирает диапазон значений, входящий в требуемый, согласно значений, установленных в действующих государственных стандартах, национальных стандартах (ГОСТ, ГОСТ Р), регулирующих условия выпуска и применения указанных товаров. Показатели: условная вязкость, расход материалов, температура: эксплуатации, применения, размягчения, самовоспламенения, хрупкости, вспышки, размер фракции, процентное содержание фракций, влажность, массовая доля - не следует конкретизировать и следует указывать в диапазоне (либо конкретное значение в сопровождении сопутствующих слов) соответствующем требованиям заказчика и нормативно-технической документации. Участник закупки в первой части заявки на участие в электронном аукционе должен указать значения показателей материалов, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, при этом: значения показателей, сопровождающихся словами "более", должны иметь конкретное значение, которое больше установленного; значения показателей, сопровождающихся словами "менее", должны иметь конкретное значение, которое меньше установленного; значения показателей, сопровождающихся словами "от" должны иметь конкретное значение, которое больше установленного; значения показателей, сопровождающихся словами "до" должны иметь конкретное значение, которое меньше или равно установленного; значения показателей, сопровождающихся словами "не более", должны иметь конкретное значение, которое меньше установленного, включая крайнее значение, значения показателей, сопровождающихся словами "не менее", должны иметь конкретное значение, которое больше установленного, включая крайнее значение. Болты с гайками должны быть сопрягаемые. Значения, сопровождающиеся знаками "", "+/-", являются диапазонными и не должны быть конкретизированы. Значения показателей, сопровождающихся словами "в диапазоне" должны иметь диапазонное значение. Если слова "от", "до", "не менее", "не более", "менее", "более" и им подобные стоят перед знаком ":", то их следует относить ко всем значениям, указанным после знака ":". Если указанные слова стоят после знака ":", то каждое значение следует применять к характеристике, непосредственно рядом с которой оно указано. Значения показателей, отмеченные "*" не конкретизируются. Значения показателей, сопровождающиеся союзом "или", "либо", знаками "\", ",", являющиеся однородными, определяющими многообразие вариантов, указываются путем выбора одной характеристики или одного показателя из приведенных подобным образом; значения однородных показателей, сопровождающихся знаком ";", означает, что требуются все значения перечисленные через данный знак, за исключением употребления ";" в сочетании с союзом "или" в одном предложении. Значения однородных показателей, сопровождающихся знаком "/", означает, что требуются все значения перечисленные через данный знак. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку. Если ссылочный стандарт устанавливает дополнительные технические требования, в части использования нормативных ссылок на стандарт, к нормативным и техническим показателям на конкретные материалы, участником закупки должны быть учтены нормативные ссылки в части нормируемых показателей материалов. В случае, если какие-либо значения не регламентируются или не нормируются согласно ГОСТ, Участник вправе поставить прочерк "-", либо указать "не нормируется" или " не регламентируются" соответственно. В случае, если требования установлены к нескольким маркам (типам, видам, отличительным характеристикам) товара (материала), указанным через знак ";" либо союз "и", а при этом установлено требование к параметрам и характеристикам товара (материала), указанным в диапазоне значений (односторонне или двухсторонне ограниченном), то участник закупки должен предложить значение, соответствующее каждой марке (типу, виду, отличительной характеристике) товара (материала) отдельно.
Таким образом, Инструкция по подготовке заявок требует от участника закупки указывать конкретные показатели, которые могут стать известными лишь на момент получения конкретной партии товара и после его испытаний.
На основании изложенного, заказчиком в аукционной документации установлены избыточные требования к материалам.
Подобные положения аукционной документации Заказчика усложняют подготовку заявок на участие в электронном аукционе, что недопустимо и противоречит целям и принципам законодательства о контрактной системе.
Установление заказчиком требований к конкретизации значений, которые становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства и поставки, приводит к ограничению количества участников, не создает предпосылок для экономии бюджетных средств. Напротив, соблюдение заказчиками конкурентных основ при установлении требований к содержанию заявки приводит к увеличению количества участников закупок и значительной экономии бюджетных средств.
Доводы заявителя обоснованы, в действиях заказчика усматривается несоблюдение требований, установленных пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, Комиссия Самарского УФАС отмечает, что на участие в электронном аукционе подано 5 заявок, что в свою очередь подтверждает согласие хозяйствующих субъектов выполнить работы на условиях аукционной документации, а также свидетельствует о том, что установление требований и нарушения в части описания объекта закупки не повлияли на количество участников закупки и результаты рассмотрения заявок, в связи с чем предписание не выдается.
На основании изложенного, в действиях Заказчика усматриваются признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
Руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Самарского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Тандем" частично обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Передать материалы жалобы для принятия решения о возбуждении административного производства по части 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
_
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 24 августа 2017 г. N 1015-8369-17/4
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.08.2017